Аренда движимого имущества у бюджетного учреждения
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Аренда движимого имущества у бюджетного учреждения

Аренда движимого имущества у бюджетного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение сдает в аренду недвижимое (часть инвентарного объекта) и движимое имущество ИП и автономной некоммерческой организации. Договоры заключены в 2015-2016 годах, действуют по настоящее время, не бессрочные. С 2018 года бюджетное учреждение ведет учет данного имущества в соответствии с требованиями СГС “Аренда”. Имущество, переданное в аренду, отражено на счете 25.
Нужно ли в соответствии с требованиями СГС “Аренда” переносить остатки со счета 25 на счет 111?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В зависимости от условий договора недвижимое (часть инвентарного объекта) и движимое имущество, переданное в аренду, учитывается на забалансовом счете 25 “Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)”.
Счет 0 111 40 000 “Право пользования имуществом” используется в бухгалтерском учете арендатора (пользователя) имуществом, полученным в рамках операционной аренды от арендодателя (балансодержателя), для учета права пользования активом.

Обоснование позиции:
Начиная с 01.01.2018 хозяйственные операции по договорам аренды (возмездного пользования) отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями СГС “Аренда”. Так, п. 2 СГС “Аренда” прямо предусмотрено, что нормы стандарта применяются в том числе и при отражении в учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих по договорам аренды и договорам безвозмездного пользования.
Стандартом предусмотрено два вида аренды: операционная и неоперационная (финансовая). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен. Соответственно, при заключении учреждением договора аренды прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен данный договор, то есть классифицировать его. Классификация объекта аренды в целях бухгалтерского учета является субъективным суждением должностных лиц учреждения (смотрите, например, п.п. III.1, IV.1 письма Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464) и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 СГС “Аренда”.
При операционной аренде в бухгалтерском учете бюджетного учреждения объект, сданный в аренду, продолжает учитываться в составе основных средств, амортизация продолжает начисляться в общем порядке, но учитывается обособленно (п. 24 СГС “Аренда”). При этом в учете арендодателя отражается факт передачи имущества в аренду на дату классификации аренды (п. 24 СГС “Аренда”) в качестве операции по внутреннему перемещению на балансовых счетах 101 00 “Основные средства” и увеличению забалансового счета 25 “Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)”. Проводку по внутреннему перемещению следует отражать только в случае, если часть инвентарного объекта (часть помещения), передаваемая в аренду, обособлена в бухгалтерском учете. В противном случае в учете отражается только информация о переданном в аренду помещении на забалансовом счете 25.
В свою очередь, требование об отражении информации о передаче помещения в аренду на забалансовом счете 25 содержалось и до вступления в силу СГС “Аренда”. Поэтому в рассматриваемой ситуации, так как данная информация была отражена на счете 25 в момент передачи объекта в пользование, повторно отражать передачу имущества не нужно.
Согласно методическим указаниям по применению положений СГС “Аренда”, для отражения объектов учета операционной аренды с 01.01.2018 введен новый счет 0 111 40 000 “Право пользования имуществом”. Этот счет используется в бухгалтерском учете арендатора (пользователя) имуществом, полученным в рамках операционной аренды от арендодателя (балансодержателя), для учета права пользования активом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сдача имущества по новому стандарту «Аренда»: трудности бухгалтера и пути их решения

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще. Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

Читать еще:  Аренда земли под гараж для пенсионеров

О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче в аренду зданий, помещений на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта «Аренда»).

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.

Вывод: правильно определите тип арендных отношений: операционная или финансовая аренда. Это надо сделать на основе условий классификации в СГС «Аренда». Полагайтесь на свое профессиональное суждение.

2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?

Если договор аренды заключен в 2017 году и ранее, учет по СГС «Аренда» ведут с 1 января 2018 года. Если договор с 1 января 2018 года и позже — с того события, которое наступило раньше:

  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц. Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации. Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

Школа является арендодателем и договор, заключенный в 2017 году, на основании информации о сроках и размерах арендных платежей с точки зрения СГС «Аренда» на 1 января 2018 года отнесен к операционной аренде.

В соответствии с рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении», на 1 января 2018 года бухгалтерия образовательного учреждения:

  • Провела инвентаризацию имущества, переданного в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующим в период применения СГС «Аренда». Провела анализ договора аренды, на основании которого учреждение передало во временное пользование здание тира.
  • Определила оставшийся срок полезного использования объекта операционной аренды, оставшийся срок пользования тира. Из условий договора оставшийся срок пользования зданием тира арендатором составит 2 года, срок полезного использования объекта после окончания договора аренды составит 25 лет.
  • Бухгалтерия запросила и получила акт сверки по арендным платежам. Определила, что общая сумма арендных платежей за оставшийся срок использования тира, которую заплатит арендатор (начиная с 1 января 2018 года и до завершения срока договора) составит 240 000 ₽.
  • Профессиональное суждение бухгалтера об отнесении данного договора к договорам операционной аренды оформлено в виде текстового документа, составленного в произвольной форме.
  • Пользуясь рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, бухгалтер учреждения составила бухгалтерскую справку ф. 0504833 для формирования в межотчетный период входящих остатков по объекту учета аренды, в которой:
  1. Отражена сумма расчетов с пользователями имущества по арендным платежам:
    Дебет 0 205 21 000 Кредит 0 401 30 000 — 240 000 ₽.
    (в сумме арендных платежей за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды).
  2. Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей:
    Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 401 40 121 — 240 000 ₽.
  3. Отражен перенос дебиторской задолженности по коммунальным (условным арендным) платежам:
    Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 205 31 000
    Дебет 0 205 35 000 Кредит 0 401 30 000
    (в сумме дебиторской задолженности по возмещению расходов в рамках арендных отношений по состоянию на 1 января 2018 года):
  • информацию о передаче здания тира арендатору в рамках операционной аренды бухгалтер отразила в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031.

Как заполнить инвентарную карточку при сдаче имущества в аренду комментирует Александр Опальский, лектор онлайн-курса в Контур.Школе «Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»:

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Обратите внимание! Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды. По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на 1 января 2018 года на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510 Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Рекомендации бухгалтеру: в связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения на 2018 год в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Аренда движимого имущества у бюджетного учреждения

Дата документа 06.11.2019
Метки Методика
Читать еще:  Какие коммунальные услуги оплачивает арендатор квартиры?

СДАЧА В АРЕНДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Имущество, используемое бюджетным учреждением при осуществлении предусмотренной уставом деятельности, находится в государственной или муниципальной собственности и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, в том числе сдавать его в аренду, бюджетное учреждение вправе лишь с предварительного согласия учредителя.
О специфике сдачи в аренду государственного имущества бюджетным учреждением пойдет речь в настоящем материале.

Правовые основы деятельности бюджетных учреждений установлены, как Вы знаете, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ).
Как мы сказали в самом начале, имущество бюджетного учреждения, собственником которого выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Право оперативного управления заключается в том, что учреждение, за которым имущество закреплено на таком праве, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Норма о том, что некоторыми видами имущества бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, закреплена и пунктом 10 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ. Это касается любого недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных собственником средств.
Иным движимым имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение в общем случае распоряжается самостоятельно.

Для справки: к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории ОЦДИ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества”.

В рамках основного вида деятельности бюджетного учреждения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ), причем такое финансирование осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет выделенных учредителем средств, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание!
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Вопрос уменьшения объема субсидии на государственное (муниципальное) задание в текущем финансовом году был рассмотрен в пункте 6 Письма Минфина России от 22.10.2013 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет доходов от предоставления имущества в аренду в бюджетном и автономном учреждении

Как бюджетное, так и автономное учреждение вправе вести деятельность, приносящую доход (в том числе сдавать имущество в аренду), если :

  • это служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует таким целям;
  • подобная деятельность указана в учредительных документах учреждения.

При этом учреждение обязано получить согласие собственника на сдачу в аренду имущества, которое закреплено за организацией на праве оперативного управления или получено за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, в отношении:

  • недвижимости;
  • особо ценного движимого имущества.

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (если иное не установлено законом).

Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в распоряжение учреждения и могут быть им использованы в рамках утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности. Однако нужно учитывать, что с момента сдачи имущества в аренду собственник организации (учредитель) прекращает финансирование затрат на его содержание . Поэтому подобные доходы, в первую очередь, должны быть направлены на содержание данных ценностей (оплату текущего, среднего и капитального ремонта, коммунальные платежи, уборку и т. д.).

Начисление доходов от сдачи имущества в аренду отражают по дебету счета 0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» и кредиту счета 0 401 10 120 «Доходы от собственности». При этом учет подобных доходов ведется по методу начисления . Это означает, что их отражают в учете учреждения в тот момент, когда у организации появилось право на их получение. Факт поступления денежных средств от арендатора значения не имеет.

В общем случае подобные доходы облагают НДС. Сумму начисленного налога учитывают по дебету счета 0 401 10 120 и кредиту счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Начисление налога осуществляется на основании счета-фактуры, выставленного учреждением арендатору. Сумму «входного» налога по расходам, связанным с содержанием имущества, переданного в аренду, принимают к вычету в общем порядке.

Пример

С согласия учредителя учреждение сдает в аренду часть неиспользуемого помещения. Сумма арендной платы, установленная в договоре, составляет 212 400 руб. (в том числе НДС — 32 400 руб.). За отчетный период сумма расходов, связанная с оплатой коммунальных услуг и работ по его содержанию, составила:

– оплата услуг отопления, водоснабжения и предоставления электроэнергии — 31 860 руб. (в том числе НДС — 4680 руб.);

– оплата вывоза мусора и твердых бытовых отходов — 8260 руб. (в том числе НДС — 1260);

– оплата расходов на уборку помещения, выполняемую силами работников учреждения (включая взносы на соцстрахование с дохода таких работников), — 10 416 руб.

Операции по сдаче имущества в аренду будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения порядок забалансового учета денежных средств не приводится):

Дебет 2 205 21 560 Кредит 2 401 10 120

– 212 400 руб. — начислена сумма арендной платы;

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 303 04 730

– 32 400 руб. — начислена сумма налога на добавленную стоимость с арендной платы;

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660

– 212 400 руб. — поступила арендная плата на лицевой счет учреждения в казначействе;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 23 730

– 4680 руб. — учтены сумма «входного» НДС по услугам отопления, водоснабжения, предоставления электроэнергии и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 109 60 223 Кредит 2 302 23 730

– 27 180 руб. (31 860 – 4680) — учтены расходы по оплате услуг отопления, водоснабжения, предоставления электроэнергии и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 4680 руб. — принят к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам;

Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610

– 31 860 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату коммунальных услуг;

Дебет 2 210 01 560 Кредит 2 302 25 730

– 1260 руб. — учтены сумма «входного» НДС по услугам, связанным с вывозом мусора и твердых бытовых отходов, и кредиторская задолженность перед подрядчиком;

Дебет 2 109 60 225 Кредит 2 302 25 730

– 7000 руб. (8260 – 1260) — учтены расходы по вывозу мусора и твердых бытовых отходов и кредиторская задолженность перед поставщиками;

Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 01 660

– 1260 руб. — принят к вычету «входной» НДС по услугам, связанным с содержанием имущества;

Дебет 2 302 25 830 Кредит 2 201 11 610

– 8260 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату услуг по содержанию имущества;

Дебет 2 109 60 225 Кредит 2 302 11 730 (2 303 02 730, 2 303 06 730 . )

– 10 416 — учтены расходы по заработной плате (и соцвзносов с нее), начисленной работникам учреждения, занятым в уборке помещений, сданных в аренду.

При списании расходов, связанных со сдачей имущества в аренду, в учете учреждения делают записи:

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 109 60 223

Читать еще:  Субаренда муниципального имущества без торгов

– 27 180 руб. — списаны расходы на оплату коммунальных услуг;

Дебет 2 401 10 120 Кредит 2 109 60 225

– 17 416 руб. (7000 + 10 416) — списаны расходы на оплату услуг по содержанию имущества, сданного в аренду.

Статья: Сдача бюджетным учреждением в аренду федерального (муниципального) движимого имущества (Гарнов И.) (“Финансовая газета”, 2004, n 16)

“Финансовая газета”, N 16, 2004
СДАЧА БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В АРЕНДУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Согласно ст.298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. При этом исходя из требований п.2 этой статьи имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности, поступает в его самостоятельное распоряжение без предоставления учреждению права собственности на данное имущество, так как в соответствии со ст.296 ГК РФ все имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Учитывая изложенное, учреждение в общем случае может заключать договоры на сдачу в аренду состоящего на его балансе оборудования только при условии, если данное имущество было приобретено за счет средств от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности, и наличии согласия собственника имущества. Если же данное движимое имущество было передано этому учреждению собственником или приобретено за счет бюджетных средств, то право заключать арендные договоры однозначно принадлежит представителю собственника данного имущества.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с пп.11 п.6 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2002 N 377, на Минимущество России возложено санкционирование сдачи в аренду только недвижимого имущества, его согласия на сдачу в аренду оборудования не требуется. Поэтому если в учредительных документах учреждения предусмотрены какие-либо ограничения на использование движимого имущества, то в качестве представителя собственника при сдаче такого имущества в аренду выступает вышестоящий распорядитель бюджетных средств. Если таких ограничений в учредительных документах не предусмотрено, то действующее законодательство Российской Федерации в принципе не ограничивает права учреждения самостоятельно принимать решения о сдаче движимого имущества в аренду. Однако при возникновении претензий со стороны вышестоящих и контролирующих органов в связи с осуществлением учреждением сдачи в аренду приобретенного им за счет предпринимательской деятельности движимого имущества администрация учреждения должна быть готова доказать свое право в судебно-арбитражном порядке. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 организации, в отношении которых предусмотрена специальная правоспособность по использованию имущества (в частности, оперативное управление), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст.168 ГК РФ. Таким образом, в целях снижения рисков применения к учреждению различных санкций при сдаче в аренду движимого имущества учреждению целесообразно заручиться согласием вышестоящего распорядителя бюджетных средств.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год” доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений и организаций, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений и организаций в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх выделенных учреждению лимитов бюджетного финансирования.
Вместе с тем регламентируемый Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1999 N 689 порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным имуществом распространяется только на недвижимое имущество. Порядок использования в качестве дополнительного бюджетного финансирования в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона N 176-ФЗ средств от аренды движимого федерального имущества, а также номера конкретных лицевых счетов для зачисления таких средств нормативными документами не определены, что может послужить основанием для отказа органа федерального казначейства к принятию сумм арендной платы на бюджетные лицевые счета, а также перечисления их учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования.
Зачисление данных средств на внебюджетные лицевые счета учреждения в органе федерального казначейства может привести к риску блокирования последним их использования учреждением, а также изъятия их в доход федерального бюджета при проверках органами, контролирующими использование бюджетных средств.
В случае заключения договоров на сдачу в аренду федерального движимого имущества не представителем собственника, а с его согласия непосредственно учреждением при зачислении средств на внебюджетные лицевые счета последнее выступает получателем дохода. Поэтому у учреждения возникает обязанность уплаты с полученного дохода предусмотренных НК РФ налогов и сборов (в частности, НДС и налога на прибыль).
Согласно Письму МНС России от 06.08.2002 N 02-2-07/105-я376 НК РФ и Бюджетный кодекс Российской Федерации имеют самостоятельные предметы регулирования. Правоотношения по установлению и взиманию налогов и сборов регулируются НК РФ. Так, доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, подлежат налогообложению в установленном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если иное не установлено актами законодательства о налогах и сборах. Следовательно, бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль с названных доходов в установленном порядке.
Доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными доходами организаций (п.4 ст.250 НК РФ). Сумма налога на прибыль организаций по установленным ставкам зачисляется в бюджеты трех уровней (ст.284 НК РФ).
Исходя из изложенного, доходы, полученные организациями от сдачи имущества в аренду, учитываются налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ. В связи с этим положения ст.28 Закона N 176-ФЗ реализуются после уплаты в бюджет налога на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ.
Таким образом, при заключении договора на сдачу в аренду являющегося федеральной собственностью оборудования, приобретенного за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, с согласия собственника имущества (вышестоящего распорядителя бюджетных средств) непосредственно учреждением арендную плату целесообразно зачислять на его лицевой счет в органе федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Затем учреждение в качестве налогового агента выделяет из полученной суммы и перечисляет в соответствующий бюджет суммы НДС и налога на прибыль.
В бухгалтерском учете перечисленные операции отражаются следующими записями:
Дебет 110, Кредит 174 – отражена сумма арендной платы с НДС,
Дебет 174, Кредит 173 – выделены суммы НДС и налога на прибыль,
Дебет 173, Кредит 110 – перечислены в бюджет суммы НДС и налога на прибыль.
В случае согласия органа федерального казначейства на зачисление оставшейся суммы платы за сдачу в аренду федерального движимого имущества на доходный лицевой счет органа федерального казначейства для организации в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов дополнительного бюджетного финансирования учреждения данные средства перечисляются на указанный счет и используются учреждением в порядке, установленном для арендной платы по недвижимому федеральному имуществу. В бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 091, Кредит 141 – зачислены (при согласовании дополнительной сметы доходов и расходов) на бюджетный лицевой счет суммы дополнительного бюджетного финансирования за счет доходов от сдачи в аренду федерального движимого имущества.
В случае отказа в организации дополнительного бюджетного финансирования учреждения за счет поступивших в бюджет сумм за сдачу в аренду движимого федерального имущества (по причине отсутствия регламентированного нормативными документами механизма организации такого финансирования) оставшаяся на субсчете сумма арендной платы подлежит сдаче в федеральный бюджет. В бухгалтерском учете необходимо произвести записи:
Дебет 174, Кредит 173 – оставшаяся после начисления НДС и налога на прибыль сумма платы за сдачу в аренду федерального движимого имущества отнесена на неналоговые доходы федерального бюджета,
Дебет 173, Кредит 110 – перечислены по принадлежности сформированные неналоговые доходы федерального бюджета (с указанием в платежных документах о перечислении НДС и налога на прибыль).
И.Гарнов
ООО “А.И.Аудит-Сервис”
Подписано в печать
14.04.2004

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector