Изменение суммы договора после его заключения
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Изменение суммы договора после его заключения

Правовой механизм изменение цены после заключения договора

Изменение цены после заключения договора

Каждая коммерческая организация заинтересована в получении максимальной прибыли от своей деятельности.При этом в договорных отношениях (при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг) одна сторона хочет установить цену, которая будет приносить достаточную прибыль, а другая — получить блага с наименьшими затратами.

Для этого не обязательно иметь соответствующие договорные условия (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Главное — успеть предъявить требование об изменении цены до того, как стороны исполнят договор надлежащим образом. Дело в том, что надлежащее исполнение прекращает обязательство (п. 1 ст. 408 ГК РФ). То есть если, например, покупатель оплатит товар в полном объеме, то его обязанность по оплате будет считаться прекращенной.

А действующее гражданское законодательство не предусматривает правовой возможности восстановления прекращенных в установленном порядке обязательств. Если стороны в такой ситуации заключат соглашение об изменении цены, то оно будет считаться недействительным (ст. 168 ГК РФ, см., например постановления ФАС Московского округа от 18 февраля 2013 г. по делу № А40-44350/11-54-289 и от 7 июля 2014 г. № Ф05-6884/2014 по делу № А40-89891/2013).

Изменение цены по соглашению сторон

Стороны могут изменить цену своим соглашением в любой момент после заключения договора и до его полной оплаты. Такое право им предоставляет пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Так, если стороны закрепили, например, в договоре поставки, что цена является твердой и не может быть изменена по соглашению сторон, то увеличить цену стороны не могут.

Такое соглашение будет считаться недействительным. Нельзя изменить цену товара и в случае, если путем государственного либо ведомственного регулирования цен установлены фиксированные цены на товар (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ).

Изменение цены на основании положений договора

Если контрагент не согласен заключать соглашение об изменении цены, то необходимо обратиться к положениям самого договора. Если он предусматривает право сторон изменять цену (п. 2 ст. 310, п. 2 ст. 424 ГК РФ), то нужно определить, наступили ли основания для этого, и в каком порядке сторона может (если может) увеличить или уменьшить цену.

В частности, договор может содержать положения об изменении цены в зависимости от уровня инфляции или иных объективных индикативных показателей (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2006 г. № Ф08-5685/2006 по делу № А20-725/2006, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2007 г. № 16АП-52/07(2) по делу № А20-725/2006).

Изменение цены на основании норм Гражданского кодекса РФ

Гражданский кодекс РФ содержит нормы, которые дают право требовать от контрагент изменения условий договора (например, п. 2 ст. 450 ГК РФ, п. 4 ст. 451 ГК РФ). Причем они носят императивный характер, и стороны не могут ограничить их действие на отношения друг с другом. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 22 февраля 2013 г. по делу № А27-9324/2012 указал: «Право покупателя на соразмерное уменьшение цены не зависит от того, предусмотрено ли оно договором либо установлен иной вид ответственности».

Однако, чтобы сторона могла потребовать изменить цену, нужно соблюсти ряд формальностей. В частности, необходимо:

  • надлежащим образом зафиксировать наличие оснований для изменения договора
  • направить контрагенту предложение изменить договор

Только после того, как контрагент ответит отказом либо пройдет 30 дней (если иной срок не указан в предложении, законе или договоре), а ответа не будет, можно предъявить иск в суд (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

После того как решение суда об изменении договора вступит в законную силу, договор будет считаться измененным (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Оригинал статьи: http://www.lawyercom.ru/article/5684-izmenenie-tseny-posle-zaklyucheniya-dogovora

Корпоративные споры

Виды и особенности корпоративных споров их комплексное решение в арбитражном суде

Нарушение условий договора

Основные моменты при рассмотрении дел о нарушениях условий договора в арбитражном суде

Расторжение договоров

Расторжение договоров в арбитражнном суде и юридическое сопровождение процесса

Задайте вопрос специалисту

Получите ответ на вопрос в течение 15 минут

Что произойдет после вашего обращения

Мы вас выслушаем Соберем первичную информацию, ознакомимся с имеющемися документами Разработаем стратегию Сформируем план развития ситуации, рассмотрим пути решения проблемы Соберем документы Подготовим экспертные заключения, оценки или другие необходимые документы Выиграем ваше дело Пойдем в суд и выиграем ваше дело Получим решение и исполнительный лист Самостоятельно заберем решение и исполнительный лист из суда Обеспечим получение компенсации Доведем дело до получения компенсации, возмещения убытков или гонорара

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Читать еще:  Договор аренды производственного помещения с оборудованием образец

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Изменение цены договора по 44-ФЗ

  • Изменение цены договора по 44-ФЗ: как правильно это сделать

    Как определяется цена договора по 44-ФЗ? Изменение цены договора по 44-ФЗ. Насколько можно менять цену договора. Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора.

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Как определяется цена договора по 44-ФЗ
    • Изменение цены договора по 44-ФЗ
    • Насколько можно менять цену договора
    • Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

    Изменение цены договора по 44-ФЗ законодательно запрещено, так как стоимость контракта является существенным условием и не подлежит изменению. Но такой запрет справедлив для общих оснований и не распространяется на исключения, которые прописаны в законе отдельно.

    Помимо самой возможности изменить цену договора, важно понимать, насколько возможно такое увеличение. В этой сфере существуют устойчивые мифы, по которым заказчик может произвольно менять стоимость в определенных границах. В нашей статье мы разберем, насколько эти утверждения верны, и приведем последние изменения в законодательстве, влияющие на условия договора по 44-ФЗ.

    Как определяется цена договора по 44-ФЗ

    Закон 44-ФЗ использует для определения цены контракта термин «начальная максимальная цена договора». Он обозначает предельную сумму, по которой допускается заключение соглашения между заказчиком и исполнителем. Данный показатель обязательно вносится в план-график, извещение и касающуюся закупки документацию.

    Определение суммы договора в госзакупках является очень важной задачей, так как от ее грамотного исполнения зависит эффективность расходования государственных средств.

    Для расчета НМЦК заказчик должен применить один из установленных законом методов. Однако заключение соглашения происходит на сумму и на условиях, предложенных победителем тендера, так как его стоимость всегда оказывается меньше первоначальной.

    Закон устанавливает для цены договора такое правило: она является твердой, сохраняется неизменной до выполнения условий соглашения.

    Закон 44-ФЗ предполагает такие методы расчета НМЦК:

    • анализ рынка;
    • нормативный;
    • тарифный;
    • проектно-сметный;
    • затратный.

    Обычно заказчики отдают предпочтение первому подходу, также известному как сопоставление цен. В данном случае необходимо сравнить и изучить стоимости похожих договоров или отдельных видов товара. Всю необходимую информацию берут из:

    • открытых источников;
    • каталогов и брошюр;
    • статистических отчетов;
    • ответов коммерческих фирм.

    Изменение цены договора по 44-ФЗ

    Интересующий нас закон устанавливает достаточно строгие правила относительно изменения условий закупок, допуская поправки лишь в особых ситуациях.

    Изменение цены договора по 44-ФЗ до его подписания.

    По закону заказчики могут менять НМЦК, а также другие условия документации. Однако при этом необходимо исправить обоснование начальной стоимости. Подобные корректировки допускаются, если заказчик выявил ошибку в расчетах, получил предписание ФАС либо произошло изменение тарифов.

    При этом обязательно увеличивается срок подачи заявок. Когда конкурс проходит в электронном формате, вносить поправки в документацию разрешается не позже, чем за пять дней до завершения подачи заявок. А сам срок должен быть увеличен таким образом, чтобы у участников осталось минимум 10 дней на предоставление документов.

    Изменение цены после заключения договора.

    Закон позволяет заказчику изменить сумму договора в пределах увеличения НДС, если соглашение изначально не устанавливает увеличенный НДС. Нужно отметить, что такая поблажка давалась только до 1 октября 2019 г., а сам контракт необходимо было подписать до 1.01.2019 г. Повышение размера выплат допускалось при соблюдении четырех правил. В первую очередь с такими действиями должны быть согласны обе стороны контракта. Также документ должен быть подписан до 2019 года, а приемка назначена на срок после 1.01.2019 г. В тексте документа обязательно прописывается прежняя ставка НДС, а цена договора может подвергаться изменению исключительно в пределах установленных ограничений.

    В качестве другого повода для изменения цены контракта по 44-ФЗ может выступать уменьшение регулируемых цен на продукцию. Тогда заказчик договаривается с исполнителем, снижает сумму, а количество товара остается прежним. Стоит оговориться, что такой ход необходимо прописать в договоре.

    Изменить сумму соглашения можно при снижении лимитов. Если по своим расчетам заказчик не сможет расплатиться с поставщиком, он имеет право снизить стоимость пропорционально количеству ТРУ (товаров, работ, услуг). Подробности можно уточнить в постановлении Правительства от 28.11.2013 № 1090.

    Снижение цены договора происходит, когда превышена установленная правительством сумма. Данное условие распространяется на госконтракты, договоры для нужд субъектов, если их срок действия не менее трех лет, и также на муниципальные соглашения продолжительностью более года.

    Отдельно стоит сказать об изменении цены договора по 44-ФЗ в сфере строительства, капремонта и реконструкции. Если правки в проектную документацию привели к тому, что невозможно произвести работы на прежних условиях, сумму можно менять. Однако срок и размер оплаты не должны вырасти более чем на 30 %.

    Соглашение об изменении цены контракта 44-ФЗ.

    После внесения поправок необходимо подготовить приложение к контракту и прописать в нем:

    • наименования сторон;
    • список корректировок в договоре;
    • указание на то, что остальные положения документа остаются неизменными;
    • подписи участников соглашения, подкрепленные печатями.

    Факт изменения суммы также отражают в ЕИС. В реестре контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нужно нажать «Внести изменения». Далее необходимо выбрать тип внесенных правок в разделе «Общая информация» и указать основание для данного действия. В качестве основы должен быть представлен конкретный пункт закона 44-ФЗ и его формулировка. Для этого нужно просто выбрать из списка нужный вариант, сохранить изменения. На передачу сведений о внесенных изменениях в Федеральное казначейство дается пять рабочих дней со дня внесения корректировок.

    Насколько можно менять цену договора

    Бытует мнение, что заказчик имеет право самостоятельно изменять размер оплаты договора в пределах определенного процента. Это не совсем так: 44-ФЗ устанавливает возможность повышения стоимости контракта на 10 %, но лишь при условии пропорционального увеличения количества товаров, работ и услуг. То есть заказчик не может поднять стоимость на 10 %, сохранив прежний объем ТРУ. Иными словами, рост цены будет вторичным по отношению к корректировке объема поставки.

    Нужно отметить, что увеличение объема ТРУ может происходить и без роста цены.

    Заказчик не может поднять цену на 10 %, увеличив поставку отдельной позиции. Например, из 100 заказанных позиций увеличить стоимость только одной. При этом нельзя изменять поставляемую номенклатуру продукции – запрещается исключать из списка одни товары и вносить другие. При неделимой закупке производится корректировка цены сразу всех товаров. Как и в предыдущих случаях, право изменить контракт должно быть прописано в самом договоре и закупочной документации. А любые поправки вносятся только при достижении соглашения между сторонами.

    Можно снизить цену в пределах 10 % за счет пропорционального сокращения ТРУ. В таком случае поправки вносятся по тем же правилам, что и при повышении суммы контракта.

    При пересмотре объема поставки, который, например, может быть вызван сокращением лимитов бюджетных обязательств, нужно помнить об установленных правилах. Так, необходимо поставить товары, важные для жизнеобеспечения граждан. То есть выполнить условия соглашения на поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи, пр.

    Читать еще:  Договор пожизненной ренты на квартиру и наследники

    Сокращение объемов происходит аналогично снижению размера оплаты контракта. В таком случае исполнитель не должен лишиться прибыли. Отметим, что последняя не может быть более 1 % от расходов на покупку полуфабрикатов и 20 %, когда речь идет о любых других затратах. Долю снижения объема ТРУ определяет поставщик, он должен предоставить расшифровку расходов на поставку, расчет, обоснование своей прибыли.

    Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

    С 1.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 дополнена подпунктом «В», по которому изменение договора при достижении договоренности между участниками может производиться:

    в) При внесении изменений в объем/виды работ, направленных на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капитального строительства, проведение мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия. При этом предел изменения суммы оплаты по договору составляет 10 %.

    Если цель соглашения состоит в обеспечении потребностей на федеральном уровне в течение трех лет, сумма равна или выше цены, установленной Правительством страны, текст соглашения может подвергаться изменениям, если без этого работы не будут выполнены.

    На аналогичных условиях допускаются изменения в тексте договора, призванного обеспечить нужды субъекта на протяжении трех лет и более, если сумма оплаты равна/выше размера, установленного на правительственном уровне.

    Если контракт заключен для обеспечения нужд муниципального образования на год и более, его цена равна или превышает фиксированную на государственном уровне сумму, в документ могут вноситься изменения, чтобы сделать возможным реализацию.

    С 01.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 допускает изменение существенных условий договора в случаях, которые не были предусмотрены закупочной документацией и/или самим текстом соглашения.

    Поправки в закон коснулись контрактов продолжительностью более года по выполнению работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведения работ с целью сохранения объектов культурного наследия. Сумма оплаты соглашения должна быть равна/превышать установленный законом размер. Если при работе по такому договору возникли серьезные проблемы с исполнением его условий, допускается внесение изменений в проект, само соглашение.

    Но нужно понимать: чтобы прибегнуть к данной норме, требуется обоснование в письменном виде, основанное на решении Правительства, исполнительного органа власти субъекта, для нужд которого организована закупка. Кроме того, в результате изменения допускается увеличение продолжительности работ и/или размера оплаты максимум на 30 %. Чтобы данная норма закона «О контрактной системе» четко исполнялась, в постановлении № 948 от 20.07.2019 г. зафиксирован порог в 100 миллионов рублей.

    Когда продолжительность работы по контракту увеличивается по вине подрядчика, условия договора могут измениться, если отсутствуют неисполненные требования по погашению неустоек, штрафов, пеней.

    Благодаря добавленному в закон пункту, стали возможны изменения существенных условий контрактов на закупку ТРУ, при условии, что в соглашении прописан только один исполнитель. Речь идет о закупках у естественных монополий, закупках коммунальных услуг, услуг по снабжению энергоресурсами, по управлению МКД, пр.

    С 01.07.2019 г. в ст. 95 была добавлена часть 17.1, в которой оговаривается возможность подписания контракта с другим исполнителем, если договор с предыдущим утратил свою силу:

    17.1. Если стороны договариваются о расторжении контракта, либо это происходит в судебном порядке, при отказе одной из сторон от совместной работы, право выполнения работ передается участнику, занявшему второе место в тендере.

    Если причиной для расторжения соглашения стал отказ поставщика от исполнения, новый договор подписывается после того, как виновник вносится в реестр недобросовестных подрядчиков.

    С нормами по изменению, расторжению договора можно ознакомиться в ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

    Как уменьшить цену контракта

    Когда можно уменьшить цену госконтракта

    Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:

    1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
    2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
    3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
      В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
    4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
    5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
    6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.

    Постановление Правительства № 1090 от 28.11.2013

    Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

    Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

    Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

    Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

    Шаг 2. Анализ причины изменения.

    Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

    Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

    В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

    Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

    Шаг 4. Составить дополнительное соглашение.

    Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

    Форма соглашения нормативно-правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

    • контактные данные заказчика и поставщика;
    • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
    • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
    • реквизиты и подписи.

    Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

    Образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

    В соответствии с ч. 3 ст. 103, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

    Изменение суммы договора после его заключения

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
    Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
    В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
    Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
    Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

    Читать еще:  ГК РФ предварительный договор купли продажи недвижимости

    Обоснование позиции:
    В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
    Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
    Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
    В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
    В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
    Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
    Однако, как следует из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
    Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
    Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
    Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
    С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
    Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
    Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
    Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

    Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
    – Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Серков Аркадий

    14 ноября 2017 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector