Особенности распоряжения имуществом юридических лиц
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Особенности распоряжения имуществом юридических лиц

Право собственности юридических лиц

Богатство – благо, когда служит нам, и зло – когда мы служим ему.

Общие положения права собственности юридических лиц. Юридическое лицо – это организация, которая имеет на праве собственности или ином вещном праве обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные нрава, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Право собственности юридических лиц – это совокупность правовых норм (правовой пединститут), закрепляющих принадлежность имущества юридическим лицам.

Как видим, юридическое лицо – это прежде всего организация. Однако возникает вопрос: что такое организация? Одни скажут, что это совокупность людей, входящих в организацию. Другие – что в реальной жизни организация проявляется в виде функционирующего и приносящего прибыль имущества. А может быть, организация – это совокупность ее документов (устав, учредительный договор и др.)? Или система органов ее управления?

Действительно, сформулировать признаки такой организации, как юридическое лицо, – задача непростая. Именно поэтому многие правоведы считают, что юридическое лицо является неким эфемерным существом, фикцией, идеальным построением, детищем права, которому законодатель условно придал свойства реального лица.

В свою очередь, это вызывает некоторые сложности при рассмотрении вопроса о том, кто же является собственником имущества юридического лица. Сложно представить, что какое-то эфемерное существо может быть собственником! Поэтому стали возникать теории, в соответствии с которыми собственниками имущества юридического лица являются его участники.

Следует запомнить: несмотря на то, что юридическое лицо является правовой фикцией, с точки зрения права оно практически во всем подобно реальному лицу (т.е. человеку), иначе само существование юридического лица потеряло бы всякий смысл. Поэтому юридическое лицо точно так же, как и гражданин, может быть собственником.

Собственником имущества юридического лица, как правило, является само юридическое лицо.

Из данного правила существует два исключения.

  • 1. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, а также учреждение не являются собственниками своего имущества. Собственником является другое лицо (как правило, государство).
  • 2. Унитарное предприятие и учреждение имеют более ограниченное по сравнению с правом собственности право на имущество: право хозяйственного ведения или оперативного управления. Прежде всего, это ограничение проявляется в том, что прибыль, получаемая данными юридическими лицами, приобретает такой же титул, как и остальное их имущество. Кроме того, самые важные действия по отношению к имуществу данных юридических лиц (например, распоряжение недвижимостью) могут совершаться только с согласия собственника.

Все остальные юридические лица являются собственниками своего имущества. Какие же права на имущество юридического лица имеют его участники? Ведь реально именно они определяют, как данное имущество будет использоваться.

Участники юридического лица, как правило, не имеют никаких нрав на имущество организации, в которой они участвуют.

Это и понятно, ведь если одно лицо является собственником вещи, другое им быть уже не может.

Однако участники юридического лица обладают определенными правами требования по отношению к юридическому лицу (но не к его имуществу). Как правило, это право участвовать в управлении делами юридического лица, получать информацию о деятельности организации, принимать участие в распределении прибыли и др. Конкретный перечень прав зависит от разновидности юридического лица и категории участника. Так, например, участники некоторых юридических лиц (общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов и др.) вообще не имеют никаких прав но отношению к организации, в которой они состоят.

Содержание нрава собственности юридических лиц.

В соответствии с законодательством в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте. Отдельные юридические лица по специальному распоряжению могут обладать и имуществом, изъятым из оборота.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, не ограничиваются.

Юридическое лицо, как и любой другой собственник, осуществляет в отношении своего имущества правомочия владения, пользования и распоряжения.

Специфика права собственности юридических лиц проявляется в том, что содержание данных правомочий у каждого юридического лица уникально и зависит, во-первых, от вида юридического лица, а во-вторых, от уставных документов организации.

Юридическое лицо в зависимости от вида может иметь общую или специальную правоспособность. Так, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, обладают общей правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенной законом. Другими словами, могут осуществлять свою деятельность в любой сфере, если только это не запрещено законом или не требует специального разрешения (лицензии). К таким юридическим лицам относятся полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы. Поэтому у данных организаций как собственников содержание их правомочий является наиболее широким: они могут использовать свое имущество для любых не запрещенных законом целей.

Другие юридические лица, такие как общественные или религиозные организации, благотворительные фонды и другие некоммерческие организации, обладают специальной правоспособностью, т.е. могут иметь только такие права и нести такие обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах такой организации. Соответственно, и имущество таких организаций может использоваться только для достижения целей, предусмотренных учредительными документами. Например, общество закаливания и моржевания не может направлять взносы своих членов на цели, не связанные с моржеванием (например, может нанять человека для ежедневной расчистки проруби или построить будку для отогревания).

В учредительных документах даже коммерческих юридических лиц может содержаться указание на цели деятельности, ограничивающие правоспособность организации. Другими словами, учредительные документы юридического лица могут устанавливать для него специальную правоспособность.

Правомочия юридического лица как собственника осуществляются органами юридического лица.

В этом заключается другая специфическая особенность права собственности юридических лиц. Конкретные права органов управления определяются законом и учредительными документами организации.

Как правило, органом, осуществляющим правомочие распоряжения имуществом юридического лица, является его руководитель (генеральный директор). В законе или уставе (учредительном договоре) организации могут быть предусмотрены ограничения его права. Например, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” решение о совершении крупной сделки принимается единогласно советом директоров общества или общим собранием акционеров.

Имущество юридического лица неоднородно. В ею составе выделяются определенные фонды, обладающие специфическим правовым режимом (уставной капитал, уставной фонд, резервный фонд, неделимый фонд и др.).

В обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе, в состав имущества организации входит уставной капитал.

Уставной капитал оплачивается участниками (учредителями) общества при его создании. Имущество, внесенное в уставной капитал, естественно, переходит в собственность общества.

Однако смысл уставного капитала заключается не в том, чтобы выполнять функцию стартового капитала в начале деятельности общества. Уставной капитал – это минимальная гарантия выполнения обществом обязательств перед кредиторами. Нормы законодательства об уставном капитале направлены прежде всего на защиту интересов третьих лиц, кредиторов общества. Как уставной капитал выполняет данную функцию?

В действительности имущество, составляющее уставной капитал, отдельно не выделяется и где-нибудь в сейфе не хранится. Оно не лежит мертвым грузом, а работает наряду с другим капиталом общества.

Уставной капитал – это условная величина, определяющая минимальную стоимость чистых активов общества по окончании второго и каждого последующего финансового года. Чистые активы общества – это имущество за вычетом долгов.

Таким образом, в конце финансового года общество должно подсчитать свои чистые активы и сравнить их с размером уставного капитала. Если стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, оно обязано объявить и зарегистрировать уменьшение своего уставного капитала. В этом случае возможные и действительные кредиторы общества будут знать, что дела их контрагента идут не очень хорошо. Кроме того, при уменьшении уставного капитала кредиторы могут потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств.

Законом устанавливается минимальный размер уставного капитала. Для общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества он равен 10 тыс. руб., а для открытого акционерного общества – 1000 минимальных размеров оплаты труда. Если в конце финансового года стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

В составе имущества юридического лица может выделяться резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков организации в случае отсутствия иных средств. Средства резервного фонда не могут быть использованы на иные цели. Законом может быть установлен минимальный размер резервного фонда. Например, для акционерного общества он не может быть менее 5% его уставного капитала.

В соответствии с законодательством в составе имущества юридического лица могут выделяться иные фонды, имущество которых обладает специфическим правовым режимом.

Это надо запомнить

  • 1. Право собственности юридических лиц – это совокупность правовых норм (правовой подинститут), закрепляющих принадлежность имущества юридическим лицам.
  • 2. Собственником имущества юридического лица, как правило, является само юридическое лицо. Исключением является унитарное предприятие и финансируемое собственником учреждение. Данные организации обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  • 3. Участники юридического лица, оплачивая уставной капитал, теряют право собственности на передаваемое имущество. По отношению же к юридическому лицу они обладают определенными правами требования.
  • 4. Содержание правомочий собственника у каждого юридического лица уникально и зависит от вида юридического лица и уставных документов организации.
  • 5. Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут использовать имущество только для достижения целей, предусмотренных учредительными документами.
  • 6. Правомочия юридического лица как собственника осуществляются органами юридического лица. В отдельных случаях (в полном товариществе) правомочия могут осуществляться действиями участников юридического лица.
  • 7. Имущество юридического лица неоднородно. В его составе выделяются определенные фонды, обладающие специфическим правовым режимом (уставной капитал, уставной фонд, резервный фонд, неделимый фонд и др.).
  • 8. Основная функция уставного капитала общества – быть минимальной гарантией интересов кредиторов общества.
Читать еще:  Раздел имущества без документов

Распоряжение имуществом учреждения

Распоряжение имуществом учреждения без полученного от собственника согласия не допускается, если организация является частной.

Нахождение имущества у учреждений предполагает целый набор возможных видов титулов. Оно может принадлежать организации на праве собственности и быть в оперативном управлении. Возможна и аренда объектов. Распоряжение имуществом учреждения предполагает применение множества правил, зависящих как от характера этой организации, так и от особенностей источника образования прав на объекты.

Базовые правила, определяющие возможности отчуждать вещи или совершать иные сделки с ними определены в ст. 298 ГК.

Правовой режим имущества учреждения

Действующие правила не предусматривают единства правового режима имущества учреждений. Если источником его образования стала деятельность этой организации, выполняемая в соответствии с требованиями закона и учредительного документа, то оно подлежит учету на специальном балансе.

Распоряжение ими и имуществом, приобретенным за их счет, может осуществлять само учреждение, за редким исключением. При этом, право собственности на указанные объекты будет принадлежать учредителю.

Порядок, действующий в отношении других объектов, зависит от конкретного вида этой организации.

В части закрепленного на оперативном управлении или приобретенного собственником для автономного учреждения имущества действуют иные правила. Они зависят от категории объектов. Если речь идет об обычном имуществе, то возможно даже распоряжение вещами, находящимися в оперативном управлении. Исключением выступает ограничение прав автономного учреждения передавать это имущество в уставный или складочный капитал коммерческих структур.

Оно не имеет права распоряжения недвижимостью и вещами, отнесенными к особо ценным.

Распоряжение имуществом учреждения без полученного от собственника согласия не допускается, если организация является частной.

Если учреждение бюджетное, то оно также не вправе самостоятельно совершать сделки в отношении закрепленного за ним, либо приобретенного на средства собственника, особо ценного движимого имущества. Также установлено правило, предусматривающее одобрение собственником любых сделок с недвижимостью. Кроме того, предусматривается запрет на размещение средств на депозитах.

Наиболее жесткие ограничения действуют в отношении казенного учреждения. Оно не может совершать сделки без согласия собственника в отношении вещей и доходов, полученных из любого источника.

Что такое особо ценное движимое имущество учреждения?

Чтобы сделки с активами учреждений имели законный характер, важно определить круг имущества, относящегося к категории особо ценного.

В случаях с автономными учреждениями, таковыми признаются объекты, без которых деятельность этих организаций станет затруднительной. Базовые критерии отнесения установлены в Постановлении Правительства N 538.

Документ исключает из числа таких объектов все вещи, которые не связаны с основным видом осуществляемой деятельности. Критерии отнесения в отношении федеральных учреждений включают следующее.

  • имущество с балансовой стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
  • объекты, необходимые для ведения основной деятельности юрлица, если их балансовая стоимость находится в пределах до 500 тыс. рублей.
  • предметы, относящиеся к музейным коллекциям.

Стоимостные критерии носят динамичный характер. Списание этих предметов приводит к тому, что они выпадают из категории особо ценных вещей. Такая процедура осуществляется в соответствии с правилами бухучета. Если произошло списание, а предмет реализован за сумму, попадающую в указанный диапазон, то это не повлечет последствий. Рыночная цена может существенно отличаться от данных бухгалтерских регистров.

Если списание произошло, имущество было реализовано, но проверка выявила нарушение правил учета, сделка окажется под угрозой отмены. По этой причине, приобретателям нужно быть внимательными. Списание, проведенное с нарушениями правил, может обернуться потерями.

Перечни особо ценных вещей

Указанные списки формируются совместно органами, ответственными за конкретную сферу деятельности учреждений, и структурами, осуществляющими управление госимуществом. Речь идет о принятии совместных актов.

Примером выступают учреждения, являющиеся СМИ. Приказ Минсвязи и агентства по управлению госимуществом N 138/300 относит к особо ценному имуществу учреждений, являющимся СМИ, предметы компьютерной и оргтехники с балансовой стоимостью более 30 тыс. руб. Аналогичный критерий применен и к используемым программным средствам.

Аналогичный акт в сфере образования устанавливает отнесение к такой категории предметов любой стоимости, применяемых исключительно в образовательных целях. Если речь идет о множестве направлений использования, то балансовая стоимость закрепленного на оперативном управлении имущества должна составлять более 50 тыс. рублей.

Дополнительные особенности распоряжения имуществом

Возможны и другие основания, по которым устанавливаются запреты или ограничения. Они должны быть специально предусмотрены нормами законодательства. Как правило, речь идет о вопросах, связанных с участием в коммерческих организациях: как их учреждение, так и принятие других важных решений.

Аренда закрепленного за учреждением имущества

Одним из способов распоряжения выступает аренда. Общие правила совершения таких сделок установлены в ст. 298 ГК. Согласие собственника может потребоваться в зависимости от вида учреждения и типа имущества.

Бывает и ряд особенностей. Примером служит образовательная сфера. Соответствующие учреждения могут передавать в аренду медицинское оборудование. Пользователем последнего может быть медицинское учреждение, в котором проходят обследования как обучающиеся, так и преподавательский состав, а также другие работники. При этом, допускается нахождение имущества у пользователя на безвозмездной основе.

Особенности распоряжения имуществом юридических лиц

§ 1. Понятие права собственности юридических лиц.

Общие положения

1. Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Следует заметить, что наличие обособленного имущества – один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Можно иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации (ст. 48 ГК). Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.

К числу субъектов права собственности юридических лиц, согласно п. 3 ст. 213 ГК, относятся коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

Круг юридических лиц – собственников довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, государственные корпорации, ассоциации и союзы, другие организации, предусмотренные федеральными законами.

Право собственности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм может иметь особенности приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду.

Во-первых, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица не сохраняют права собственности на переданное ими имущество и имеют на имущество юридического лица либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах (п. 2 ст. 48 ГК); либо вообще не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах (п. 3 ст. 48 ГК).

Кодекс, таким образом, отказался от понимания режима имущества юридического лица как общей долевой собственности, который ранее был закреплен в ст. 11 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности” применительно к товариществам и акционерным обществам открытого типа.

ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

Во-вторых, в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями (участниками, членами), а также имущество, произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК).

При этом с момента государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) утрачивают право собственности на имущество, внесенное в уставный (складочный) капитал. Названное правило в полной мере относится и к акционерным обществам, созданным в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. С момента государственной регистрации такое акционерное общество становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации . Эта общая норма о моменте возникновения права собственности должна применяться с учетом тех особенностей правового режима отдельных видов имущества, которые предусмотрены действующим законодательством.

См.: п. п. 2, 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” // ВВАС РФ. 1998. N 10.

Для объектов недвижимости, как известно, установлен особый режим. Согласно п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации учреждениями юстиции в Едином государственном реестре.

В законе иногда устанавливаются дополнительные предпосылки для перехода к юридическим лицам права собственности на имущество. В частности, одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” , является продажа государственного и муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (п. 1 ст. 13, п. 14 и п. 21 ст. 20). С победителем конкурса заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества, непременно включающий не только правило о порядке выполнения инвестиционных и (или) социальных условий, но и правило о порядке подтверждения выполнения указанных условий. В подобных случаях необходимой предпосылкой для перехода права собственности по договору купли-продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе является исполнение включенных в договор инвестиционных и (или) социальных условий (п. 16 ст. 20 Закона о приватизации) .

Читать еще:  Имеет ли право опекун пользоваться имуществом ребенка?

СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

До момента выполнения покупателем инвестиционных и (или) социальных условий объект приватизации по коммерческому конкурсу остается в публичной собственности, а покупатель – победитель коммерческого конкурса до вступления в права собственника осуществляет лишь право владения и пользования объектом приватизации. С таким подходом согласуется и позиция Конституционного Суда РФ (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П “По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3411.

В-третьих, подобно иным собственникам юридическое лицо осуществляет право собственности по своему усмотрению. Оно вправе беспрепятственно совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Ограничения для беспрепятственного осуществления права собственности могут быть установлены только законом.

Прежде всего на пределы осуществления права собственности юридического лица влияет объем его правоспособности. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

В-четвертых, по общему правилу, полномочия собственника юридические лица осуществляют через свои органы. В хозяйственных товариществах права и обязанности собственника реализуются участниками (ст. ст. 72, 84 ГК).

В-пятых, в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов. В них определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределение между участниками прибыли и убытков и др. К примеру, одной из особенностей общества с ограниченной ответственностью является возможность предусмотреть в уставе обязанность участников вносить вклады в его имущество (помимо вкладов в уставный капитал общества). Данная обязанность (в отличие от обязанности внесения вкладов в уставный капитал) возникает лишь при условии принятия общим собранием участников решения о внесении таких вкладов. При этом вклады в имущество общества не будут являться вкладами в уставный капитал. Они не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале общества. В то же время действительная стоимость доли каждого участника общества при этом увеличивается; это обусловлено тем, что вклад в имущество общества влияет на размер чистых активов, исходя из которого определяется действительная стоимость доли каждого участника . В последующем за счет этого имущества общества возможно увеличение уставного капитала общества по решению общего собрания его участников.

См.: п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”; п. п. 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 90/14 от 9 декабря 1999 г. “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” // ВВАС РФ. 2000. N 2.

2. Объектом права собственности юридического лица может быть любое имущество, как движимое, так и недвижимое, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам (п. 1 ст. 213 ГК).

К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и др. Круг объектов права собственности различен для коммерческих и некоммерческих организаций. У последних, с учетом их специальной правоспособности, он более узкий.

Впрочем, как при общей, так и при специальной правоспособности организаций отдельные виды имущества не могут принадлежать юридическим лицам, поскольку по закону отнесены к имуществу, изъятому из оборота или ограниченному в обороте. Так, в собственности юридического лица не могут находиться земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, исправительно-трудовыми учреждениями и др., так как относятся к объектам, изъятым из оборота . Собственниками объектов, ограниченных в обороте, могут быть только те из юридических лиц, которые удовлетворяют специальным требованиям, определенным в порядке, установленном законом. Если же у юридического лица окажется имущество, которое по закону не может ему принадлежать, то право собственности такого лица подлежит прекращению, а имущество отчуждению в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК.

См.: ст. 27 ЗК; ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

Практически важным является вопрос о возможности установления количественных и стоимостных пределов на объекты права собственности юридических лиц. В отношении имущества, которое, согласно закону, может находиться в собственности юридического лица, в п. 2 ст. 213 ГК установлено (подобно правилу об имуществе, принадлежащем гражданам) правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения на объекты права собственности юридических лиц.

Исключения из общего правила о недопустимости стоимостного и количественного ограничения могут быть установлены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, возможно установление предельного размера земельных участков, предоставляемых юридическим лицам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель (ст. 33 ЗК).

3. Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц выступают основания, предусмотренные Гражданским кодексом. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 212 ГК законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться благотворительные пожертвования, труд добровольцев, поступления от других источников, не относящихся к общим основаниям приобретения права собственности .

См.: ст. 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

Допустимы различные формы государственной поддержки формирования имущества отдельных юридических лиц, в частности, общественных и религиозных организаций. Так, предусмотрено право политических партий на государственное финансирование за счет средств федерального бюджета. Оно осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий . Законом могут устанавливаться ограничения источников доходов организаций отдельных видов. В частности, наложен запрет на пожертвования политическим партиям от иностранных государств, юридических лиц и граждан, международных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, военных организаций, правоохранительных органов и некоторых иных лиц (ст. 30 Закона “О политических партиях”).

См.: ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ “О политических партиях” (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950). Статья 33 вступает в силу не позднее 1 января 2004 г. (ст. 46 данного Закона).

Особенности прекращения права собственности юридических лиц, как правило, связаны с их ликвидацией, реорганизацией, либо выбытием участников. В качестве особого основания прекращения права собственности, например хозяйственного общества, может быть назван выдел в натуре доли участника общества с ограниченной ответственностью при его выходе из общества (ст. 26 Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Предусмотренное ГК разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации позволяет в институте права собственности юридических лиц выделить некоторые субинституты: право собственности коммерческих организаций, право собственности некоммерческих организаций. Вместе с тем, учитывая условность подобного деления юридических лиц (см. § 3 гл. 6 настоящего учебника), а также существование родового понятия “кооператив”, под которое можно подвести из числа некоммерческих организаций потребительские кооперативы, а из числа коммерческих организаций – производственные кооперативы, возможно отграничить субинститут права собственности кооперативов. Подтверждением обоснованности подобного отграничения служит и тот факт, что на потребительские кооперативы не распространяется Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (см. п. 3 ст. 1) .

Особенности права собственности юридических лиц

1. Объем полномочий юридического лица как собственника своего имущества зависит от того, является оно коммерческим или некоммерческим (у коммерческих организаций объем полномочий больше, чем некоммерческих, т. к. они обладают общей правоспособностью).

2. Юридические лица, собственники своего имущества, осуществляют полномочия собственников в процессе деятельности их органов (общего собрания, дирекции и т. п.).

3. Собственники юридического лица сами определяют пределы своих полномочий, устанавливая их в учредительных документах.

4. Учредители юридических лиц – собственников имущества – не имеют вещного права на имущество этих юридических лиц.

5. Для различных организационно-правовых форм юридических лиц.

ЮЛ отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Исключение: частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Учредитель (участник) ЮЛ или собственник его имущества не отвечают по обязательствам ЮЛ, если ГК РФ либо учредительными документами не предусмотрено иное.

Читать еще:  Выписка из реестра муниципального имущества где получить?

· При недостаточности денежных средств у частного или бюджетного учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества;

· РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;

· Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

ЮЛ не отвечает по обязательствам его учредителя или собственника его имущества, если ГК РФ либо учредительными документами не предусмотрено иное.

· Обращение взыскания на пай члена производственного кооператива по собственным долгам члена кооператива;

· ЮЛ возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Если несостоятельность (банкротство) ЮЛ вызвана учредителями (участниками), собственником имущества ЮЛ или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого ЮЛ указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества ЮЛ может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Учреди́тельные докуме́нты — это документы, служащие основанием для деятельности юридического лица. Состав таких документов зависит от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

По общему правилу единственным учредительным документом любого ЮЛ является устав. Однако хозяйственные товарищества действуют на основе учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Введение положения об одном учредительном документе организации (уставе) призвано, как предполагается, ускорить процедуру госрегистрации ЮЛ.

При создании ЮЛ могут использоваться типовые уставы (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным госорганом в порядке, установленном Законом о госрегистрации ЮЛ.

Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью, только если это предусмотрено уставом и только в той мере, в какой эта деятельность служит достижению целей создания таких организаций и соответствует данным целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ для занятия указанной деятельностью некоммерческие организации по общему правилу должны иметь достаточное для ее осуществления имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 тыс. руб.). Названное требование не распространяется на казенные и частные учреждения.

Некоммерческие организации, создаваемые с 5 мая 2014 г., должны соблюдать новое требование с момента создания. К некоммерческим организациям, созданным до этой даты, рассматриваемое правило применяется с 1 января 2015 г.

Учредительные документы должны содержать следующие сведения.

· Место его нахождения;

· Порядок управления деятельностью;

· Предмет и цели деятельности (в уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций);

· Другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида ЮЛ.

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9006 – | 7278 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 6. Особенности распоряжения имуществом Государственной компании

Статья 24. Крупная сделка

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, а также с отчуждением имущества Государственной компании, передачей этого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества Государственной компании превышает десять процентов балансовой стоимости активов Государственной компании, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если наблюдательным советом Государственной компании не предусмотрен меньший размер такой сделки.

Статья 25. Порядок совершения крупной сделки и последствия его нарушения

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета Государственной компании. Наблюдательный совет Государственной компании обязан рассмотреть предложение председателя правления Государственной компании о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления такого предложения председателю наблюдательного совета Государственной компании, если наблюдательным советом Государственной компании не предусмотрен меньший срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску Государственной компании, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом Государственной компании.

3. Председатель правления Государственной компании несет перед Государственной компанией ответственность в размере убытков, причиненных Государственной компании в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Статья 26. Заинтересованность в совершении сделки

1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении Государственной компанией сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, члены наблюдательного совета Государственной компании, председатель правления Государственной компании и его заместители, члены правления Государственной компании.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением Государственной компанией работ, оказанием услуг в процессе ее обычной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

3. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг или супруга, в том числе бывшие супруг или супруга, родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также его двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом Государственной компании, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом Государственной компании, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

4. Заинтересованное в совершении сделки лицо до ее совершения обязано уведомить председателя правления Государственной компании и наблюдательный совет Государственной компании об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Статья 27. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения

1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета Государственной компании. Наблюдательный совет Государственной компании обязан рассмотреть предложение о совершении этой сделки в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления такого предложения председателю наблюдательного совета Государственной компании, если наблюдательным советом Государственной компании не предусмотрен меньший срок.

2. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета Государственной компании, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении этой сделки, составляют в наблюдательном совете Государственной компании большинство, решение о ее одобрении принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску Государственной компании, Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий учредителя Государственной компании, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

4. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 26 настоящего Федерального закона, несет перед Государственной компанией ответственность в размере убытков, причиненных ей в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет председатель правления Государственной компании, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

5. В случае если за убытки, причиненные Государственной компании в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector