Операции с муниципальным имуществом
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Операции с муниципальным имуществом

Операции с муниципальным имуществом.

Выбор способа использования того или иного имущества осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования. Ниже рассматриваются особенности отдельных операций.

Купля-продажа. Неэффективное или не соответствующее целевому назначению муниципальное имущество может быть приватизировано. Приватизация осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». По условиям приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

  • ? объекты, приватизация которых запрещается;
  • ? объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;
  • ? объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.

Представительный орган муниципального образования ежегодно утверждает перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации и запрещенных для приватизации. Способы приватизации муниципальное образование выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс. Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только наиболее высокую цену, но и лучшие условия целевого использования имущества. При равенстве предложений победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т.п.

Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое ему имущество. Продавцами выступают физические и юридические лица, а также органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности осуществляют специальные федеральные учреждения.

Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое имущество.

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и другое муниципальное имущество.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в комитет по управлению муниципальным имуществом. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наилучшие условия аренды.

Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии). Если все условия согласованы, заключается договор аренды между комитетом и арендатором. Последний берет на себя коммерческий риск, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на базе арендованного имущества, получает прибыль. Срок аренды определяется с учетом интересов муниципального образования. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета.

Сильные стороны аренды: получение гарантированных поступлений платежей в местный бюджет независимо от результатов хозяйственной деятельности арендатора, возможность дифференцировать арендные платежи в зависимости от профиля предприятия, изменять их в соответствии с инфляцией.

Отрицательные стороны аренды: цели арендатора и арендодателя могут не совпадать, краткосрочная аренда не мотивирует предпринимателя инвестировать в муниципальную собственность.

Доверительное управление. Это передача имущественного комплекса на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юридическому лицу. Доверительный управляющий обязуется управлять переданным ему имущественным комплексом в интересах муниципального образования за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления. Поскольку источником вознаграждения являются доходы предприятия, доверительный управляющий объективно заинтересован в их увеличении. Обычный срок договора доверительного управления, ГК РФ, не должен превышать пяти лет, однако допускается установление иных предельных сроков.

Акционирование имущественных комплексов МУП при сохранении за муниципальным образованием контрольного пакета или даже 100% акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у органа местного самоуправления, а форма акционерного общества позволяет ему установить необходимый контроль совета директоров за деятельностью предприятия и повысить его заинтересованность в улучшении результатов финансово-хозяйственной деятельности. Недостатком акционирования является то, что получение дивидендов на акции акционерного общества (в отличие, например, от аренды) не гарантировано. Однако для убыточно работающих МУП это несущественно.

Концессия. Относительно новой формой использования муниципального имущества является передача его в концессию. По своей сути концессия представляет собой долгосрочную аренду, передачу муниципального имущества физическому или юридическому лицу во владение и пользование с обязательным условием вложения инвестиций в целях качественного улучшения передаваемого имущества и (или) создания нового имущества. То есть концессионер обязан вложить инвестиции в имущество, а длительный срок концессии (до 50 лет) позволяет ему окупить свои затраты и получить достаточную прибыль от вложенных инвестиций. По окончании срока концессии имущество должно быть возвращено органу местного самоуправления. Такая форма особенно эффективна для объектов коммунальной инфраструктуры, требующих крупных затрат на модернизацию, но обеспечивающих столь же крупный эффект от ресурсосбережения, например, в сферах водоснабжения или теплоснабжения. Эффект здесь может быть получен за счет мероприятий по ресурсосбережению, на реализацию которых у муниципального образования нет собственных средств.

Муниципальное образование может освободить концессионера от платежей в бюджет за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконструкцию и развитие предприятия.

Это особенно важно в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития. Еще в 2005 г. был принят Федеральный от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», однако его практическая реализация наталкивается на недостаток необходимых подзаконных актов. Поэтому количество концессий, заключенных органами местного самоуправления, в настоящее время невелико.

Операции с муниципальным имуществом порой сомнительны

© Коллаж: Владимир Коваленко

В аналогичной ситуации оказалось ООО « Рокаданефтепродукт» (Пятигорск). Еще в прошлом году компания была вынуждена обратиться в суд о признании несостоятельным задолжавшего ему около миллиона рублей муниципального унитарного предприятия « Маршрут» из Минвод. Итак, с весны этого года МУП – банкрот, но однозначно, что рассчитаться со всеми кредиторами ему будет вряд ли под силу: за ним вообще не числится хоть сколько-нибудь ценного имущества.

Безусловно, подобное случается сплошь и рядом. И мы вряд ли вообще заговорили бы о должниках « Рокаданефтепродукта» или разорении какого-либо небольшого МУПа, если бы за всей этой, на первый взгляд, тривиальной историей не было бы целого клубка неоднозначных событий.

Итак, для начала стоит вернуться на несколько лет назад. В октябре 2001 года в комитете имущественных отношений города Минеральные Воды и Минераловодского района было принято решение об учреждении МУП « Маршрут». Обязанностей за предприятием закрепили действительно немало: среди них числились пассажирские и грузовые перевозки, оказание услуг населению по вывозу ТБО, уборка стихийных свалок и т.д. Для всего этого муниципалитет, как обычно говорят в таких случаях, закрепил за « Маршрутом» несколько зданий и сооружений, а также, если уж речь идет о перевозках, и транспортные средства.

Непонятные движения вокруг всего этого « скарба» начались с 2006 года. На протяжении недолгого времени с некоторыми перерывами штамповались почти однотипные постановления городской администрации, согласно которым в муниципальную казну постепенно возвращались те же автобусы, здания, гаражи и т.д. Любопытно, что именно не раз сменявшиеся в МУПе директора один за одним писали заявления в муниципалитет с отказами от имущества якобы « в связи с неиспользованием его в хозяйственной деятельности». И в конце концов появилось согласие на передачу в казну последних зданий и автомобилей, без чего само по себе предприятие вообще не могло работать.

Таким образом, уже в феврале 2007 года « Маршрут» мало-помалу вернул администрации все свое добро балансовой стоимостью в несколько миллионов рублей. И по сути, оставшись ни с чем, « пустое» предприятие таким образом совершенно перестало осуществлять деятельность, как позже заявит в суде представитель арбитражного управляющего « Маршрута» С. Феронов. К слову, он твердо намерен вернуть все изъятое в конкурсную массу, считая, что увели весь « скарб» « Маршрута» по меньшей мере как-то странно.

А было ли согласие?

Так, если внимательно просмотреть документы, можно предположить, что весь процесс не был стихийным или следствием чьей-то глупости и недальновидности. Безусловно, не будем со стопроцентной уверенностью говорить о преднамеренности действий по обескровливанию предприятия. Но судите сами: вся перетасовка муниципального добра осуществлялась аккурат во время рассмотрения в арбитраже исков кредиторов – поставщиков и подрядчиков – « Маршрута». Причем для собственности муниципалитета уж очень быстро находилось, по всей видимости, более выгодное применение. К примеру, буквально за считанные дни рядом постановлений части изымаемого автопарка передавались в аренду некоему ООО « Маршрут» (интересно, насколько случайно совпадение названий. ).

К слову, об упомянутой покладистости директоров муниципального предприятия. Если восстанавливать хронологию событий, то есть данные, что в конце октября 2006 года с заявлением об отказе от прав на часть имущества предприятия обратился директор МУП М. Ботвин. В список якобы неиспользуемого имущества, которое вернулось в городскую казну, попали семь автобусов. А вот буквально через два года – уже в нынешнем октябре – в своем объяснении специалистам ГУВД по СК, проводившим проверку деятельности « Маршрута», М. Ботвин заявит, что « обращений в администрацию о передаче имущества в казну города не подписывал и фактически ничего не передавал»…

Читать еще:  Соглашение о разделе имущества по ипотеке

Занимательно также передвижение последнего « скарба» предприятия. Решением Думы Минвод, подписанным главой города К. Гамаюновым, имущество « Маршрута» было закреплено за МУП « Управление ЖКХ». На него же ложатся соответствующие обязанности по вывозу ТБО и саночистке города. За эти услуги в течение 2007 года на расчетные счета коммунальщиков поступило более 14 миллионов рублей. В ходе упомянутой проверки также установлено: окажись они на счетах у « Маршрута», он имел бы более чем реальную возможность избежать банкротства. Ведь переданные здания да более десятка единиц автотранспорта до передачи фактически использовались в деятельности предприятия и к тому же приносили определенный доход…

С одной стороны, чего уж странного? Как бы то ни было, муниципалитет-то вправе распоряжаться своим имуществом сугубо по собственному усмотрению. Но куда деться от размышлений о том, зачем чиновникам нужно было таким образом разваливать МУП. Уж не проще было бы ликвидировать его по всем правилам? И вот еще незадача: в итоге-то с дырками от бублика остались не только работавшие с « Маршрутом» поставщики и подрядчики, которым он в общей сложности должен более пяти миллионов рублей. Сверх того почти 800 тысяч рублей предприятие осталось должно своему персоналу, а государству в виде налогов чуть ли не в десять раз больше.

Так, по данным конкурсного управляющего, в связи с неуплатой обязательных платежей были начислены различные финансовые санкции, что в общей сумме превысило 20 миллионов (!) рублей. Дело в том, что именно в 2005-2007 годах – как раз в процессе уже описанных нами неоднозначных операций – « Маршрутом» практически не платились налоги.

Не ведали, не знали

Кому именно и для чего так оперативно и вроде как на вполне законных основаниях понадобилось « тасовать» муниципальную собственность, выяснять не нам. Как мы уже сказали, не оставляет намерения разобраться в этой истории и конкурсный управляющий. Что касается возврата имущества, то впереди только судебный путь. И в арбитраж края уже поданы иски о признании недействительными нескольких постановлений главы города и последовавших за ними сделок.

– Действующим законодательством действительно предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Между тем сам по себе такой отказ не свидетельствует о законности изъятия этого имущества, – поясняет Р. Савичев, генеральный директор юридического агентства « СРВ», куда за помощью обратился арбитражный управляющий. – В законе четко прописаны процедуры реорганизации и ликвидации МУПа. Однако собственник попросту превысил права, предоставленные ему законом, и лишил предприятие возможности нормально работать. А это в итоге причинило вред не только целому кругу кредиторов, но и государству.

Наряду с исками в арбитраж отправлено и заявление в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по СК, где конкурсный управляющий настаивает на возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц администрации Минвод и руководства самого « Маршрута». Ситуацией заинтересовались следователи межрайонного отдела оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям ГУВД СК. Сверх того, первоначальный отказ в возбуждении уголовного дела по некоторым изложенным нами фактам был не так давно отменен в Минераловодском РОВД, и дело направлено на доследование. Как сказано в соответствующем решении, « усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199 УК РФ» (уклонение от уплаты налогов или сборов).

Ясно, что сюжет уж точно еще получит продолжение. Но, безусловно, в таких условиях хотелось бы услышать мнение представителей администрации Минвод и их оценку описанной ситуации. Однако, казалось бы, заинтересованные в этом разговоре со СМИ городские чиновники, предпочли кормить журналистов « завтраками», в итоге комментариев мы не получили. А потому остается довольствоваться их объяснениями, данными уже сотрудникам межрайонного отдела оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям ГУВД по СК во время проверки финансовой и хозяйственной деятельности МУП « Маршрут». А объяснения те, заметим, пестрят банальными словами и выражениями с общим отрицательным смыслом – не ведали, не знали, да не было данных. К примеру, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Минвод Л. Бодня вообще указала, что « не знала о том, что вывод имущества приведет к банкротству предприятия»…

Операции с муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования. Ниже рассматриваются особенности отдельных операций с муниципальным имуществом.

Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», принятом в 1997 г. С точки зрения условий приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

• объекты, приватизация которых запрещается;

• объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа местного самоуправления;

• объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.

Представительный орган местного самоуправления утверждает перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации и запрещенных для приватизации. Способы приватизации муниципального имущества муниципальное образование выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс. Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только наиболее высокую цену, но и лучшие условия. При равенстве предложений победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т. п.

Муниципалитет может приобретать в муниципальную собственность необходимое ему имущество. Продавцами выступают физические и юридические лица, а также органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности осуществляют специальные учреждения юстиции.

Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое имущество.

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в Комитет. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наилучшие условия аренды.

Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т. п.). Если все условия согласованы, заключается договор аренды между Комитетом и арендатором. Последний берет на себя коммерческий риск, самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на базе арендованного имущества, получает прибыль. Срок аренды определяет Комитет с учетом интересов муниципального образования. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета. В отдельных случаях на сдачу муниципального имущества в аренду может проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса, муниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных случаях – конкретному арендатору под определенный вид деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9006 – | 7278 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Управление муниципальным имуществом. Состав, основные операции и эффективность регулирования имущественного блока

Общий подход к определению состава муниципального имущества представлен в вопросе № 26. Следует отметить, что Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст.50 – Муниципальное имущество) предусмотрена детализация состава муниципального имущества для разных типов муниципальных образований. В частности, в собственности поселений могут находиться:

– имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

– автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

– имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

– жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

– пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

– имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

– имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

– имущество библиотек поселения;

– имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

– объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Читать еще:  Структура отчета об оценке недвижимого имущества

– имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

– имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

– имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

– имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

– имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

– земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

– пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

– имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

– имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

– имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения;

– иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

– имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

– автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

– пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

– имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

– имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

– архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

– имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

– имущество межпоселенческих библиотек;

– имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

– земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

– пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

– имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

– имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

– имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

– объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

– имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района;

– иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов[2].

Все виды имущества, которые могут находиться в собственности поселений, и все виды имущества, которые могут находиться в собственности муниципальных районов, могут находиться и в собственности городских округов.

Нормативную базу управления муниципальным имуществом составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (положения).

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменения состава муниципального имущества. С этой целью ведется реестр муниципального имущества, представляющий собой информационную систему, построенную на единой для всей страны классификации, методологической основе и программной базе. Для организации учета и управления муниципальным имуществом в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом или иной орган.

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования.

Купля-продажа. Неэффективная муниципальная собственность может быть приватизирована. По условиям приватизации объекты муниципальной собственности разбиваются на категории:

– объекты, приватизация которых запрещается;

– объекты, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа муниципального образования;

– объекты, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом.
Представительный орган муниципального образования утверждает перечни объектов муниципальной собственности, подлежащих и запрещенных для приватизации. Способы приватизации собственности муниципальное образование выбирает самостоятельно. Чаще всего это аукцион или коммерческий конкурс. Аукцион проводится в форме открытых торгов, в которых выигрывает назвавший максимальную цену. Победителем коммерческого конкурса объявляется предложивший не только наиболее высокую цену, но и лучшие условия. При равенстве предложений победителем признается участник, чья заявка была подана раньше. Для муниципального образования коммерческий конкурс имеет преимущества, так как оно может выдвигать такие условия приватизации, как сохранение профиля предприятия в течение определенного времени, сохранение рабочих мест и т.п.

Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое ему имущество. Продавцами являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти. Государственную регистрацию прав собственности осуществляют специальные учреждения юстиции.

Мена. Муниципальное движимое и недвижимое имущество может быть обменено на другое.

Дарение. Любое физическое или юридическое лицо может безвозмездно передать в муниципальную собственность движимое или недвижимое имущество. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имущество, подают заявку в местный орган по управлению имуществом. Заявка должна быть рассмотрена в течение определенного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наилучшие условия.
Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, инвестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т.п.). Если все они согласованы, заключается договор аренды. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета.

В отдельных случаях на передачу муниципального имущества в аренду может проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса, муниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных случаях – конкретному арендатору под определенный вид деятельности.

Сложившаяся практика оценки эффективности использования муниципальной собственности основывается на анализе состояния и тенденций изменения ее вклада в формирование базы неналоговых доходов местного бюджета. Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью:

– структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий муниципальной формы собственности;

– обеспечение полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

– создание единой системы контроля сохранности муниципальной собственности и использования ее по назначению;

– выработку критериев оптимальных решений по распоряжению муниципальной собственностью;

– повышение инвестиционной привлекательности муниципальной собственности.

Операции с муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 06:58, реферат

Краткое описание

По настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст.130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый по экономике гму.docx

По настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст.130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Главной целью работы является исследование муниципального имущества, его состава и характеристики.

Читать еще:  Какое имущество признается недвижимым

– рассмотреть понятие и состав муниципального имущества;

– рассмотреть особенности и проблемы в управлении муниципальным имуществом.

Предметом работы являются управленческие отношения по поводу муниципальной собственности.

Объект исследования – система управления муниципальной собственностью.

  1. Понятие муниципального имущества

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Муниципальная собственность выступает своеобразным экономическим базисом для нормального функционирования системы местного самоуправления в субъектах РФ. Управление ею должно осуществляться исключительно в рамках законодательства России.

Муниципальная собственность – одна из разновидностей собственности в России, которая охраняется законами наравне с государственной или частной. Законодательство РФ предполагает наличие у муниципальных образований собственности, посредством эксплуатации которой местное самоуправление получает стабильные денежные вливания в казну субъекта. Правда, виды собственности, которые могут находиться во владении органа местного самоуправления, строго ограничены Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В качестве единственного законного владельца и распорядителя такого имущества может выступать только орган местного самоуправления.

Распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В собственности муниципальных образований может находиться:
– имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;
– имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;
– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Муниципальное имущество может быть классифицировано по нескольким признакам:

1. По уровню властных полномочий, для реализации которых оно используется:

– имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
-имущество, используемое для решения вопросов, переданных муниципальному образованию субъектам РФ;

– имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и соответствующих должностных лиц.

2. По форме использования:

– Имущество, используемое в качестве залога;

– Имущество, входящее в муниципальную казну;

– Имущество, сдаваемое в аренду;

– Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение;

– Имущество, передаваемое в оперативное управление;

– Имущество, передаваемое в доверительное управление;

– Имущество, передаваемое в безвозмездное пользование;

– Имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета;

– Памятники истории, архитектуры и культуры местного значения;

– Имущество, вносимое в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ.

В качестве субъектов управления муниципальным имуществом выступает соответствующие органы местного самоуправления:
– администрация муниципального образования;

– представительный орган МО;

– отраслевые и функциональные подразделения администрации МО.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко – культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным –
законом.
В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.
В статье 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований.

  1. Операции с муниципальным имуществом

Согласно ст.51 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.2
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды. Выбор способа использования осуществляется исходя из целей и задач развития муниципального образования.

2.1 Сдача муниципального имущества в аренду

Сдача муниципального имущества в аренду – это одна из наиболее преобладающих форм использования муниципального имущества, обеспечивающая значительную часть поступлений муниципального бюджета.
На практике различают 4 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества:

  1. Аукцион
  2. Коммерческий конкурс
  3. Краткосрочная аренда
  4. Передача имущества целевым назначениям

Каждая из этих форм имеет свои особенности, как в части объекта аренды, так и в части порядка передачи имущества. Передача в аренду на аукционной и конкурсной основе применяется только к тому муниципальному имуществу, которое не занято и не используется. Краткосрочная аренда и целевое назначение применяется к объектам, которые, как правило, уже имели арендатора.

Аукцион представляет собой такой способ выявления арендатора, когда на публичных торгах право на заключение договора аренды получает соискатель, получивший наивысшую цену за это право.
Коммерческий конкурс – такой способ определения арендатора, когда администрация МО заранее определяет условия аренды, и договор аренды заключается с тем претендентом, предложения которого в наибольшей степени отвечают этим условиям.

В случае передачи в краткосрочную аренду (на срок до 2 лет), основанием служит тот же приказ. В качестве арендатора выступает юридическое/физическое лицо, которое уже арендовало указанное имущество, и к которому нет претензий в части соблюдения действующего договора аренды. Решение о передачи в аренду целевым назначениям принимается главой МО только по согласованию с представительным органом. Для оформления приказа соискатель обязан предоставить документы, подтверждающие его хозяйственный статус (учредительный документ, свидетельство государственной регистрации, свидетельство постановки на налоговый учет).

2.2. Залог муниципального имущества

Традиционно под залогом принято понимать такую форму обеспечения обязательств должника перед кредиторами, при которой последние приобретают право получить удовлетворение обязательств за счет заложенного имущества.

В практике муниципального управления передача муниципального имущества в залог предусматривает формирование и использование по мере необходимости специального муниципального залогового фонда. Под таким фондом принято понимать оцененную совокупность объектов муниципальной собственности, предназначенных для покрытия инвестиционных рисков. Основным назначением муниципального залогового фонда является гарантия возврата кредитов, привлекаемых администрацией МО, а также обеспечение муниципальных инвестиционных программ.
Как правило, в залоговый фонд включатся значительные объекты. В частности: объекты недвижимости со стоимостью свыше 1 млн руб. (за исключением объектов социальной направленности); пакеты акций в уставных капиталах хозяйственных обществ.

2.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование

Такая форма использования муниципального имущества применяется к государственным и муниципальным организациям и учреждениям, а также общественным организациям. Речь идет о передаче в пользование таким организациям объектов нежилого фонда.
Заявления организаций рассматриваются комиссией по муниципальной собственности. В состав данной комиссии входят представители профильных подразделений администрации МО и представительного органа. По результатам рассмотрения поступившего заявления заключается договор передачи имущества в безвозмездное пользование. Решение о передаче имущества, если речь идет о площадях, свыше 40 м2 для общественных организаций, принимается по согласованию с представительным органом. От имени администрации МО такой договор заключает департамент муниципальной собственности, который и контролирует ход выполнения этого договора.

2.4 Передача муниципального имущества в доверительное управление

Доверительное управление – такая форма использования муниципального имущества, при которой одна сторона передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления управления им в интересах передающей стороны.

Объектами доверительного управления могут быть предприятия, любые другие имущественные комплексы, отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права. В доверительное управление не могут быть переданы объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В качестве доверительного управляющего выступает индивидуальный предприниматель или любая коммерческая организация, не являющаяся унитарным предприятием.
Между сторонами заключается договор доверительного управления. В нем находят свое отражение наименование, реквизиты сторон, состав имущества, размер и форма вознаграждения доверительному управляющему и срок действия. Срок действия не может превышать 5 лет и считается автоматически продленным, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора.

2.5 Приватизация муниципального имущества

Приватизация – смена формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки.
Объекты приватизации: здания, сооружения, нежилые помещения, незавершенные строительством объекты, МУП, иные объекты.
Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой. Готовится такая программа департаментом муниципальной собственности, рассматривается и утверждается представительным органом.

Предложения в проект программы приватизации наряду с департаментом муниципальной собственности вносят и отраслевые департаменты.

3. Эффективность управления недвижимым имуществом муниципальных учреждений

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу (недвижимость) относятся объекты и все, что прочно связано с землей.

Объект недвижимости включает три неразрывно связанных понятия: субъект права (граждане, юридические лица, государственные органы), объект права (земельные участки, здания, квартиры и проч.) и вид права (собственность, хозяйственное ведение, аренда и т.д.)

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector