Налог на имущество прямые или косвенные расходы ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Налог на имущество прямые или косвенные расходы

Косвенные расходы

Для целей налогообложения прибыли расходы распределяются на прямые и косвенные расходы.

Косвенные расходы – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), которые нельзя напрямую отнести к изготовлению продукции (работ, услуг) и можно учесть в расходах в том периоде, когда они понесены.

Все затраты, которые не отнесены в учетной политике к прямым расходам и не являются внереализационными расходами, признаются косвенными расходами.

К косвенным расходам можно отнести, например, затраты на услуги связи, аренду офиса и т.д.

Самое главное отличие прямых расходов от косвенных расходов в том, что сумма косвенных расходов в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода, а прямых — к расходам текущего периода по мере реализации товаров, работ то есть с учетом остатков незавершенного производства.

Исключением являются случаи, когда деятельность организации связана с оказанием услуг. Данные налогоплательщики вправе относить сумму прямых расходов отчетного (налогового) периода в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Относить ли расходы к прямым или косвенным расходам компания определяет отдельно для каждого производственного цикла.

Если те или иные ресурсы согласно технологическим регламентам не включены в производственный цикл, не являются его неотъемлемой частью, то затраты на них можно учитывать в составе косвенных расходов.

Перечень косвенных расходов

Косвенные расходы – это расходы, которые нельзя прямо отнести на конкретные виды продукции (работ, услуг).

К косвенным расходам относятся:

расходы на отопление и освещение помещений;

расходы на страхование;

расходы на содержание общехозяйственного персонала;

амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;

расходы, связанные со сбытом продукции:

другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Отражение косвенных расходов в декларации по налогу на прибыль

Все косвенные расходы за отчетный (налоговый) период отражаются по строке 040 Приложения N 2 к Листу 02 нарастающим итогом с начала года.

Некоторые виды косвенных расходов, включенных в строку 040, надо показать отдельно, а именно:

по строке 041 – сумму начисленных налогов и сборов (авансовых платежей по ним);

по строке 042 – сумму амортизационной премии по ОС, включенным в амортизационные группы 1, 2, 8, 9 и 10;

по строке 043 – сумму амортизационной премии по ОС, включенным в амортизационные группы с 3 по 7;

по строке 045 – сумму расходов на соцзащиту инвалидов;

по строке 047 – сумму расходов на приобретение земельных участков и прав на заключение договора аренды земли;

по строке 052 – сумму расходов на НИОКР.

В строке 046 Приложения N 2 к Листу 02 коммерческие организации ставят прочерк.

При этом сумма строк 041 – 047 и 052 не может быть больше показателя в строке 040 Приложения N 2 к Листу 02 декларации.

Пример. Отражение косвенных расходов в декларации по налогу на прибыль

Косвенные расходы торговой организации за I квартал текущего года составили 3 080 356 руб., из которых:

210 000 руб. – амортизационная премия по автомобилю, включенному в третью амортизационную группу;

500 000 руб. – амортизационная премия по расходам на реконструкцию здания склада, включенного в десятую амортизационную группу;

130 000 руб. – авансовый платеж по налогу на имущество;

37 000 руб. – авансовый платеж по транспортному налогу;

978 000 руб. – заработная плата персонала;

295 356 руб. – страховые взносы, начисленные на заработную плату;

400 000 руб. – арендная плата за офис;

300 000 руб. – коммунальные услуги (электроэнергия, водо-, теплоснабжение и т.д.);

28 000 руб. – расходы на канцтовары;

12 000 руб. – расходы на услуги связи.

Эти суммы будут отражены в декларации по налогу на прибыль следующим образом:

В декларации по налогу на прибыль за I квартал текущего года:

По строке 040 отражается сумма в размере 3 080 356 руб.

По строке 041 отражается сумма в размере 167 000 руб.

По строке 042 отражается сумма в размере 500 000 руб.

По строке 043 отражается сумма в размере 210 000 руб.

Налоговый учет: прямые и косвенные расходы

Комментарий к Письму Минфина России от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247 «О порядке учета прямых и косвенных расходов в целях налогообложения прибыли»

Для целей налогового учета, как известно, расходы на производство и реализацию должны подразделяться на прямые и косвенные.
Вопрос о классификации расходов не праздный, он принципиально важен и может существенно повлиять на величину налоговой базы. Ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Поэтому, например, если у налогоплательщика имеются большие остатки нереализованной продукции, прямые расходы фактически “оседают” в ней и не могут быть признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль до тех пор, пока эта продукция не будет продана.
Не удивительно, что время от времени налогоплательщики обращаются с вопросами о том, как правильно классифицировать расходы в той или иной ситуации. Свое мнение по поводу одной из таких ситуаций финансисты озвучили в комментируемом Письме от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247.

Почему возник вопрос?

Вопрос у налогоплательщика к финансовому ведомству появился в связи с заменой ЕСН с 2010 г. страховыми взносами. Такая новация потребовала внесения соответствующих изменений и в гл. 25 НК РФ.
В частности, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” в рекомендуемом перечне прямых расходов, приведенном в НК РФ (п. 1 ст. 318), ЕСН был заменен расходами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
А позднее был скорректирован и пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). И теперь организации должны учитывать начисленные обязательные страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Датой включения страховых взносов в расходы признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Пункт 1 ст. 318 НК РФ позволяет налогоплательщикам самостоятельно определять в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Руководствуясь этими нормами, организация, задавшая вопрос в Минфин России, в своей учетной политике для целей налогообложения отнесла данный вид расходов к косвенным (с 1 января 2010 г.). В декларации по налогу на прибыль суммы взносов она отражает по строке 040 Приложения N 2 к листу 02. Но у налогоплательщика все-таки возникли сомнения: а правомерно ли применять такой порядок учета для целей налога на прибыль или данный вид расходов (страховые взносы) следует учитывать в составе прямых расходов?

Буква закона

Отвечая на вопрос налогоплательщика, финансисты, как обычно, для начала процитировали целый ряд положений налогового законодательства.
В частности, они подтвердили, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в учетной политике для целей налогообложения. А в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик должен также самостоятельно определить и прописать в учетной политике механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
– материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
– расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы оплаты труда;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
А к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, но, конечно же, с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

Финансисты рассуждают и ужесточают свои требования .

Процитировав вышеуказанные нормы законодательства, специалисты Минфина России обратили особое внимание на то, что из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным.
Собственно, желания поспорить с таким выводом не возникает, это вполне логично.
Однако в более ранних письмах (например, в п. 3 Письма Минфина России от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101) подчеркивалось, что гл. 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию (в том числе расходов в виде страховых взносов) к прямым или косвенным расходам.
А начиная с декабря прошлого года финансисты стали активно ратовать за максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета.
В частности, в комментируемом Письме, как и в более ранних Письмах Минфина России (например, от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803 и от 29.12.2011 N 07-02-06/260), они настойчиво заключают, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета.
В подтверждение своей позиции чиновники приводят тот факт, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) и внешним (инвесторам, кредиторам и др.) пользователям бухгалтерской отчетности.

Читать еще:  Договор найма квартиры с описью имущества

Поводов для беспокойства нет

Несмотря на такую перемену в суждении чиновников, бухгалтерам и руководителям организаций не нужно беспокоиться и в срочном порядке переписывать свою учетную политику для целей налогообложения.
Конечно, требования об экономической обоснованности расходов для целей налогового учета никто не отменял. Но, по большому счету, ст. 252 НК РФ имеет отношение прежде всего к самому факту признания или непризнания тех или иных расходов для целей налогообложения прибыли, а не к распределению признаваемых расходов по отдельным отчетным (налоговым) периодам.
А в п. 1 ст. 318 НК РФ, посвященной именно проблеме классификации расходов (их подразделения на прямые и косвенные), прямо указано, что каждый налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Более того, сама формулировка предложения, вводящего перечень прямых расходов, в том же п. 1 ст. 318 НК РФ однозначно свидетельствует в пользу того, что этот перечень не является закрытым. Он не представляет собой жесткую догму, а содержит лишь примеры расходов, которые рекомендуются к признанию в качестве прямых. Ведь там буквально сказано, что “к прямым расходам могут быть отнесены, в частности. “. Выражение “могут быть” указывает на право, а не на обязанность налогоплательщика отнести к прямым расходам перечисленные в указанном пункте виды затрат, равно как и на возможность не относить некоторые из приведенных расходов к прямым. Слова “в частности” делают перечень открытым и, по сути, подразумевают, что этот перечень может быть расширен.
Особый интерес представляет и Письмо Минфина России от 26.08.2010 N 03-03-06/4/78, которое посвящено той же проблеме подразделения расходов на прямые и косвенные. В нем финансисты не только подчеркнули, что налогоплательщик имеет полное право самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике, и что в гл. 25 НК РФ не содержится никаких положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Они также заострили внимание на том, что консультирование налогоплательщиков по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
А ведь сейчас они, по сути, именно этим и занимаются! Как мы выяснили, непосредственно в тексте гл. 25 НК РФ нет никаких ограничений и запретов на включение либо невключение отдельных видов затрат в перечень прямых расходов, формируемый налогоплательщиком самостоятельно. А потому советы чиновников о том, что этот перечень нужно “скопировать” с учетной политики для целей бухгалтерского учета, фактически представляют собой “консультирование” и “оценку конкретных хозяйственных операций”. В очередной раз финансисты пытаются установить правила там, где налогоплательщикам предоставлена свобода выбора, и “дополнить” налоговое законодательство, исходя из своих личных мнений и предпочтений.
Еще один аргумент против нынешней позиции Минфина России заключается в следующем. Ссылаясь на Закон о бухгалтерском учете, по сути, чиновники хотят сказать, что “экономически обоснованным” следует считать именно тот состав расходов, который фактически собирается в бухгалтерском (финансовом) учете на счете 20 “Основное производство” для целей формирования себестоимости готовой продукции.
Однако, во-первых, в себестоимость продукции обычно включают гораздо больше расходов, чем перечислено в п. 1 ст. 318 НК РФ. То есть, настаивая на таком подходе, финансисты, по большому счету, расширяют тот перечень, который рекомендован налоговым законодательством.
Во-вторых, порядок учета затрат и калькулирования себестоимости в бухгалтерском учете тоже носит в определенном смысле условный характер. Не случайно в мировой практике управленческого учета разработано много различных систем, в том числе “директ-костинг”, “стандарт-кост” и другие. Они не просто отличаются от “традиционной” системы калькулирования, применяемой в финансовом учете, но и считаются более “экономически обоснованными”. Поэтому их и предлагают использовать параллельно с той методикой, которой необходимо придерживаться для целей формирования информации в бухгалтерском (финансовом) учете и отчетности.
К примеру, в финансовом учете, прежде всего для “адекватной” оценки незавершенного производства и остатков непроданной продукции, подлежащих отражению в бухгалтерском балансе, как правило, предполагается калькулирование полной себестоимости по принципу “абзорпшен-костинг” (без выделения постоянной части общепроизводственных расходов). А вот для целей управленческого учета более перспективной и правильно представляющей фактические результаты деятельности организации считается система “директ-костинг”. Согласно этой системе в себестоимость отдельных видов продукции нужно включать только переменную часть производственных расходов, а все постоянные расходы должны списываться месяц в месяц на уменьшение финансового результата. То есть при методе “директ-костинг” постоянные расходы никогда не будут оседать в остатках НЗП и непроданной продукции.

Закрепите и обоснуйте

Таким образом, каждый налогоплательщик имеет полное право определять прямые расходы в налоговом учете, исходя из того перечня, который он сам составил и закрепил в учетной политике для целей налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ также нужно самостоятельно разработать и прописать в учетной политике конкретный порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Применять его следует не менее двух налоговых периодов.
При определении состава прямых расходов можно, конечно, в точности следовать рекомендованному перечню, приведенному в п. 1 ст. 318 НК РФ. Однако лучше не просто внести в учетную политику ссылку на эту норму, а прописать в ней полный перечень. Законодатель вполне может внести изменения в НК РФ, как он делал это неоднократно и раньше, и тогда, если в учетной политике содержится не четкий перечень, а отсылка на определенную статью Кодекса, бухгалтеру придется руководствоваться действующей редакцией НК РФ (и, возможно, придется производить перерасчеты задним числом).

Пример 1. Производственное предприятие обычно производит несколько видов продукции, однако в июне и июле выпускался только один вид продукции. Продажная цена данного вида продукции составляет 12 000 руб. за единицу.
На начало июня 2012 г. остатков нереализованной продукции не было.
В течение июня было запущено в производство 1000 изделий, из которых 800 было завершено обработкой и сдано на склад, а лишь 520 было продано.
В июле в производство запустили 700 изделий, за месяц завершили и сдали на склад 850 изделий, а продали в июле 1035 изделий.
Данные о понесенных расходах представлены в таблице 1. В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета прямые затраты собираются на счете 20, цеховые (общепроизводственные) – на счете 25, управленческие (общехозяйственные) – на счете 26, при этом счет 26 ежемесячно закрывается на счет 90 “Продажи”.

Сведения о расходах, понесенных предприятием в июне и июле 2012 года

Прямые и косвенные расходы в налоговом учете (нюансы)

Прямые расходы в налоговом учете могут трактоваться достаточно широко. Такую возможность налогоплательщику дает НК РФ. Рассмотрим, как этим можно воспользоваться для целей сближения бухгалтерского (БУ) и налогового (НУ) учета.

Прямые и косвенные расходы в налоговом учете

Вопросам разделения расходов на прямые и косвенные для целей НУ посвящена ст. 318 НК РФ, обязывающая при применении метода начисления делить расходы на производство и реализацию на эти 2 вида расходов.

Косвенные расходы разрешено в полном объеме относить на уменьшение налоговой базы по прибыли в периоде их возникновения, а прямые будут уменьшать эту базу по мере реализации той продукции (работ, услуг), к которой они относятся. Исключение здесь составляет деятельность по оказанию услуг, дающая возможность прямые расходы по услугам учитывать в том же порядке, что и косвенные. Таким образом, прямые расходы в НУ, в отличие от косвенных, будут формировать не только себестоимость продаж, но и налоговую стоимость незавершенного производства, а также непроданной готовой продукции.

Читать еще:  Вверенное имущество в уголовном праве

Такое влияние на базу по прибыли обязывает со всей тщательностью подходить к вопросу обоснования разделения расходов на прямые и косвенные. Право такого деления ст. 318 НК РФ оставляет за налогоплательщиком, рекомендуя в составе прямых расходов в налоговом учете учитывать:

  • основные материалы, необходимые для производства;
  • зарплату основного производственного персонала, задействованного в процессе производства;
  • начисления на зарплату основного производственного персонала;
  • амортизацию основных средств, занятых в производстве.

Все остальные расходы можно для целей НУ считать косвенными.

Принципы деления расходов в бухгалтерском учете

Перечень прямых расходов, приведенный в ст. 318 НК РФ, соответствует понятию аналогичных расходов для целей БУ. БУ определяет эти расходы как непосредственно связанные с процессом производства (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), отводя для них определенные счета бухучета (20, 23, 29). Прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в БУ так же, как и в НУ, будут косвенными. Счета их учета (25, 26, 44) должны закрываться ежемесячно.

Однако в отличие от НУ не все косвенные расходы можно в периоде их возникновения сразу отнести на финрезультат. Обязанность это сделать есть только в части расходов на продажу (коммерческих), собранных на счете 44. Для счета 26, аккумулирующего расходы общехозяйственного характера, допустимы 2 способа закрытия, из которых 1 разрешает сразу всю сформировавшуюся на счете сумму отнести на финрезультат, т. е. учесть так же, как и в НУ.

Подробнее об этом способе закрытия счета 26 читайте в статье «Маржинальный метод учета затрат — как применять?».

А вот закрытие счета 25, на котором собираются расходы, связанные с производством (общепроизводственные), возможно только в одном варианте: путем распределения на себестоимость производимой продукции. Поэтому бухгалтерские значения себестоимости продаж, стоимости незавершенного производства и непроданной готовой продукции в обязательном порядке будут включать в себя прямые расходы на производство и косвенные расходы общепроизводственного характера. Себестоимость, состоящая из такого набора расходов, называется производственной.

Действия по сближению БУ и НУ

Итак, НУ дает возможность учесть в себестоимости реализации бо́льшую сумму расходов, чем в БУ. Каким будет выигрыш? Не очень значительным, поскольку:

  • его создадут те суммы косвенных расходов, которые в БУ окажутся в составе незавершенного производства и непроданной готовой продукции, а доля их в сравнении с общим объемом себестоимости продаж, как правило, невелика;
  • фактически он проявится только в первом налоговом периоде, а далее суммы косвенных расходов, учитываемых в себестоимости, в БУ и НУ будут примерно одинаковыми до того периода, в котором производство вообще прекратится.

Разницы в себестоимости придется очень убедительно обосновать, поскольку они отражаются на величине налога на прибыль. Налоговые органы, настаивая на таком обосновании (письмо ФНС РФ от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@), приводят применительно к расходам формулировку «связанные с производством», отсылая, по существу, к тому определению, которое в БУ используют для обозначения производственной себестоимости.

То есть принятие в НУ в качестве прямых расходов тех, которые в БУ характеризуют производственную себестоимость, у налоговых органов возражений не вызовет. А в учете налогоплательщика такое действие позволит избежать налоговых разниц или как минимум даст возможность их уверенно контролировать. В то время как при разной оценке себестоимости для НУ и БУ проблем с учетом и контролем налоговых разниц появится много.

Таким образом, сближая оценку прямых расходов в БУ и НУ, можно достичь положительного результата в следующих моментах:

  • свести к минимуму разницы между данными 2 учетов;
  • избежать разногласий с налоговыми органами в оценке себестоимости продаж.

Для целей сближения данных НУ и БУ следует:

  • в БУ в отношении списания расходов, собранных на счете 26, принять способ единовременного отнесения их на финрезультат;
  • в НУ перечень прямых расходов определить в составе, равнозначном с бухгалтерской производственной себестоимостью, в т. ч. и по услугам.

О том, какие затраты формируют производственную себестоимость в БУ, читайте в статье «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».

Итоги

Состав прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик вправе определить самостоятельно. Однако установление прямых расходов в минимально допустимом объеме приведет как к возражениям со стороны налоговых органов, так и к потере контроля за процессом формирования разниц между данными БУ и НУ. Чтобы избежать такого рода последствий, в НУ следует установить прямые расходы равнозначными с себестоимостью, определяемой в БУ как производственная.

Налог на имущество прямой или косвенный

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов: — Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия. — Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), — подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов 1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков — физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Ставка мин 12% мак 45%. Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг. 2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в развитых странах — до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. 3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. 4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. 5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Преимущества и недостатки косвенных налогов.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр. по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их. Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов. Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. Для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

Читать еще:  Договор пожизненного содержания за право наследования имуществом

23. Специальные режимы налогообложения. Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) УСН ; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ. При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривалась как специальный налоговый режим. В соответствии с Федеральным законом № 95ФЗ НК РФ не предусматривает специальных налоговых режимов для СЭЗ и ЗАТО. Однако Федеральным законом № 116ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи, с чем специально для ОЭЗ в часть вторую НК РФ внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.

Примеры прямого и косвенного налога

На этой странице:

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

Прямые и косвенные расходы

Налогоплательщики, применяющие ОСНО, при учете понесенных расходов должны не только «разнести» их по видам (материальные, на оплату труда, связанные с производством и реализацией, внереализационные, прочие и т.д.), но и определить, какие затраты являются для организации прямыми, а какие — косвенными. От этого во многих ситуациях зависит правильное исчисление налога на прибыль. А значит, ошибка с отнесением затрат к нужной категории может привести к пеням и штрафам. Наша статья поможет сделать правильный выбор.

Прямые и косвенные расходы в налоговом учете

Налоговый кодекс не содержит четкого определения терминов «прямые» расходы и «косвенные» расходы. Однако из формулировок статей 318 и 320 НК РФ можно сделать вывод, что прямые расходы — это те, которые имеют явную связь с процессом производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Косвенные расходы такой непосредственной связи не имеют.

Состав прямых и косвенных затрат в каждой организации будет индивидуальным. Необходимо определить исчерпывающий перечень прямых расходов, и закрепить его в учетной политике.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Расходы, не указанные в учетной политике как прямые, будут считаться косвенными (п. 2 ст. 318 НК РФ). При этом внереализационные затраты делить на прямые и косвенные не нужно (п. 1 ст. 318, абз. 3 ст. 320 НК РФ).

ВАЖНО. Распределять расходы на прямые и косвенные должны только те организации, которые работают по методу начисления. Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы кассовым методом, такое деление не делают.

Что такое прямые расходы

Прямые расходы — это те затраты, которые можно отнести к конкретным товарам, работам или услугам. Например, на производстве таковыми обычно являются стоимость сырья и материалов, зарплата рабочих, а также амортизация производственного оборудования (станков, машин, цехов). В торговле прямыми расходами можно считать стоимость товаров и их доставки, затраты на страхование, таможенные пошлины и прочие транспортно-заготовительные затраты.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

Что относится к косвенным расходам

Косвенными можно считать все затраты, которые не закреплены в учетной политике в качестве прямых, и не являются внереализационными (п. 1 ст. 318 НК РФ).

ВНИМАНИЕ. Решение о невозможности отнесения того или иного расхода к прямым (и, соответственно, о признании его косвенным) нужно принимать в каждом конкретном случае с учетом экономически обоснованных показателей и особенностей технологического процесса. Это разъясняют как контролирующие органы (письма Минфина от 05.09.18 № 03-03-06/1/63428, от 13.03.17 № 03-03-06/1/13785, от 19.05.14 № 03-03-РЗ/23603 и ФНС от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@), так и суды (определение Конституционного суда РФ от 25.04.19 № 876-О).

Перечень косвенных расходов для налога на прибыль

Налоговый кодекс не содержит четкого перечня косвенных затрат. Единственный расход, который прямо назван в НК РФ в качестве косвенного — амортизационная премия. Таковой признается часть стоимости основного средства, которая списывается единовременно в периоде ввода объекта в эксплуатацию (п. 9 ст. 258, абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ).

На практике косвенными расходами обычно считают заработную плату управленческого персонала и сотрудников подразделений, не занятых непосредственно в производстве. К этой же категории затрат можно отнести расходы на ремонт и аренду непроизводственных объектов, затраты на командировки или рекламу. Амортизация по основным средствам, которые не используются для производства продукции (например, оргтехники, компьютеров, мебели, транспорта, предназначенных для управленческого персонала) также является косвенным расходом.

Бесплатно вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по новым правилам

Примеры прямых и косвенных расходов (таблица)

Приведем примеры наиболее распространенных прямых и косвенных расходов

Прямые

Косвенные

  • Затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • Заработная плата персонала, который непосредственно занят в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на зарплату производственного персонала;
  • Амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;
  • Расходы на приобретение комплектующих и полуфабрикатов, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • В торговле: стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • В торговле: расходы по доставке покупателю приобретенных товаров, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров.
  • Амортизационная премия;
  • Заработная плата управленческого персонала;
  • Заработная плата сотрудников подразделений, не занятых непосредственно в производстве, торговле, выполнении работ, оказании услуг;
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на зарплату управленческого и прочего персонала, не занятого непосредственно в производстве;
  • Расходы на ремонт;
  • Расходы на рекламу;
  • Суммы амортизации по основным средствам, которые не используются для производства;
  • Расходы на аренду непроизводственных объектов.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль

Для чего нужно разделение на прямые и косвенные затраты

Признать в расходах текущего периода можно прямые расходы, которые приходятся на реализованные в этом же периоде товары, работы, услуги. Это значит, что в большинстве случаев прямые расходы, понесенные за квартал, не будут полностью учтены при налогообложении прибыли в этом периоде. Неучтенными останутся затраты, приходящиеся на незавершенное производство, остатки готовой продукции на складе, а также на отгруженную, но не реализованную продукцию (п. 2 ст. 318, ст. 319 НК РФ).

ВАЖНО. Прямые расходы списываются постепенно — по мере реализации продукции, работ, услуг. Косвенные расходы можно учесть в полном объеме в периоде их осуществления. Ждать реализации не нужно (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Что выгоднее для организации

Очевидно, что налогоплательщикам выгоднее признать косвенными как можно большее число расходов. Это позволит быстрее списать соответствующие затраты и уменьшить текущие налоговые обязательства. Однако, как уже отмечалось, разделять расходы по видам нужно обоснованно, с учетом технологии производства. Признать тот или иной вид затрат косвенным допустимо лишь в том случае, если его действительно нельзя отнести к прямым. Если организация нарушит это требование, ей грозят налоговые доначисления (определения Верховного суда РФ от 24.11.17 № 303-КГ17-17016 и от 19.09.18 № 306-КГ18-13685).

Исключение составляют организации, занимающиеся оказанием услуг. Им разрешено полностью списывать в периоде осуществления как косвенные, так и прямые расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ). Это означает, что, хотя такие налогоплательщики и должны делить расходы на прямые и косвенные, каких-либо негативных последствий ошибочного отнесения затрат к косвенным у них не возникнет.

СОВЕТ. Указанные организации могут использовать общий принцип, списывая прямые расходы только в том периоде, когда реализованы услуги, в стоимости которых учтены эти расходы. Выбранный вариант признания прямых расходов при оказании услуг желательно закрепить в учетной политике.

В заключение напомним, что правильное деление расходов на прямые и косвенные позволит налогоплательщикам не только избежать претензий со стороны налоговых органов, но и оптимизировать текущие налоговые обязательства.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector