Порядок изъятия имущества из оперативного управления
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок изъятия имущества, находящегося в оперативном управлении некоммерческой организации (далее – НКО), собственником – учредителем общественного учреждения (имущество передано в оперативное управление одним из учредителей (юридическое лицо) при создании НКО)?

В соответствии с п. 9 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ со дня вступления этого закона в силу (1 сентября 2014 года) к ранее созданным общественным учреждениям применяются положения ГК РФ о частных учреждениях.
Из п. 2 ст. 296 ГК РФ следует, что собственник имущества учреждения вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
Законодательство не содержит норм, регулирующих процедуру изъятия собственником имущества, закрепленного за частным учреждением. Так, из закона не следует, что собственник обязан документально обосновать наличие указанных выше оснований для изъятия имущества. Однако в случае обжалования учреждением соответствующего решения собственника бремя доказывания наличия таких оснований лежит на собственнике (п. 41 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
Вопрос о возможности отчуждения учредителем закрепленного за общественным учреждением имущества без его предварительного изъятия является не вполне определенным. С одной стороны, часть пятая ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (далее – Закон N 82-ФЗ) допускает переход к другому лицу права собственности на такое имущество. Однако право учредителя распорядиться этим имуществом данной нормой прямо не предусмотрено. Как и в п. 2 ст. 296 ГК РФ, такое право учредителя установлено лишь в отношении изъятого имущества (смотрите часть четвертую ст. 35 Закона N 82-ФЗ).
Таким образом, можно предположить, что в части пятой ст. 35 Закона N 82-ФЗ речь идет об иных, помимо отчуждения, случаях перехода права собственности на закрепленное за учреждением имущество (например, в связи с реорганизацией учредителя).
Какой-либо правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. В связи с этим можно лишь отметить, что с точки зрения общих норм гражданского законодательства до изъятия у учреждения имущества по предусмотренным законом основаниям собственник не вправе распоряжаться этим имуществом (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Возможности выхода учредителя из общественного учреждения, созданного несколькими лицами, с возвратом ранее переданного учреждению имущества, законодательство не предусматривает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность, используя имущество, переданное в оперативное управление. Учредитель как собственник имущества вправе его изъять. При каких обстоятельствах возможно законное изъятие имущества у учреждения? Достаточно ли согласия АУ для возврата имущества в казну? Как действовать учреждению, если грядет нежелательное для него изъятие? Обо всем этом читайте в статье.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ автономные учреждения владеют, пользуются имуществом, которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эту цель. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296). Таким образом, гражданским законодательством установлен исчерпывающий перечень обстоятельств для изъятия имущества по воле собственника.

Во всех случаях, когда собственник имущества не может доказать его излишек, неиспользование или использование не по назначению, имущество может быть возвращено учреждению в судебном порядке (определения ВС РФ от 01.04.2016 № 303-ЭС16-1824 по делу № А51-26309/2014, ВАС РФ от 20.05.2010 № ВАС-5697/10 по делу № А40-33629/09-120-155, Постановление АС СЗО от 25.06.2015 № Ф07-3916/2015 по делу № А56-43097/2014).

В то же время анализ судебных дел позволяет предположить, чтоизъятие имущества у учреждения будет признано судом правомерным, если:

не достигнута основная цель создания учреждения или имущество нельзя использовать для достижения уставных целей (определения ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3367/14 по делу № А43-33548/2012, от 03.12.2009 № ВАС-13338/09 по делу № А45-19622/200857/464, постановления ФАС ДВО от 30.08.2011 № Ф03-3906/2011 по делу № А59-4590/2010, ФАС СЗО от 31.08.2010 по делу № А05-1782/2010);

учреждение фактически не имеет учредителя, ведомственной принадлежности (Постановление АС ЗСО от 31.01.2018 № Ф04-5424/2017 по делу № А67-2073/2017[1]);

имущество находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии (Определение ВС РФ от 15.12.2015 № 306-КГ15-16265 по делу № А12-47442/2014, постановления ФАС ВВО от 04.09.2009 по делу № А31-5406/2008, ФАС МО от 26.08.2008 № КГ-А40/6661-08 по делу № А40-50161/08-120-35).

Поскольку суды не только применяют формальные нормы права, но и устанавливают фактические обстоятельства дела, при схожих признаках спор может быть решен в пользу другой стороны. Так, в одном из споров арбитры признали незаконным изъятие имущества в казну в аварийном состоянии, поскольку балансодержателем на протяжении длительного времени решается вопрос об использовании данных объектов недвижимого имущества в целях расширения и улучшения материально-технической базы университета, в том числе путем капитального ремонта или реконструкции нежилых помещений после получения соответствующего финансирования из федерального бюджета на эти нужды (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-10035/13 по делу № А60-26023/2012).

Аналогичное решение было принято в другом случае: хотя объекты изначально строились и использовались для размещения детских дошкольных учреждений и городскому округу они были остро необходимы для обеспечения общедоступного дошкольного образования, данные объекты суд оставил в оперативном управлении больницы (Определение ВАС РФ от 05.06.2013 № ВАС-6410/13 по делу № А73-7734/2012). Судьи приняли во внимание, что целевое назначение имущества ранее ликвидированных дошкольных образовательных учреждений уже было изменено и на момент решения спора помещения использовались органами местного самоуправления в целях охраны здоровья.

Если учреждение не возражает против изъятия имущества.

Пленум ВАС в п. 9 Постановления № 21[2] разъяснил, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия на то учреждения. Письмо учреждения о согласии на изъятие имущества следует расценивать именно как согласие, не влекущее законность такого изъятия в случае его осуществления в нарушение правовых норм, а не как основание для изъятия излишнего имущества (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу № А19-1556/2011[3]). Подобным образом в Постановлении АС ДВО от 02.11.2015 № Ф03-4512/2015 по делу № А51-40436/2013 судьи посчитали, что отказ поликлиники от имущества, используемого по назначению, выходит за пределы ее специальной правоспособности, а изъятие имущества в казну собственником незаконно.

Гражданским законодательством установлен исчерпывающий перечень обстоятельств для изъятия у учреждения имущества по воле собственника.

В настоящее время прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании заявления учреждения) на безвозмездное пользование имуществом с целью получения экономии по налогу на имущество (Постановление АС ВВО от 15.03.2019 № Ф01-322/2019 по делу № А79-14825/2017). Похоже, что пока учреждения не видят для себя рисков в подобной практике. Однако нежелательные последствия весьма вероятны – это подтверждается материалами другого дела. После того, как имущество стало числиться в безвозмездном пользовании, оно попало в перечень объектов залогового фонда, что впоследствии повлекло его незаконное предоставление в залог по результатам конкурса инвестиционных проектов. В ситуацию опять пришлось вмешаться прокурору (Постановление ФАС ПО от 18.03.2014 по делу № А72-2368/2013).

Читать еще:  Налог с продажи наследуемого имущества физических лиц

Если имущество сдается в аренду.

Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом (п. 9 Постановления № 21). В случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в аренду осуществляется в целях более эффективной организации основной деятельности учреждения, для ведения которой оно создано (в частности, для обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.

Чтобы автономным учреждениям было легче сориентироваться при выборе арендаторов, приведем примеры арендного пользования имуществом, соотносящегося с уставными целями:

в учреждении здравоохранения располагаются аптечный пункт, стороннее медицинское оборудование, другие медицинские организации, учебные заведения медицинского профиля, часовня (Определение ВАС РФ от 30.09.2013 № ВАС-12935/13 по делу № А51-11197/2012, Постановление АС ДВО от 06.10.2015 № Ф03-4184/2015 по делу № А51-40441/2013);

в учреждении образования находятся другие учебные заведения (Определение ВАС РФ от 29.11.2007 № 16071/07 по делу № А45-17804/2006-31/472);

в конторе лесничества базируются организации, специализирующиеся на землемерных и кадастровых работах (Постановление ФАС УО от 27.02.2008 № Ф09-793/08-С6 по делу № А34-2968/2007).

Если же деятельность арендаторов никак не связана с основными целями учреждения, это лишь послужит подтверждением использования помещений не по назначению (определения ВС РФ от 15.06.2018 № 304-КГ18-7091 по делу № А67-2073/2017, ВАС РФ от 21.10.2008 № 11424/08 по делу № А40-31188/07-2-181, постановления ФАС МО от 24.06.2013 по делу № А40-113283/12-72-912, ФАС ВВО от 04.09.2009 по делу № А31-5406/2008).

Если не соблюдаются нормативы размещения.

Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» установлено, что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на 1 работника аппарата управления. Данная кабинетная норма очень часто фигурирует как основание для изъятия имущества.

Вместе с тем до высшей инстанции дошли несколько дел, в которых судьи посчитали, что использование помещений с превышением нормативов размещения не может служить основанием для изъятия спорного имущества, поскольку названное постановление определяет лишь минимальный размер такой площади (определения ВАС РФ от 03.07.2013 № ВАС-5816/13 по делу № А70-3982/2012, от 22.03.2012 № ВАС-2852/12 по делу № А73-415/2011, от 17.03.2008 № 1207/08 по делу № А34-8075/2006, от 22.02.2008 № 1739/08 по делу № А34-8052/2006, от 31.01.2008 № 424/08 по делу № А34-8076/2006, от 31.01.2008 № 409/08 по делу № А34-8077/2006).

Если деятельность арендаторов никак не связана с основными целями учреждения, это лишь подтвердит использование помещений не по назначению.

Также провалилась попытка территориального управления Росимущества изъять у образовательного учреждения в порядке перераспределения часть общежития на том основании, что превышен норматив 9 кв. м общей площади на 1 учащегося. Как указали суды, ЖК РФ[4] определяет лишь минимальный размер жилой площади, но не устанавливает максимальный. То есть безусловным основанием для изъятия помещений (их части) не являются ни кабинетные, ни жилищные нормы (Определение ВАС РФ от 17.11.2009 № ВАС-14377/09 по делу № А54-4156/2008С18).

При иных фактических обстоятельствах (превышение нормы площади нежилых помещений в несколько раз как до изъятия имущества, так и после) ВАС счел действия собственника по изъятию помещений у научно-исследовательских институтов законными (Определение от 27.07.2009 № ВАС-7689/09 по делу № А63-3479/2008-С6-21). Схожую позицию заняли судьи ФАС МО в упомянутом выше деле № А40-113283/12-72-912, посчитав занимаемые институтом площади избыточными. Этот вывод был сделан в контексте установленного факта сдачи неиспользуемых площадей коммерческим организациям.

Если разрушается единый комплекс зданий.

Решая судьбу общежития в деле № А54-4156/2008С18, судьи ВАС дополнительно приняли во внимание тот факт, что изъятие нарушает целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление учреждению. Это основание можно назвать сопутствующим (но никак не основным) при защите имущества учреждений, однако в некоторых случаях оно становится критически важным.

В судебном порядке было признано неприемлемым совместное размещение школы и централизованной бухгалтерии, в результате имущество осталось в оперативном управлении образовательного учреждения – Постановление ФАС УО от 02.09.2011 № Ф09-5376/11 по делу № А76-527/2011. Также были поддержаны судом требования прокуратуры о недопустимости размещения на территории школы комплексного центра социального обслуживания и изъятия для этой цели имущества школы из оперативного управления – Постановление ФАС УО от 30.11.2010 № Ф09-9916/10-С6 по делу № А76-6605/2010-45/219.

Если имущество используется в платной деятельности.

К сожалению, не удалось обнаружить прямых ответов на вопрос, можно ли считать целевым назначением предпринимательское использование имущества, находящегося в оперативном управлении. Однако малочисленные оговорки судей позволяют надеяться, что при определении перспектив имущества интересы учреждений в сфере платной деятельности будут учитываться (Определение ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3367/14 по делу № А43-33548/2012, Постановление ФАС ВВО от 17.11.2010 по делу № А43-22899/2008).

Заключение.

Если АУ заинтересовано в сохранении имущества у себя на балансе, ему целесообразно проводить следующую политику:

1) при нарушении прав учреждения обращаться в прокуратуру с заявлением с просьбой дать правовую оценку документам об изъятии имущества;

2) соблюдать целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление учреждению;

3) проводить мероприятия, направленные на использование не эксплуатируемого в настоящее время имущества (обследования помещений, переписка с учредителем);

4) расширить список видов платной деятельности;

5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом.

[1] Определением ВС РФ от 15.06.2018 № 304-КГ18-7091 отказано в передаче дела № А67-2073/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[2] Постановление от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».

[3] Постановлением ФАС ВСО от 08.08.2012 по делу № А19-1556/2011 это решение оставлено без изменения.

[4] Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на 1 человека (ст. 105 ЖК РФ).

Порядок изъятия имущества из оперативного управления

необходимых для принятия решения об изъятии движимого имущества
из оперативного управления государственных учреждений Свердловской области с целью его последующей передачи в оперативное управление (хозяйственное ведение) государственных учреждений (унитарных предприятий) Свердловской области

Пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Просим внимательно ознакомиться с данной информацией!

Для принятия решения об изъятии имущества движимого из оперативного управления государственных учреждений Свердловской области учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области следующие документы:

1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.

В случае передачи двух и более объектов движимого имущества учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию (Приложение № 6)

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения.

2. Письменное обращение Получателя государственного учреждения Свердловской области, либо государственного унитарного предприятия Свердловской области, выражающее согласие принять имущество на праве оперативного управления, либо хозяйственного ведения.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к передаче;

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) подпись руководителя государственного учреждения либо государственного унитарного предприятия Свердловской области.

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. В случае изъятия транспортного средства – заверенная учреждением копия паспорта транспортного средства (ПТС).

5. Документы, подтверждающие нахождение объекта на бухгалтерском учете учреждения-балансодержателя (инвентарная карточка учета нефинансовых активов в части основных средств, или справка о балансовой и остаточной стоимости имущества, оформленная на бланке учреждения, подписанная руководителем и главным бухгалтером).

Читать еще:  Имеет ли право опекун пользоваться имуществом ребенка?

6. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – в части основных средств (2 экземпляра). Извещение (код форма 0504805) – в части материальных запасов (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области – получателю имущества прилагается (ИНСТРУКЦИЯ по заполнению актов).

7. Заполненный шаблон в электронном виде (ШАБЛОН); (ШАБЛОН мат запасы)

8. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) Краткую историю объекта и его использования учреждением

2) Причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) Экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

Особенности изъятия имущества у учреждения

Сумской Д.А., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

При этом особенностью правового статуса учреждения является то, что имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, без изъятия этого имущества в установленном порядке (в частности, собственник не может сдать имущество, закрепленное за учреждением, в аренду или передать его по договору безвозмездного пользования иному лицу без согласия учреждения) .

Данный вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики (см., например, п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации” (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. N 8; 2007. N 6); Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2009 года N КГ-А40/6629-09-П по делу N А40/38599/07-94-284 (справочная правовая система “КонсультантПлюс”); Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2008 г. N Ф09-5964/08-С6 по делу N А60-1337/2008 (справочная правовая система “КонсультантПлюс”).

Правом на отчуждение обладает только собственник. Изъятие имущества у учреждения его собственником возможно как с согласия самого учреждения (п. 3 ст. 299 ГК), так и без такого согласия (п. 2 ст. 296 ГК).

Вместе с тем на практике возникает ряд проблем в процессе изъятия имущества собственником без согласия учреждения.

Согласно п. 2 ст. 296 ГК собственник вправе изъять имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества только в трех случаях: если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.

Попробуем рассмотреть эти основания изъятия подробнее.

1. Изъятие излишнего имущества у учреждения.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения излишнего имущества, а также не указывает на критерии отнесения имущества к излишнему. В юридической литературе излишним называют имущество, не используемое по объективным причинам (ввиду фактической невозможности организации использовать это имущество), или же чрезмерное по сравнению с необходимым для достижения уставных целей .

Терешкович С.В. О некоторых вопросах распоряжения недвижимым имуществом военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 11 – 12.

По результатам анализа судебно-арбитражной практики, посвященной изъятию излишнего имущества, можно сделать следующие выводы.

А. Передача имущества учреждением в аренду с согласия собственника в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), а также рационального использования такого имущества не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации”).

Б. Нельзя квалифицировать имущество учреждения как излишнее в случае превышения минимального размера площади (9 квадратных метров общей нежилой площади), приходящегося на одного работника, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 “О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и помещений” .

СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 264.

В частности, в соответствии с Определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2008 г. N 1739/08 и от 17 марта 2008 г. N 1207/08 , Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 3 “О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и помещений” установлен минимальный размер площади на одного сотрудника организации при размещении в помещениях, используемых в ее уставной деятельности, поэтому превышение указанной нормы не может служить основанием для изъятия спорных площадей в административном здании, используемом учреждением, как излишних.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.
Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.

2. Изъятие неиспользуемого имущества.

При анализе этого основания необходимо выяснить причины, по которым такое юридическое лицо не использует закрепленное за ним имущество. В частности, в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2008 г. N КГ-А40/14624-07 по делу N А40-25323/07-130-178 суд посчитал, что учреждение по неуважительным причинам не использовало закрепленные за ним помещения (часть помещений сдавало в аренду, часть использовало под склад, а часть – вообще не использовало), что повлекло за собой их изъятие собственником.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.

Вместе с тем согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. по делу N А56-18978/2007 факт временного неиспользования здания учреждением в связи с проведением в нем ремонта, длительность которого вызвана отсутствием финансирования, по мнению суда, не является основанием для изъятия имущества у учреждения.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.

3. Изъятие имущества, не используемого по назначению.

Как уже упоминалось, согласно п. 1 ст. 296 ГК учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений” в уставе федерального государственного учреждения предусматривается:

СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 537; 2006. N 52. Ст. 5599; 2009. N 14. Ст. 1673.

  • исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности – исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
  • порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
  • запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Таким образом, представляется, что использование имущества учреждения не по назначению представляет собой использование его не в соответствии с уставом такого юридического лица или другим волеизъявлением собственника .

Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. по делу N А56-18978/2007 (справочная правовая система “КонсультантПлюс”) признано незаконным изъятие здания у федерального государственного учреждения, поскольку такое изъятие затрудняет решение ряда возложенных на учреждение нормативными правовыми актами Российской Федерации государственных задач.

В частности, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 27 января 2009 г. N Ф04-156/2009(19501-А27-27) указывает, что перевод жилых помещений здания общежития образовательного учреждения в нежилые является доказательством неиспользования спорного здания по целевому назначению.

Имеет ряд особенностей и механизм изъятия имущества у учреждений.

Изъятие федерального имущества осуществляется на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом по результатам проверки использования учреждением имущества, так как именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее по тексту – “Росимущество”) в соответствии с п. п. 5.3 и 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом” , осуществляет в порядке и пределах, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, а также проводит проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.

СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

При проведении проверки сотрудники Росимущества обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и Приказом Министерства государственного имущества Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 34 “Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью федерального имущества”.

Читать еще:  Ипотека и брачный договор о раздельном имуществе

СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6249.

Вместе с тем перед принятием решения об изъятии федерального имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в обязательном порядке должно согласовывать данный вопрос с органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника по отношению к данному юридическому лицу.

Указанный вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики. Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. по делу N А13-2775/2008 признано незаконным распоряжение об изъятии имущества у военного учреждения, изданное Территориальным управлением Росимущества по Вологодской области, без согласия органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества учреждения, – Министерства обороны Российской Федерации.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2009 г. по делу N КГ-А40/6629-09-П признано незаконным распоряжение Росимущества об изъятии имущества у образовательного учреждения, поскольку специальный порядок его изъятия закреплен в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 “О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования” , в соответствии с которым не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями системы образования, без согласования с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.
Российские вести. 1992. Май. N 14.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. N А33-19553/06-Ф02-7579/07 по делу N А33-19553/06 признано незаконным распоряжение Территориального управления Росимущества по Красноярскому краю об изъятии имущества у научной организации, так как данное изъятие осуществлено без согласия юридического лица, осуществляющего полномочия собственника имущества такого учреждения, – Российской академии сельскохозяйственных наук.

Справочная правовая система “КонсультантПлюс”.

Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) “О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества”

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 22 марта 2013 г. N ИБ-06/12205

ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЕПЛЕНИИ

НЕДВИЖИМОГО И ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с многочисленными обращениями федеральных органов власти и подведомственных Росимуществу территориальных органов по вопросу применения письма Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 “О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества” Росимущество сообщает.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказом Росимущества от 11 августа 2010 г. N 219 “Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом” (далее – Регламент) издан приказ Росимущества от 31 августа 2012 г. N 193 “Об утверждении Положения по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий” (далее – Положение).

Закрепление недвижимого и движимого имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления оформляется в установленном Регламентом и Положением порядке распоряжениями Росимущества (территориальных органов) в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом”.

Согласно разделу 8 Положения, для принятия решения о закреплении объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а также о прекращении права хозяйственного ведения на имущество соответствующие предложения в Росимущество необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти, подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное унитарное предприятие, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию), согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, предлагаемые к изъятию, или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сроком не более месяца.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” – правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права (соответствующий распорядительный акт о закреплении имущества, акт приема-передачи, подтверждающий фактическую передачу указанных объектов недвижимого имущества, договор о закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и т.д.).

8. При изъятии и прекращении, закреплении: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права (свидетельства постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок, или договора аренды на земельный участок, расположенный под зданием.

Если право возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” – правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права.

9. Кадастровый паспорт объекта недвижимости (здание, строение, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства), предлагаемого к закреплению (изъятию).

10. Заверенные в установленном порядке копии документов технического учета (технической инвентаризации) объектов недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства (выписку из технического паспорта БТИ, поэтажный план и экспликацию на объект недвижимого имущества), а также при необходимости техническое заключение о состоянии объекта недвижимости, предлагаемого к закреплению (изъятию), выданное проектной организацией, имеющей разрешение на проведение обследований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, и расчет чистых активов, подписанные либо заверенные руководителем предприятия.

12. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

13. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

14. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

В отношении закрепления (изъятия) объектов движимого имущества за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения соответствующие предложения в Росимущество, а в случаях, когда принятие решения делегировано территориальным управлениям Росимущества – в соответствующие территориальные управления, необходимо представлять в установленном порядке письмом федерального органа власти (при наличии оснований – его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, с приложением следующих документов:

1. Письменное согласие (отказ от права) предприятия о закреплении (правомерном изъятии) имущества.

2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или выписка из него.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

4. Учредительные документы предприятия.

5. Заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя предприятия (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.).

6. Перечень имущества, предлагаемого к закреплению (правомерному изъятию) согласно бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

7. Справка о балансовой стоимости, инвентарная карточка каждого объекта движимого имущества и расчет чистых активов, подписанные или заверенные руководителем предприятия.

8. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия за последние два финансовых года и бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату.

9. Расчет стоимости чистых активов, подписанный главным бухгалтером предприятия.

10. Справка о наличии или отсутствии выданных предприятием поручительств, подписанная руководителем предприятия.

11. В случае передачи автотранспортных средств – заверенная в установленном порядке копия паспорта транспортного средства.

В отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными бюджетными (казенными, автономными) учреждениями, федеральными казенными предприятиями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления соответствующие предложения направляются в Росимущество в аналогичном принятию решения о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями порядке.

Письмо Росимущества от 10 октября 2006 г. N ЛП-08/23957 считать утратившим силу.

Судебная практика и законодательство — Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 (ред. от 22.04.2013) “О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества”

Размещаемое на MB-Портале обращение в форме сопроводительного письма необходимо дополнить комплектом документов, перечень которых установлен письмами Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 и от 22.04.2013 N ИБ-06/17715 (указанные письма ранее направлялись ФАНО России в подведомственные организации письмом от 19.06.2015 N 007-18.1-21/АС-67).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector