Обязательная оценка имущества должника
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Обязательная оценка имущества должника

Статья 130. Оценка имущества должника

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ статья 130 изложена в новой редакции

Статья 130. Оценка имущества должника

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 130 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ в пункт 1 статьи 130 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющиеся к правоотношениям, возникшим с даты завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела к производству

1. Арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе определить лицо, на которое с его согласия возлагается обязанность по оплате указанных услуг оценщиков с последующей внеочередной компенсацией произведенных им расходов за счет имущества должника.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ пункт 2 статьи 130 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяющейся к правоотношениям, возникшим с даты завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела к производству

2. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника – унитарного предприятия либо имущества должника – акционерного общества (далее также – отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее – орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).

3. В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ в пункт 4 статьи 130 внесены изменения

4. Отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, направляется арбитражному управляющему с приложением копии представленного в орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, отчета об оценке.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

При наличии положительного заключения органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

5. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.

6. Учредители (участники) должника или собственник имущества должника – унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном федеральным законом.

Оценка собственности должника

Взыскать с должника долги и удовлетворить требования взыскателей и кредиторов часто можно только через продажу его собственности. Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

В законе приведён перечень, в каких случаях должен быть привлечён оценщик. Пристав не может самостоятельно определить цену таких объектов, как:

  • недвижимость и имущественные права;
  • акции, доли в уставных капиталах;
  • драгоценности;
  • предметы роскоши, антиквариат, ценные картины, скульптуры;
  • коллекционные монеты и купюры;
  • уникальные предметы, представляющие ценность;
  • другие вещи, предварительная стоимость которых превышает 30 тысяч рублей.

Должниками могут выступать не только физические и юридические лица, но и лица, признанные банкротами (индивидуальные предприниматели и организации). Тогда субъектами процесса выступает собрание кредиторов банкрота и назначенный арбитражный управляющий, открывающий конкурсное производство. В таких делах процедура оценки собственности должника с последующей его реализацией закреплена Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Далее рассмотрим основы оценки имущества в исполнительном и конкурсном производстве.

Постановление

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Порядок оценки имущества должника

Кроме Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» специалист оценщик руководствуется ещё несколькими Федеральными стандартами оценки, которые были утверждены Приказами Минэкономразвития и торговли. Федеральный стандарт оценки (ФСО №1), регламентирующий требования проведения процедуры и её этапы, был введён в действие Приказом № 297 от 20 мая 2015 года.

В соответствии с принятыми стандартами оценка должна состоять из следующих действий:

  1. Заключается договор с заказчиком (службой судебных приставов). Договор должен обязательно содержать подробное задание.
  2. Подготавливается и анализируется вся необходимая информация, собираются документы.
  3. Выбираются подходы и методы расчётов;
  4. Согласуются полученные результаты процедуры (когда необходимо).
  5. Составляется отчёт и заключение оценки.

В зависимости от специфики объекта могут применяться два и более подхода для его оценивания. В этом случае специалист должен согласовать полученные предварительные результаты. Если они будут существенно различаться, проводится дополнительный анализ результатов для выявления причины различия, что также отражается потом в заключении. Применение итоговой стоимости такого объекта будет находиться в пределах, указанных оценщиком.

Требование о проведении оценки имущества должника

В соответствии со ст. 139 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» существует понятие требования о проведении оценки имущества должника. Его может выдвинуть один из кредиторов (конкурсный кредитор или уполномоченный орган) при определённых условиях.

Такое требование должно быть выдвинуто в десятидневный срок после того как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве появятся результаты инвентаризации собственности банкрота. После получения документа у конкурсного управляющего есть два месяца на то, чтобы привлечь оценщика и обеспечить проведение процедуры. Оплата услуг специалиста должна осуществляться за счёт средств от продажи имущества банкрота.

Оценка собственности в конкурсном производстве

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Делами о банкротстве занимается Арбитражный суд. С того момента, как этот суд признает лицо банкротом, начинается конкурсное производство, и назначается арбитражный управляющий должника. В его обязанности входит:

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Издержки

Все расходы по исполнительному производству, которые можно обосновать по закону, должны совершаться за счёт средств должника. В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав либо сам оценивает имущество, либо привлекает специалиста, когда речь идёт об определённых объектах собственности.

Читать еще:  Имущество признается выморочным если оно наследуется

Любая из сторон процесса может не согласиться с оценкой объектов, произведённой в ФССП, тогда и в этом случае требуется участие профессионального оценщика. При этом его услуги должна оплачивать несогласная сторона, то есть бремя расходов ложится на плечи того, кто оспаривает постановление пристава, будь то взыскатель или сам должник.

Однако в соответствии со ст. 117 закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возмещение понесённых расходов, если они были обоснованы. Это значит, что если, например, взыскатель возразил против оценки, произведённой приставом, добился привлечения специалиста оценщика, и оплатил его услуги, он имеет право в дальнейшем подать на возмещение этой платы за счёт средств должника. Основанием для этого становится постановление, которое утверждает старший судебный пристав отдела или его заместитель.

Стороны процесса могут обжаловать не только постановление пристава, но и отчёт оценщика. Если при разбирательстве дела будет выявлены нарушения, допущенные приглашённым специалистом, то тогда судебные издержки можно будет взыскать с него. Заказчик процедуры в лице службы судебных приставов имеет право требовать с оценщика возмещения затрат в связи с некачественной работой.

Срок оценки имущества должника

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Выбор оценщика имущества

Только судебный пристав может назначить специалиста оценщика, если того требуют обстоятельства. Он отражает свой выбор в постановлении. Это следует из ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: привлечённый специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, при этом он должен обладать специфическими знаниями и опытом в определённой области. Проведение оценки объектов собственности должно возлагаться на конкретное лицо с указанием его личных данных и квалификации.

Порядок отбора оценщиков происходит на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт заключается с тем специалистом, саморегулируемая организация которого выиграет конкурс.

В обязанности пристава не входит согласование кандидатуры оценщика с участниками дела. Он только должен поставить их в известность о том, кого он назначил проводить процедуру. Делается это путём направления копий принятого постановления в адреса взыскателя и должника.

Обязанности оценщика имущества

Выбранный приставом оценщик не может уклониться или отказаться от возложенных на него обязанностей, ему следует сразу явиться по вызову в ФССП. Он несёт за это персональную ответственность, о чём его ставит в известность судебный исполнитель, ведущий дело. Оценщик также отвечает за достоверность своего заключение, за правильность определения итоговой стоимости объекта.

В процессе работы специалист должен следовать нормам, закреплённым в Федеральном законе № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В обязанности оценщика собственности должника входит:

  • провести процедуру оценки надлежащим образом;
  • сообщать о невозможности участия в процессе в силу каких-то обстоятельств, например, конфликта интересов;
  • отвечать на заданные приставом вопросы, консультировать его, оказывать необходимую помощь в сфере своей компетенции;
  • обеспечить сохранность представленных ему документов;
  • оформить отчёт по итогам процедуры в соответствии с принятыми стандартами;
  • не разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе работы, если она является конфиденциальной.

Работа специалиста не является безвозмездной. Его вознаграждение относится к расходам за совершение действий по исполнительному производству. При этом оценщик работает только с приставом, направляет ему свой отчёт. В его обязанности не входит извещать стороны об окончании процедуры оценки имущества и направлять им своё заключение. Это делает сам судебный исполнитель, который должен в трёхдневный срок после получения отправить его копии сторонам.

Отчёт

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Обжалование оценки имущества должника

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

Таким образом, сторона исполнительного производства может обжаловать процесс двумя способами:

  1. Подать в суд иск о неправомерности стоимости, указанной в оценочном отчёте.
  2. Обжаловать постановление судебного пристава в судебном порядке.

Суд будет рассматривать претензии заявителя, и проверять правильность оценки вне зависимости от того, каким из этих способов он подал иск. В качестве заинтересованной стороны при оспаривании первым способом привлекается судебный пристав, для второго способа – сам оценщик. При этом истец может представить в суде основания для отвода этого специалиста, такие как, например, несоответствие квалификации или заинтересованность стороны.

После того, как суд вынесет окончательное решение по результатам исковых производств об обжаловании оценки объектов собственности, ранее вынесенное постановление должно быть отменено старшим судебным приставом. На основании решения суда выносится новое постановление.

Оценка имущества при банкротстве физического лица

Большинство дел о банкротстве граждан осуществляется через реализацию имущества – процедуру, подразумевающую изъятие собственности должника с целью расчета по долговым обязательствам. Соответственно, если у банкрота действительно есть имущество – обязательно формируется конкурсная масса, а также проводится оценка имущества должника при банкротстве. В этой статье хотелось бы поговорить о ней подробнее – кто проводит оценивание? Какие нюансы необходимо знать банкроту, и как подготовиться к мероприятию?

Предварительный этап: опись имущества

После введения судом реализации имущества обязательно должна быть сделана опись имущества. Порядок ее проведения отличается:

  • если инициатором банкротства был кредитор. В данном случае опись имущества проводится финансовым управляющим, назначенным судом;
  • если инициатором банкротства был сам должник. Опись имущества проводит он сам. Он обязан составить список собственности, которой он владеет: транспортные средства, недвижимость, ценности и так далее, и передать финуправляющему.

Так или иначе, ответственность за опись и последующую проверку представленного имущества несет финансовый управляющий. Также он обязательно проверяет:

  • есть ли сокрытое имущество: например, заграничные банковские счета, регистрация собственности в других странах. Отметим, что если должник решит скрыть имущество, и это будет обнаружено, то его могут привлечь к ответственности, и долги в таком случае списаны не будут;
  • есть ли признаки преднамеренности и фиктивности банкротства. Такие действия подпадают под уголовную ответственность;
  • есть ли подозрительные сделки, которые можно оспорить.

Далее формируется конкурсная масса, куда входит вся собственность должника. Процедура имеет ряд особенностей.

    Из конкурсной массы обязательно исключается собственность, защищенная положениями ст. 446 ГПК РФ. То есть в банкротстве не может быть продано в счет долгов единственное жилье, оборудование для работы и профессиональной деятельности, объекты сельского хозяйства, бытовые предметы, продукты, наличные деньги на ведение хозяйства.

Важно! Предмет залога не может выступать единственным жильем. Это касается ипотечных договоров, автокредитов и так далее.

Напомним, оспариваются далеко не все сделки. Что считается подозрительной сделкой?

  • Договор, где стоимость явно ниже рыночной – меньше 30%.
  • Договор, где второй стороной сделки выступает лицо, состоящее в родственных связях с должником.

Таким образом, в результате формируется полноценный документ с описью имущества, где оно перечисляется с полным техническим описанием. Это может быть указание:

  • кадастрового номера;
  • идентификационного кода;
  • изготовителя;
  • марки;
  • плана объекта недвижимости;
  • месторасположения недвижимости;
  • основания возникновения прав собственности;
  • информации о состоянии предмета.

Основной этап: оценка имущества должника при банкротстве

Далее, когда готов документ по описи имущества, осуществляется оценивание, которое может проводиться:

  • финансовым управляющим;
  • независимыми экспертами.

Чаще всего оценку осуществляет финуправляющий. Это дешевле, быстрее и выгоднее для всех сторон процесса. Однако в случае, если кто-то из участников дела посчитал, что оценка несправедлива, и выразил возражения, приглашается независимая экспертиза. Оплачивает услуги экспертов сторона, которая их и пригласила.

Важно! В некоторых случаях инициатором проведения профессиональной экспертизы выступает сам управляющий. В таком случае он же и оплачивает расходы со своего кармана.

Читать еще:  Передача имущества в безвозмездное пользование НДС

Как осуществляется оценка имущества?

Вопрос, как проводится профессиональная экспертиза, мы опустим, поскольку деятельность таких специалистов регламентируется законодательно, они также руководствуются международными стандартами и подходами к оцениванию, принятыми в их среде.

Если имущество оценивает финуправляющий, он обязательно ориентируется на 2 основных фактора:

  1. Рыночная стоимость объекта.
  2. Степень износа.

Например, если оценка проводится в отношении автомобиля, то оценивается изначальная цена машины аналогичной марки + проводится анализ ее текущего состояния: проводился ли ремонт, есть ли недостатки во внешнем виде, какое состояние КПП/мотора/кузова/салона, и на основании полученных данных формируется окончательная стоимость.

Финуправляющий в процессе оценки также ориентируется на следующие моменты:

  • учитывает рыночную оценку собственности, ориентируясь на соответствующие ресурсы по продаже аналогичных объектов. В частности, если речь идет о доме, то анализируется, сколько стоят такие же дома в регионе;
  • учитывает затраты, понесенные после приобретения имущества должником. Например, если в доме был сделан ремонт, достроена баня и гараж, облагорожен участок – все эти траты учитываются при формировании конечной цены;
  • учитывается потенциальная прибыль. Например, если дом расположен в туристическом месте, учитывается, сколько можно заработать на сдаче объекта в аренду туристам.

Далее, после формирования конечной стоимости оценка предъявляется всем остальным участникам дела: кредиторам, должнику. Если кто-то из них посчитает, что данные несправедливы, то могут быть приглашены независимые эксперты. Окончательная оценка будет выставлена посредством формирования экспертного заключения.

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Можно ли доверять оценке финансового управляющего?

Обратите внимание! Как правило, финуправляющий старается в итоге выявить максимальную стоимость имущества. В этом заинтересованы не только должник и кредиторы, но и сам управляющий – согласно положениям Закона о банкротстве, его вознаграждение зависит от стоимости проданного имущества, ему достанется 7% от реализованной собственности.

Отметим, что изначально законодатели определили управляющим 2%, однако после волны протестов в 2016 году были внесены изменения. Управляющие попросту отказывались от работы, аргументируя свое нежелание недостойной оплатой.

Так, процедура реализации имущества должника приносит управляющему:

  • обязательное вознаграждение в виде 25 000 рублей (оплата осуществляется в момент подачи заявления в суд, расходы оплачивает инициатор процесса);
  • 7% от реализованной собственности банкрота.

С другой стороны, завышение стоимости может привести к неликвидности имущества. Если цена не соответствует реальному состоянию объекта, торги не состоятся. Соответственно, важно, чтобы в этом вопросе был соблюден баланс.

Практика показывает, что управляющие практически не заинтересованы в процессах, где у должника нет имущества под реализацию. Например, за банкротством обращается пенсионерка, у которой в собственности только единственное жилье и обстановка в квартире. Гораздо с большим интересом рассматриваются дела, где у должников из имущества есть ипотечное жилье, другое дорогостоящее залоговое имущество или несколько объектов недвижимости.

Заключительный этап: организация торгов и проведение расчетов

После проведения оценивания финуправляющий должен спланировать:

  • сроки торгов;
  • начальную стоимость конкурсной массы;
  • порядок продажи имущества.

На продумывание плана у него есть примерно 30 календарных дней. Далее вместе с описью управляющий подает план на рассмотрение суда. Документ может быть принят или же отправиться на последующую доработку, если суд сочтет, что им нарушены какие-то законодательные нормы.

Собственно, реализация может осуществляться двумя способами.

  1. Прямая продажа. Если стоимость объекта не превышает 100 000 рублей, финуправляющий может продать его через частные объявления, опубликовав их на соответствующих сайтах. Обычно таким способом продаются телевизоры, компьютерная техника, украшения, другие недорогие предметы.
  2. Электронные торги. Если стоимость определенного имущества составляет больше 100 000 рублей, то задачей управляющего является организация торгов. Они проводятся на определенных площадках, через организаторов. Поучаствовать в торгах могут лица, имеющие регистрацию на таких ресурсах и электронно-цифровую подпись. В некоторых случаях от участников требуют внесения задатка в денежной сумме.

Так, если в процедурах банкротства необходимо проводить торги, то управляющий обязан придерживаться следующего порядка действий.

  1. Поиск организатора торгов – обычно им выступает компания/организация.
  2. Публикация сведений о торгах в ЕФРСБ и печатном издании «Коммерсантъ».
  3. Выставление собственности с дальнейшим повышением цены.
  4. Если продажа не состоялась, на следующем этапе торгов стоимость снижается до 15%.
  5. Если продажа опять не увенчалась успехом, стоимость снижается до 20-30% и больше. Таким образом, в результате цена сильно снижается, и покупатели имеют хорошие шансы приобрести собственность с выгодой.

Далее, после завершения организационных мероприятий подсчитывается количество средств, поступивших от продажи. Из них вычитаются:

  • судебные расходы;
  • 7% вознаграждения для управляющего;
  • 80% от реализованного залогового имущества вручается залоговому кредитору (например, если продалась квартира по ипотечному договору, то 80% от суммы вручаются банку, который и выдал эту ипотеку);
  • 50% от проданного совместного имущества (если банкрот в браке) вручаются второму супругу;
  • остальные средства распределяются между оставшимися кредиторами.

Важно! Если после реализации и распределения остались средства, они передаются банкроту.

Что будет с собственностью, от которой не удалось избавиться в банкротстве физических лиц? Предусмотрен следующий порядок:

  1. Кредиторам будет предложено забрать оставшуюся собственность в счет оплаты долга по стоимости, которая была определена посредством оценки.
  2. Если от кредиторов последовал отказ, то финуправляющий должен передать оставшееся имущество банкроту. При этом будет оформлен официальный акт приема-передачи такой собственности.

Соответственно, если вырученных средств не хватило для проведения расчетов и погашения, оставшиеся долги будут списаны на завершающем судебном заседании. С этого момента все претензии к должнику считаются снятыми и погашенными.

После признания банкротства и снятия всех долговых претензий банкрот может снова приобретать собственность, осуществлять материальные сделки, пользоваться услугами банков. Кредиторы не вправе предъявлять претензии после вынесения окончательного судебного постановления.

Заметим, что примерно по такой же схеме осуществляется и банкротство ИП, ведь предприниматели тоже относятся к категории физических лиц.

Мы оказываем профессиональную помощь в кризисных ситуациях. Если у вас возникла необходимость в признании финансовой несостоятельности, но при этом вы хотите знать, что будет с имуществом – обратитесь за консультацией к нашим юристам! Мы обстоятельно введем вас в курс дела, а также поможем обанкротиться с минимальными рисками.

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Особенности оценки имущества в деле о банкротстве

10 Августа 2016

Сегодня мы остановим свое внимание на таком аспекте процедуры банкротства, как оценка имущества должника, подлежащего реализации на торгах.

Все кредиторы понимают, что в идеале банкротство должно завершиться погашением их требований к должнику. Денежные средства для такого погашения появляются у неплатежеспособного должника не иначе, как вследствие продажи принадлежащего ему имущества другим лицам. В банкротстве такая продажа происходит в форме торгов, которые проводит арбитражный управляющий.

Однако, даже в случае реализации всего имеющегося у должника имущества вырученных денег может не хватить для удовлетворения требований всех кредиторов. Такой риск существует всегда. Минимизировать его можно только путем контроля за установлением начальной стоимости имущества, выставленного на торги, ведь занижение стоимости на этой стадии значительно уменьшает шансы кредиторов на полное погашение их требований.

Первичная стоимость имущества, выставленного на торги, может быть определена с помощью независимого оценщика (именно “может”, но не “обязана”). Привлечение оценщика к процедуре банкротства иногда является обязательным, такие случаи оговорены в законе.

Деятельность оценщика в процедуре банкротства немного отличается от иных случаев оказания оценочных услуг. Специального правового регулирования на федеральном уровне порядок оказания оценочных услуг в банкротстве не получил. Поэтому проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Все же ряд нюансов в данной деятельности имеется и на них стоит обратить внимание.

Объект оценки ничем не ограничен

Никто не может предугадать, какое имущество принадлежит тому или иному должнику, а потому унифицировать подход к оценке имущества должника в банкротстве практически невозможно. На федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, которые устанавливают специальные правила для оценки того или иного вида объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и так далее). Поэтому оценщик, сталкиваясь с необходимость оценки объекта, для которого имеются специальные правила, пользуется ими наряду с общими положениями закона об оценочной деятельности.

Вид определяемой стоимости

Перед тем, как приступать к оценке, для оценщика формулируется задание на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на проведение оценки. Именно в задании на оценку содержатся все необходимые сведения, указания и вопросы к оценщику. В частности, особенно важно указать в задании какой вид стоимости надлежит установить оценщику. В рамках процедуры банкротства, как правило, устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, потому что предполагает учет сжатых сроков для реализации объекта оценки. Рыночная стоимость устанавливается, когда отсутствуют какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть вынужденность продажи. Сама суть торгов предполагает ограниченные сроки продажи и обязательность отчуждения, поэтому чаще устанавливается ликвидационная стоимость объекта оценки.

Как видно из предыдущего пункта, конечная величина стоимости напрямую зависит от сроков реализации имущества. Таким образом, большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно реализовать имущество должника, так как при наличии большого временного отрезка для реализации возможно установление рыночной стоимости имущества, которая всегда превышает ликвидационную.

Обязательность привлечения оценщика

Как уже ранее отмечалось, в ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, то есть право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность. В законе указано несколько таких случаев:

– должником является унитарное предприятие;

– должником является акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

Также подлежит обязательной оценке независимым оценщиком имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает сто тысяч рублей.

Читать еще:  Реестр имущества физических лиц

Особенности отчета об оценке

Обязательность привлечения оценщика, описанная в предыдущем пункте, влечет за собой еще одно юридически важное последствие. В случае, если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Для подготовки заключения проводится анализ отчета на предмет его соответствия закону и сведениям, представленным в отчете и содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае подготовленное заключение направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.

Порядок оценки и продажи имущества должника в ходе процедуры признания несостоятельности по ст. 139 127-ФЗ

В ходе проведения процедуры признания финансовой несостоятельности должника важнейшее значение придается правильной организации процедуры оценки имущества. Она регулируется, согласно ст. 139 127-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Структура и содержание ст. 139 127-ФЗ

В случае если реабилитационные процедуры признания должника финансово несостоятельным (внешнее управление и финансовое оздоровление) не привели к восстановлению его платежеспособности, то в отношении него вводится конкурсное производство. Оно предполагает формирование конкурсной массы и ее продажу на открытых долгах для погашения обязательств перед кредиторами по результатам.

Порядок проведения оценки и продажи имущества должника содержатся в ст. 139 127-ФЗ. Положения ст. 139 127-ФЗ направлены на практическую реализацию базового принципа по максимальному удовлетворению требований кредиторов в ходе проведения процедуры признания компании несостоятельной.

Структурно статья состоит из 6 пунктов. Она регулирует следующие вопросы:

  1. Общий регламент проведения процедуры и перечень этапов, которые она должна включать: инвентаризация, оценка, разработка и утверждение плана продаж, проведение торгов и подведение итогов.
  2. Порядок определения и утверждения общих правил продажи.
  3. Правила проведения торгов.

Порядок оценки

Все торговые процедуры начинаются с проведения управляющим процедуры инвентаризации. Инвентаризация предполагает детальную опись всего имущества должника и публикацию сведений об итогах процедуры формирования конкурсной массы в ЕФБРСБ.

При проведении инвентаризации конкурсный управляющий выявляет фактическое наличие имущества, его состояние на текущий момент и сопоставляет с бухгалтерской отчетностью на предмет полноты отображения обязательств компании. Выявленные расхождения в обязательном случае фиксируются и отображаются на бухгалтерских счетах.

Оценка имущества должна происходить с учетом положений ст. 130 127-ФЗ.

В течение 10 дней после того, как в открытом доступе были опубликованы сведения о результатах формирования конкурсной массы, кредиторы вправе потребовать привлечения оценщика. Такими правами наделены только те кредиторы, которым принадлежит более 2% в совокупной размере долговых обязательств по реестру. Оценка требуется для получения наиболее объективной оценки стоимости имущества – определения ее рыночной стоимости.

Если управляющему поступило подобное требование о проведении оценки, то, согласно абз. 2 п. 1 ст. 139, у него есть два месяца на поиск оценщика и проведение оценочных мероприятий.

Отчет об оценке имущества должника подлежит включению в Федреестр по банкротствам в течение 2 рабочих дней. На ресурс передается копия указанного отчета в электронном виде.

Но если кредиторы не будут удовлетворены результатами оценки и сочтут ее некорректной, то они вправе заявить требование о ее повторном проведении. При этом расходы на оценочные мероприятия им нужно будет взять на себя.

Собрание кредиторов также вправе установить иные источники оплаты услуг оценщика. Например, выделить лицо, которое выразило согласие на оплату услуг по инвентаризации и оценке. Тогда произведенные данным лицом расходы подлежат в дальнейшем внеочередной компенсации после продажи имущества должника.

Стоит отметить, что нередко кредиторы имеют разнонаправленные интересы в части определения стоимости имущества. Так, те залоговые кредиторы, которые хотели бы оставить предмет залога за собой, имеют право на это, если торги не состоятся. Поэтому они обычно заинтересованы в наиболее высокой стартовой стоимости. Тогда как низкая цена имущества позволяет продать его максимально быстро.

Утверждение порядка продажи

После того как управляющим были получены результаты оценки имущества, у него есть один месяц на то, чтобы подготовить порядок продажи имущества. В данном документе прописываются:

  • торговая площадка для проведения торгов;
  • организатор торгов;
  • состав лотов и размер задатка;
  • шаг аукциона и цена отсечения;
  • сроки проведения;
  • процедуры и пр.

Условия продажи имущества должны предусматривать такие требования: деньги за проданное имущество должны поступить не позднее, чем через месяц после подписания договора купли-продажи или через 7 дней после перехода к управляющему права собственности.

Порядок продажи имущества должника может предусматривать, что при невозможности реализовать его на первых торгах оно подлежит продаже по частям начиная с первых торгов. При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, будет начато заново.

При определении порядка продажи имущества управляющему стоит ориентироваться на то, что проведение торгов должно обеспечивать привлечение к ним максимального числа покупателей, что позволило бы получить максимальную прибыль.

Порядок продажи имущества должен иметь форму обязательного письменного документа. Разработанный управляющим порядок продажи подлежит согласованию с кредиторами. В ходе проведения собрания кредиторов они вправе:

  1. Принять его.
  2. Внести изменения.
  3. Отказаться от утверждения.

Порядок продажи имущества является весьма важным документом, который определяет ход торгов и их привлекательность для третьих лиц.

В п. 2 рассматриваемой статьи приведены последствия неутверждения собранием или комитетом кредиторов предложений от управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника из-за разногласий, которые возникли между управляющим и собранием кредиторов.

Инициатива для обращения в суд с ходатайством о разрешении спора может исходить от управляющего или кредиторов. Право на обращение в суд принадлежит и уполномоченному органу, но только если на обязательства перед ним приходится более 25% от совокупного размера кредиторской задолженности.

Вариантов для дальнейшего развития событий два:

  1. Суд принимает решение об утверждении сроков и условий продажи имущества.
  2. Он освобождает управляющего от исполнения обязанностей по ст. 144 127-ФЗ. В данном случае у него нет необходимости получать согласие от собрания кредиторов на устранение управляющего.

Вынесенное судом решение может быть обжаловано по нормам АПК.

Как продается имущество должника

Самый распространенный способ продажи имущества должника – это продажа через торги. Нередко именно для проведения торгов кредиторами и затевается сама процедура банкротства в отношении должника.

Иной порядок продажи имущества может быть предусмотрен и нормами 127-ФЗ. В частности, на него указывает ст. 132. Продажа имущества производится, согласно условиям пп. 3-8 ст. 110, 111 ФЗ-127. Именно к этим статьям отсылает ст. 139 127-ФЗ. Статья 110, в свою очередь, регулирует порядок продажи основных средств, который зависит от разновидности имущества на продажу. Допускается также проведение конкурса, а также торгов в открытой и закрытой формах.

Изначально продажа имущества происходит через публичный аукцион, который проводится на повышение ставок. Победителем его становится участник, который предложил максимальную цену за реализуемое имущество. В случае если первичные и повторные торги были признаны несостоявшимися, или не был подписан договор с единственным участником закупки, то, согласно п. 4 ст. 139 127-ФЗ, продажа имущества должна происходить через публичное предложение.

При получении нескольких заявок договор подписывается с участником, предложившим самую высокую цену. Если же предложения идентичны, то побеждает участник, который сделал предложение первым.

Продажа имущества должника стоимостью менее ста тысяч рублей

Процедура проведения торгов в ходе признания несостоятельности является достаточно сложной и дорогостоящей.

Но, согласно определению ВАС от 2017 года №305-ЭС17-9625, управляющему рекомендовано применять последствия невозможности продажи, то есть предложить принять имущество кредиторам в качестве отступного, если продажа такого имущества не сможет существенно повлиять на пополнение конкурсной массы.

Управляющий вправе продавать имущество должника без торгов при соблюдении двух условий:

  1. Его балансовая стоимость не превышает 100 тыс. р.
  2. Кредиторы должника предоставили свое согласие на продажу подобного имущества без торгов и установили такой порядок.

Балансовая стоимость имущества до 100 тыс. р. по нормам закона – это та цена, по которой допускается продажа имущества без торгов. Но бухгалтерская отчетность должника может быть признана недостоверной. В этом случае на такую стоимость ориентироваться нельзя. Также нередко даже в достоверной отчетности балансовая оценка имущества может серьезно отличаться от рыночной.

В этих ситуациях рекомендовано провести оценку стоимости имущества и если оно окажется дороже 100 тыс. р., то его нужно продавать через торговую процедуру.

Прочее

В п. 6 ст. 139 127-ФЗ отдельно оговаривается, что положения указанной статьи не распространяются на продукцию должника, которая была произведена им в процессе текущей хозяйственной деятельности. В данном случае применяется особый порядок продажи.

Таким образом, продажа имущества должника выступает важным этапом конкурсного производства, которое имеет целью получение наибольшей выручки для максимального удовлетворения требований кредиторов. Процедура продажи имущества должника строго регулируется положениями ст. 139 127-ФЗ. Здесь указаны требования к проведению оценки имущества, определения и утверждения порядка продажи, а также особенности проведения продажи при стоимости имущества менее 100 тыс. р. Продаже всегда предшествуют этапы инвентаризации и оценки имущества.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector