Главные цели приватизации муниципального имущества
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Главные цели приватизации муниципального имущества

Предпринимательское право России

Понятие и основные цели приватизации

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества. Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг., была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах.

Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.). Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).

К числу таких целей относятся:

  1. повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  2. формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  3. вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
  4. завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;

  • привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  • содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
  • В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

    Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

    45. Понятие приватизации, цели, задачи приватизации государственного и муниципального имущества.

    Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

    Читать еще:  Является ли радиатор в квартире общедомовым имуществом

    Действующее законодательство понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст.1 Закона о приватизации 2001 г.).

    От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

    Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

    1) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    2)государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

    Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется Законом о банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.

    46. Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.

    Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

    Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

    Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий:

    нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности;

    принадлежность покупателя к субъектам частной собственности;

    возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.

    Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.

    Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, существенно изменившего понятие и условия приватизации.

    Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах:

    обязательная возмездность приватизации;

    законодательное определение способов приватизации;

    принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона;

    существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

    ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество.

    Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”, вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования. Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий. Из числа способов приватизации исключен один из основных и первоначальных ее способов – выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, но в то же время добавлены новые способы приватизации, такие как: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа указанного имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Изменен статус программы приватизации: прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ.

    Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ:

    1) Указ Президента РФ от 22 января 1992 г. N 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, которым было утверждено 7 различных Положений, в том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе и по конкурсу, о работе комиссий по приватизации и некоторые другие.

    2) Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”

    Особую роль в правовом регулировании приватизации сыграли нормативные акты Министерства имущественных отношений РФ:

    от 15 февраля 1994 г. N 342-р “Об утверждении Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий”;

    от 4 ноября 1992 N 701-р “Об утверждении и введении в действие Положения о продаже акций в процессе приватизации и Положения о специализированных чековых аукционах”;

    от 18 апреля 1994 г. N 840-р “Об утверждении Положения о реестре акционеров акционерного общества”.

    В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

    Приватизация муниципального имущества

    Сущность и основные принципы приватизации муниципального имущества

    По положениям Конституции РФ в стране признаны несколько видов собственности. Но так было не всегда. Совсем недавно в 90-е годы единоличным собственником всего имущества являлось государство.

    На современном этапе законодательно приватизация муниципального имущества регулируется многими законодательными актами. К числу основных из них относятся:

    • ФЗ №178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»
    • Указ Президента РФ №2284 от 24.12.1993 года «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ»
    • Постановление Правительства РФ №585 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»
    • Постановление Правительства РФ № 584 от 12.08.2002 года «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    В общем понятие приватизации муниципального имущества предполагает процедуру отчуждения имущества, которое находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования РФ, в собственность физического или юридического лица.

    Основополагающие моменты процедуры приватизации государственного имущества следующие.

    Во-первых, приватизация основана на равенстве покупателей государственного и муниципального имущества, на открытости деятельности государственных органов и ОМСУ

    Во-вторых, государственное или муниципальное имущество передается в собственность физического или юридического лица исключительно на платной основе или же путем передачи в собственность государства или муниципалитета акций акционерного общества, в капитал которых и вносится государственное или муниципальное имущество

    Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется ОМСУ самостоятельно согласно порядка, установленного ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Объектом приватизации в данном случае выступает конкретное муниципальное имущество, которое по закону №178-ФЗ может быть приватизировано. Объектами приватизации не могут выступать: земельные участки (кроме отчуждения таковых), где располагается недвижимость и имущественные комплексы; любые природные ресурсы; жилищный фонд государства или муниципалитета; государственные резервы; имущество РФ или ОМСУ, которое находится за пределами границ РФ; имущество государства или муниципалитета, которое отчуждается по решению суда

    Полный список имущества, не подлежащего приватизации смотрите в ФЗ №178-ФЗ.

    Субъекты приватизации муниципального имущества

    Субъектами приватизации в данном случае выступают следующие лица.

    Потенциальные покупатели приватизируемого имущества (ими могут выступать физические и юридические лица, кроме государственных и унитарных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ или ОМСУ составляет более 25%)

    Фактический собственник государственного или муниципального имущества (это РФ, субъект РФ или ОМСУ). От имени собственника выступают и выполняют их функции: Правительство РФ; Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; Исполнительная власть субъекта РФ; ОМСУ

    Процедура приватизации муниципального имущества

    Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирован законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.

    Читать еще:  Что такое имущество по Гражданскому Кодексу?

    Основу составляют четыре этапа процедуры приватизации. Рассмотрим их подробнее.

    Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.

    На втором этапе происходит непосредственно утверждение решения о приватизации. Это решение принимается опять же ОМСУ на основании утвержденного ранее плана приватизации. В решении содержатся основные положения:

    • Перечисление имущества и его характеристики
    • Метод приватизации
    • Нормативная стоимость имущества
    • Срок предоставления рассрочки (на случай ее предоставления)
    • Иные важные сведения для процесса приватизации

    На третьем этапе происходит непосредственно приватизация муниципального имущества определенным законодательно методом. Способы приватизации также законодательно предусмотрены:

    • Преобразование муниципального предприятия в открытое (только открытое!) акционерное общество
    • Процесс продажи имущества через аукцион
    • Процесс продажи имущества через проведение специализированного аукциона
    • Продажа на конкурсной основе
    • Приватизация через публичное предложение
    • Продажа без объявления стоимости
    • Внесение имущества как вклада в уставный капитал

    На четвертом этапе ОМСУ должны предоставить отчет о выполнении или невыполнении плана по приватизации за отчетный финансовый год. Происходит это не позднее 1 мая, следующего за отчетные финансовые года.

    Зачем нужна приватизация муниципального имущества

    Экономическая система. Которая основывается на единоличном владении государства всем имуществом, потерпела полный крах в конце прошлого столетия. Это отразилось практически на каждом жителе нашей страны. Тот факт и вызвал необходимость разработки новой экономической политики, которая предполагала передачу части имущества в частную собственность для создания здоровой рыночной конкуренции.

    Процедура приватизации позволила провести это в максимально короткие сроки. Наличие частной собственности предполагает, что ее владелец на постоянной основе уплачивает налоги. Государство в этом имеет двойное преимущество: получает финансовые средства в момент продажи имущества, а также на постоянной основе получает налоговые поступления от собственника.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

    В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

    1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
    2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
    3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
    4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

    3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

    1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
    2. природные ресурсы;
    3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
    4. государственный резерв;
    5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
    6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
    7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
    8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
    9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
    11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

    1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

    • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    • государственных и муниципальных учреждений;
    • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

    • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
    • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
    • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
    • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
    • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

    б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

    • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
    • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
    • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

    в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

    • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
    • обеспечивает оценку федерального имущества;
    • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
    • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

    Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

    Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

    1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

    Читать еще:  Как разделить имущество после развода без суда

    2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

    • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
    • способ приватизации имущества;
    • нормативная цена;
    • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
    • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

    Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

    Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

    Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

    Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

    Понятие приватизации, цели, задачи приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

    Действующее законодательство понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст.1 Закона о приватизации 2001 г.).

    От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

    Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

    1) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    2)государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.

    Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется Законом о банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.

    46. Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.

    Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

    Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

    Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий:

    1) нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности;

    2) принадлежность покупателя к субъектам частной собственности;

    3) возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.

    Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.

    Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, существенно изменившего понятие и условия приватизации.

    Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах:

    − обязательная возмездность приватизации;

    − законодательное определение способов приватизации;

    − принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона;

    − существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

    − ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество.

    Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”, вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования. Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий. Из числа способов приватизации исключен один из основных и первоначальных ее способов – выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, но в то же время добавлены новые способы приватизации, такие как: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа указанного имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Изменен статус программы приватизации: прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ.

    Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ:

    1) Указ Президента РФ от 22 января 1992 г. N 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, которым было утверждено 7 различных Положений, в том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе и по конкурсу, о работе комиссий по приватизации и некоторые другие.

    2) Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”

    Особую роль в правовом регулировании приватизации сыграли нормативные акты Министерства имущественных отношений РФ:

    − от 15 февраля 1994 г. N 342-р “Об утверждении Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий”;

    − от 4 ноября 1992 N 701-р “Об утверждении и введении в действие Положения о продаже акций в процессе приватизации и Положения о специализированных чековых аукционах”;

    − от 18 апреля 1994 г. N 840-р “Об утверждении Положения о реестре акционеров акционерного общества”.

    В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2882 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector