Классификация объектов государственного и муниципального имущества
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Классификация объектов государственного и муниципального имущества

Состав и классификация объектов муниципальной собственности

Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселений, муниципального района и городского округа. Общими для всех типов муниципальных образований являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих бюджетов, контроль их исполнения, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определенных услуг населению, т.е. их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, находящейся в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов имеют право на основе соглашений взаимно передавать осуществление части своих полномочий, в результате чего может произойти перераспределение объектов собственности [10, 60].

Таким образом, в соответствии ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно ФЗ № 131 с учетом изменений по Федеральному закону №199 от 31.12.2005[3] в состав муниципального имущества входит: имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения; жилищный фонд социального использования для малоимущих граждан и имущество, необходимое, для его содержания; пассажирский транспорт и другое имущество для транспортного обслуживания населения; имущество, предназначенное для тушения пожаров, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; имущество библиотек поселений; имущество, для организации досуга жителей поселения; объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения; имущество для развития физической культуры и массового спорта; имущество для благоустройства и озеленения поселения; имущество для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; его утилизации и переработки; имущество, включая земли, для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; имущество для опубликования правовых нормативных правовых актов, иной официальной информации; земли, отнесенные к муниципальной собственности; обособленные водные объекты на территории поселения; леса в границах поселения; имущество для создания лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка; имущество, предназначенное для обеспечения образования и организации отдыха детей; имущество, предназначенное для оказания первичной и амбулаторной медицинской помощи; архивные фонды, кадастр землеустроительной и градостроительной документации [1].

Исходя из анализа существующих классификаций объектов муниципальной собственности, автором систематизированы и дополнены критерии классификации муниципальной собственности (таблица 1) [12].

Таблица 1 – Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав – материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты); – нематериальные (интеллектуальная собственность)
Назначение – для осуществления хозяйственной деятельности; – для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций
Режим функционирования – находящиеся в муниципальной казне; – переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципаль­ным предприятиям; – переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; – находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей – объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; – транспорт и связь; – торговля, бытовое обслуживание, строительство; – недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов – стоимостной; – вещественный
Степень доходности – доходообразующие; – самофинансируемые; – бюджетообременительные
Происхождение – естественные или природные; – искусственные, т.е. созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации – готовые к использованию; – предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; – незавершенные строительством

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, с помощью которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством имущество, обеспечивающее производство продукции и оказание муниципальных услуг, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (это право подлежит отмене) и оперативного управления.

Другая часть имущества, т. е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, согласно ст. 215 ГК РФ составляет муниципальную казну соответствующего муниципального образования. При этом муниципальное унитарное предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться этим имуществом без согласия органов местного самоуправления.[4]

Согласно Гражданскому кодексу материальные объекты муниципального имущества могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество.

Четкое исчерпывающее определение термина «недвижимая вещь» дается в ст. 130 ГК РФ, в которой понятия «недвижимая вещь», «недвижимое имущество», «недвижимость» рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, вполне справедливо, поскольку все они характеризуют одни и те же материальные объекты. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу добавлены жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Однако необходимо различать понятие недвижимого имущества как совокупности физических объектов и недвижимой собственности, включающей кроме материальных объектов интересы, преимущества и права, связанные с собственностью на эти объекты.С 2007 года в соответствии с изменениями в ст. 130 ГК РФ исключены из состава объектов недвижимости: обособленные водные объекты, леса и многолетние насаждения.

На рисунке 2 представлена классификация объектов недвижимого имущества, разработанная на основании положении ст. 130 ГК РФ и в соответствии с ФЗ № 122 от 21.07.1997 г. «О государственной регистра-ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [13].

Рисунок 2– Классификация объектов недвижимости

В предлагаемой классификации муниципальной собственности в отдельную группу выделяется муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне, но передаваемое в аренду (рисунок 3) [14] .

Читать еще:  Когда имущество переходит к государству по наследству?

Рисунок 3 – Классификация объектов муниципальной собственности

[1] Конституция Российской Федерации. С. 8 п.2.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.).

[3] Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [11].

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ред. от 12.08.96 г.), часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97 г.)

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 1134 | Нарушение авторских прав

Классификация объектов муниципальной собственности

Особенностями муниципальной собственности являются:

  • 1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность, в исключительной собственности находятся те объекты, которые особенно важны для обеспечения жизни населения и сохранения культурного наследия.
  • 2. Муниципальная собственность выполняет функции основы муниципального самоуправления.
  • 3. Служит основой независимости и самостоятельности органов местного самоуправления, основой проводимой муниципальной политики;
  • 4. Обладает общественным характером (т.е. является самостоятельной формой, связанной с государственной собственностью только внешними экономическими связями);
  • 5. Основной субъект – население муниципального образования;
  • 6. Является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения муниципального образования, поскольку включает в себя преимущественно социальные объекты, многие из которых остаются за пределами рыночного сектора экономики;
  • 7. Возможна малоприбыльная, бесприбыльная работа муниципальных предприятий и организаций;
  • 8. Использование муниципальной собственности основывается на принципах самоуправления, демократизма и оптимального сочетания экономических интересов;
  • 9. Объекты муниципальной собственности классифицируются:
  • -недвижимые объекты
  • а) земля (земельные участки);
  • б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;
  • в) здания, сооружения, помещения;
  • г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).
  • -движимые объекты
  • а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);
  • б) деньги и ценные бумаги.
  • -квази-вещи
  • а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);
  • б) иные имущественные права.

Основой для системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации недвижимого имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений относительно объектов недвижимости.В.Н. Парахина. Муниципальное управление

II. По назначению

  • -объекты производственного назначения (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные);
  • -объекты непроизводственного назначения (здравоохранение, образование, социальное обслуживание).

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

  • -жилой фонд;
  • -нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры ит.д.)
  • -объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло–, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;
  • -транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;
  • -земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций 2-е изд., Гегедюш Н. С. перераб. и доп. – Москва: ЮРАЙТ, 2012

Для разработки классификации объектов муниципальной недвижимой собственности рекомендуется:

  • 1. Проводить полную и четкую инвентаризацию всех объектов недвижимости, включая все дополнительные и вспомогательные помещения.
  • 2. Составлять списки функциональных обязанностей муниципального образования, основанные на законе и на понимании руководства, какие из обязанностей действительно должны быть их функциями.
  • 3. Составлять инвентаризационные перечни всех объектов с указанием той функциональной группы, к которой относится каждый объект.
  • 4. Исходя из реальной практики, обозначить финансовые источники содержания и эксплуатации каждого объекта.
  • 5. Сверять, соответствуют ли друг другу предлагаемая классификация каждого объекта и источники финансирования его содержания и эксплуатации. http://www.consultant.ru

Таким образом, существуют несколько вариантов классификаций объектов муниципальной собственности. В зависимости от того, какой вопрос стоит перед органами местного самоуправления, они могут использовать более подходящую для данной ситуации классификацию.

Муниципальная собственность. Классификация государственного имущества

Классификация государственного имущества

И муниципальной собственности

Вопрос 54. Право государственной

Право собственности некоммерческих организаций.

Собственностью некоммерческих организаций является имущество, пе­реданное им их учредителями (участниками), а также имущество, при­обретенное по иным основаниям. Указанные организации вправе ис­пользовать принадлежащее им на праве собственности имущество только в соответствии с целями их деятельности, определенными в учреди­тельных документах.

На собственность большинства некоммерческих организаций их учре­дители (участники) не имеют никаких прав. Исключение составляют ассоциации и союзы юридических лиц, а также рассмотренные выше по-

требительские кооперативы. Участники ассоциаций и союзов юридичес­ких лиц имеют право на получение части имущества, оставшегося пос­ле ликвидации таких объединений, хотя по общему правилу имуще­ство, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации (например, общественного объединения или фонда), расходуется на цели, для достижения которых она была создана.

/. Понятие государственной собственности

2. Особенности государственной , –
собственности

1. Государственная собственность– это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Фе­дерации.

2. Особенности права государственной собственности:

субъектом права собственности является само государственное обра­зование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного уп­равления, а также специально уполномоченные юридические и физи­ческие лица;

полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;

Российская Федерация может иметь на праве собственности любое иму­щество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Фе­дерации любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);

• существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т. п.

• присущее только государственной собственности основание прекраще­ния права собственности приватизация, то есть отчуждение имуще­ства из государственной (а также муниципальной) собственности в соб­ственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.

3. Две части государственной собственности:

распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предпри­ятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления; в отношении этого имущества правомочия соб­ственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены; . нераспределенное государственное имущество (казна).

4. Муниципальная собственность– имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. (понятие муниципального образования дано в ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года).

Муниципальная собственность, как и государственная, является пуб­личной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. По вопросу разграничения объектов государственной и муниципальной собственности должен быть принят специальный закон (в настоящее время действует Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденное распоряжением Прези­дента Российской Федерации от 18 марта 1992 года).

Читать еще:  Незавершенное строительство налог на имущество юридических лиц

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 – | 7573 – или читать все.

Классификация объектов государственного имущества

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

– Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства – менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства – инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

Объекты – исключительно государственной собственности.

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства; Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения; Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности); Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности). Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

Экспертиза плана деятельности предприятия;

Определение значений основных финансово-экономических показателей;

Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;

Регулярный текущий контроль исполнения плана;

Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет: имущество экономический актив рентабельность

Номенклатуру продукции или услуг;

Объемы и условия поставки;

Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;

Источники и условия финансирования.

Объекты с возможностью коммерческого использования.

Управляя коммерческими объектами государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

Классификация объектов муниципальной собственности

Глава 2. Организация управления муниципальной собственностью

Объекты и методы управления муниципальным имуществом

Классификация объектов муниципальной собственности

Муниципальная экономика в последние годы стала одним из предметов пристального внимания экономистов и управленцев. Не угасает интерес к вопросам построения единого методологического подхода к управлению муниципальной собственностью. Муниципальная собственность – один из основных объектов расходования средств местных бюджетов. Но эти расходы не покрываются за счет средств, получаемых от её использования. Поэтому муниципальная собственность за редким исключением нерентабельна.

Органы местного самоуправления (сельские, районные, городские и областные советы и их исполнительные органы) сегодня являются естественными монополистами-собственниками на рынке объектов недвижимости, контролирующими не менее 70% рынка.

Причиной сохранения монополии является неупорядоченность и сложность процедуры оформления прав на застройку земельных участков. Необходимо еще до начала строительства получить многочисленные согласования с различными подразделениями администрации и муниципальными предприятиями. Добавим к этому требование предварительной оплаты многочисленных сборов и услуг, уровень которых заранее неизвестен, устанавливается “по ходу” оформления сделки и зачастую носит характер натурального оброка (за свой счет построить что-то или проложить коммуникации, которые затем безвозмездно передаются на баланс муниципальных предприятий).

В результате складывается неравенство экономических условий деятельности, ограничивается свободный доступ к земле и нарушается нормальный ход воспроизводства недвижимости.

В общественном сознании недвижимость все еще отождествляется с “даровым благом, всеобщим бесплатным достоянием”.

Население еще не осознало, что вместе с получением прав владения, пользования и распоряжения собственностью, оно стало не только непосредственным и равноправным участником рыночных отношений (со всеми присущими им рисками), но и приобрело обязанности по содержанию недвижимости. Власти же чаще рассматривают недвижимость как объект дополнительных затрат, оправдывающих сохранение межбюджетных трансфертов, а не как инвестиционный капитал.

Таким образом, органы местного самоуправления, являясь монопольным собственником на рынке объектов недвижимости, не обладают полной, объективной информацией о своей собственности и ее рыночной стоимости.

Положительным является то, что в сфере управления муниципальным имуществом некоторые города, а в частности г. Пермь достаточно эффективно использует программные продукты, которые позволяют проводить анализ всего объема имущества, а также исполнения заключенных договоров аренды, купли продажи безвозмездного пользования, договоров на завершение строительства.

Основной целью организации учета объектов, находящихся в собственности муниципалитетов, является обеспечение прозрачности информации об активах и результатах деятельности объектов собственности, регулярной оценки эффективности сохранения указанных объектов в муниципальной собственности, расширения доступа частных инвесторов на рынок муниципальной собственности.

Для реализации указанной цели необходимо провести инвентаризацию имущества, в том числе в отношении организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципалитетам.

Читать еще:  Можно ли налог на имущество платить частями?

Далее разработать и принять положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности, а также порядок оценки независимыми организациями рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

В ряде муниципальных образований (Братск, Новосибирск, Андреевское сельское поселение Пермского края, Славянское городское поселение Приморского края и других) инвентаризация недвижимого имущества и постановка его на реесторный учет завершены.

Однако в большинстве муниципальных образований существуют проблемы, связанные с отсутствием средств в местных бюджетах для инвентаризации, а также нет достаточного правового регулирования для учета имущества казны и правоустанавливающих документов, в том числе на бесхозяйные объекты недвижимости.

Кроме того, значительна величина государственной пошлины при регистрации права собственности на объекты недвижимости (например, 7500 руб. за регистрацию права хозяйственного ведения для одного МУПа).

Так, ориентировочные затраты на паспортизацию объектов недвижимости в муниципальных образованиях Гагаринского района Смоленской области составляют 16 млн. руб. При этом на большую часть объектов недвижимости отсутствует техническая документация и не проводилась даже первичная инвентаризация.

В целях ускорения процесса разграничения имущества, а также повышения эффективности его использования было бы целесообразно введения упрощенного порядка оформления права муниципальной собственности на имущество, приобретенное муниципальными образованиями в ходе его разграничения, а также компенсацией затрат на его регистрацию за счет средств федерального бюджета О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменительной практике реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления официальный сайт Сообщество финансистов России Финансисты муниципальных образований, (Дата обращения10.02.2009г.)..

Таким образом, исследование методов эффективного управления объектами муниципальной собственности и создание информационной базы учета недвижимости является весьма актуальным для муниципалитетов.

Основой для системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации недвижимого имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений относительно объектов недвижимости.

Особенностью Российской Федерации, является то, что имеется много все еще не приватизированной недвижимости, из которой можно извлекать доход за счет аренды или продажи. В странах с рыночной экономикой, местные органы власти не имеют такого количества собственности, потому что многие услуги, оказывавшиеся при социализме государством, там традиционно оказывались частным сектором. Можно условно классифицировать все объекты муниципальной собственности на три группы, определенные ниже. Данная классификации впервые была введена в городе Денвере, штат Колорадо, США.

Классификация покрывает только недвижимое имущество, так как предполагается, что движимое имущество, как правило, входит в имущественные комплексы с недвижимостью и поэтому разделяет ее судьбу.

Она ни в коем случае не является самоцелью, однако она нужна для того, чтобы выработать различающиеся бюджетные и договорные политики для каждой группы.

Другими словами, классификация – это основа для дальнейших шагов по финансированию и содержанию объектов, итак объекты можно классифицировать по группам:

Группа “А”, “Основные объекты” – объекты, используемые для обеспечения функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Например, само здание исполнительного органа местного самоуправления и объекты инженерной инфраструктуры могут быть отнесены к этому типу.

Объекты, связанные с предоставлением тех услуг, которые государственное законодательство или местное сообщество определяют в качестве обязательных. Так, образовательные школы, объекты для оказания базовых медицинских услуг и объекты базовой инженерной инфраструктуры (дороги, каналы, водопроводные линии) часто рассматриваются как относящиеся к этой группе. В то же время, рекомендуется не включать в данную группу такие объекты, как учреждения системы высшего образования (филиалы университетов, колледжи), специализированных образовательных (например, музыкальные школы) и специализированных медицинских услуг (кардиологическая клиника), которые выходят за рамки обязательного списка услуг, являющихся обязанностью властей муниципального образования.

Группа “Б” “Дополнительные объекты” – объекты, используемые для осуществления функций и услуг, не включенных в список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных.

Примеры объектов из этой группы – здания и помещения, используемые для оказания специализированных медицинских услуг, городские парки.

Такие объекты не являются жизненно необходимыми для функционирования муниципального образования, и в связи с тем, что местный бюджет ограничен, такие объекты не финансируются в полной мере.

Группа “В” “избыточные объекты” – объекты, используемые для осуществления тех функций и услуг, которые не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически важных.

К этой группе следует отнести все остальные объекты, в частности, имеющиеся коммерческие и нежилые объекты.

Другое важное обстоятельство, связанное с применением данной классификации на практике, состоит в том, что разделение объектов между группами “Б” и “В” является местным политическим решением, и оно может быть разным в разных муниципальных образованиях.

Например, один муниципалитет может решить, что он обязан оказывать поддержку плавательному бассейну или кинотеатру, и отнесет их к группе “Б”, а другой муниципалитет решит, что он не обязан поддерживать такие объекты, и отнесет их к группе “В”.

Так что надо быть готовыми к появлению различий в подходах муниципалитетов к их собственности.

Полезно также иметь в виду, что ситуация с муниципальной собственностью динамична, так как потребности населения в общественных услугах и возможности муниципального образования меняются со временем, да и местная политика в этой сфере тоже может меняться. Поэтому классификация объектов по трем группам может со временем видоизменяться, и объекты будут переходить из группы в группу.

Что практически надо сделать, чтобы разработать классификацию объектов муниципальной недвижимой собственности?

1. Провести полную и четкую инвентаризацию всех объектов недвижимости, включая все дополнительные и вспомогательные помещения.

2. Составить список функциональных обязанностей муниципального образования, основанный на законе и на понимании руководства, какие из обязанностей действительно должны быть их функциями. Поскольку законодательство до сих пор недостаточно четко предписывало, какие функции местного самоуправления являются обязательными, какие дополнительными, то эти решения во многом остаются на усмотрение органов местного самоуправления.

3. Составить инвентаризационный перечень всех объектов с указанием той функциональной группы, к которой относится каждый объект.

4. Исходя из реальной практики, обозначить финансовые источники содержания и эксплуатации каждого объекта.

5. Сверить, соответствуют ли друг другу предлагаемая классификация каждого объекта и источники финансирования его содержания и эксплуатации. Каганова О, Тян В., Унделанд Ч., Мамбетова А. и др. Управление коммунальной собственностью города. Токмок. Учебное пособие изд. М.: Инфра – М 2001г.-33 с.

Анализируя эти задачи видно, что для их решения нужны финансовые, временные и трудовые ресурсы.

Поэтому, прежде чем ожидать положительного результата от использования муниципального имущества, органы местного самоуправления и уполномоченные органы должны проделать немалую работу, для того чтобы стать полноправным собственником и распоряжаться имуществом с точки зрения эффективности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector