Порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества

Financefacts

Финансы и факты

Понятие, планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

приватизациейгосударственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества основываются на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества.

Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (нормативная цена) – минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в

государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на

рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в

уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного

Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения, согласно Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (№178-ФЗ от 21 декабря 2001 года

), могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению;

– объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе

детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и

санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

– объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для

обслуживания жителей соответствующего поселения;

– детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);

– жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

– объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей

Изменение назначения вышеуказанных объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

• государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• государственных и муниципальных учреждений;

• юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

• ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

• издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

• руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

• принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

• осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

• подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

• осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

• обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

• осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

• обеспечивает оценку федерального имущества;

• заключает договоры купли-продажи федерального имущества

• ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

• наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

• способ приватизации имущества;

• срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

• иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9045 – | 7678 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества

ВОЛОГОДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

от 28 сентября 2009 года N 125

Об утверждении Порядка планирования приватизации и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества

(с изменениями на 30 мая 2019 года)

Принято
Вологодской городской Думой
24 сентября 2009 года

1. Утвердить прилагаемый Порядок планирования приватизации и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

2. Внести в Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Вологды, утвержденный решением Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 года N 393 (с последующими изменениями), изменение, изложив пункт 9.2 “Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности города Вологды” в новой редакции:

“9.2. Порядок планирования приватизации и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества определяется Вологодской городской Думой.”.

Читать еще:  Сроки снятия ареста с имущества судебными приставами

3. Настоящее решение подлежит опубликованию в газете “Вологодские новости”.

Глава г. Вологды
Е.Б.ШУЛЕПОВ

Порядок планирования приватизации и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества

Утвержден
Решением
Вологодской городской Думы
от 28 сентября 2009 г. N 125

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” и определяет порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования “Город Вологда” (далее – муниципальное имущество), и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

2. Планирование приватизации муниципального имущества

2.1. Планирование приватизации муниципального имущества осуществляется путем разработки и утверждения Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Вологды (далее – Прогнозный план) на три года (на очередной финансовый год и плановый период).

(п. 2.1 в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299)

2.2. Разработка проекта Прогнозного плана осуществляется уполномоченным органом Администрации города Вологды в сфере имущественных отношений (далее – уполномоченный орган) в соответствии с целями социально-экономического развития города Вологды, принципами социально-экономической обоснованности приватизации, сохранения в муниципальной собственности имущества, необходимого для реализации установленных действующим законодательством полномочий органов местного самоуправления муниципального образования “Город Вологда”, а также для обеспечения их деятельности, с учетом предварительных итогов приватизации за предыдущий год и поступивших предложений о включении имущества в Прогнозный план

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308)

2.3. Предложения о приватизации муниципального имущества могут вноситься Главой города Вологды, Мэром города Вологды, депутатами Вологодской городской Думы, муниципальными унитарными предприятиями, акционерными обществами (обществами с ограниченной ответственностью), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности муниципального образования “Город Вологда”, иными юридическими и физическими лицами.

(в ред. решений Вологодской городской Думы от 29.11.2013 N 1916, от 21.09.2015 N 497, от 24.11.2016 N 1033)

Указанные предложения направляются в Администрацию города Вологды в срок до 1 июня текущего года с обоснованием их целесообразности, финансово-экономическими расчетами.

2.4. Уполномоченный орган рассматривает все поступившие предложения, дает им правовую оценку путем проверки предложений на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актам и экономическую оценку путем определения прогноза доходов от приватизации, дополняет предложениями органов Администрации города Вологды и своими предложениями с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов и формирует проект Прогнозного плана с предложениями о включении муниципального имущества в проект Прогнозного плана согласно приложениям NN 1 – 3 к настоящему Порядку.

2.5. В проект Прогнозного плана включается муниципальное имущество, планируемое к приватизации.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299)

При включении муниципального имущества в проект Прогнозного плана указываются:

для муниципальных унитарных предприятий – наименование и место нахождения, балансовая стоимость активов имущественного комплекса;

для акций акционерных обществ и долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью – наименование и место нахождения общества, количество акций (доля в общем количестве акций), принадлежащих муниципальному образованию “Город Вологда”, размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей муниципальному образованию “Город Вологда”;

для объектов нежилого фонда – местонахождение, площадь и вид пользования.

В случае включения в Прогнозный план отдельно стоящих зданий указываются кадастровые номера и площадь занимаемых ими земельных участков.

(п. 2.5 в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.11.2011 N 913)

2.6. В проекте Прогнозного плана указывается прогноз доходов от приватизации муниципального имущества.

2.7. Разработанный проект Прогнозного плана направляется Уполномоченным органом на согласование в органы Администрации города Вологды в установленном порядке.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308)

2.8. Проект Прогнозного плана выносится на рассмотрение Вологодской городской Думы одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299)

Внесение изменений в утвержденный Прогнозный план осуществляется в порядке, установленном настоящим Порядком для его разработки и утверждения. Срок для направления предложений о приватизации муниципального имущества, установленный абзацем вторым пункта 2.3 настоящего Порядка, не распространяется на правоотношения, связанные с внесением изменений в утвержденный Прогнозный план.

(абзац введен решением Вологодской городской Думы от 27.04.2012 N 1142; в ред. решений Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299, от 29.11.2013 N 1916)

2.9. В месячный срок со дня утверждения Прогнозного плана, а также принятия решений о внесении изменений в него, предусматривающих дополнительное включение муниципального имущества в Прогнозный план, Уполномоченный орган направляет:

муниципальным унитарным предприятиям, включенным в Прогнозный план, уведомление об ограничениях в деятельности предприятий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

муниципальным унитарным предприятиям, акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью, включенным в Прогнозный план, уведомление о необходимости представления в Уполномоченный орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете срок для представления ее обязательного экземпляра, промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал, полугодие, девять месяцев – в срок не позднее тридцати дней со дня окончания отчетного периода;

(абзац введен решением Вологодской городской Думы от 21.09.2015 N 497; в ред. решения Вологодской городской Думы от 24.11.2016 N 1033)

при включении в Прогнозный план объектов нежилого фонда, обремененных договорами аренды, уведомления арендаторам данных объектов.

3. Порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества

3.1. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества является утвержденный Вологодской городской Думой Прогнозный план.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299)

Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается Вологодской городской Думой. В случаях, предусмотренных Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 года N 393 (с последующими изменениями), решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается Администрацией города Вологды.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 24.11.2016 N 1033)

3.2. Решения об условиях приватизации муниципального имущества принимаются в сроки, позволяющие обеспечить его приватизацию в соответствии с утвержденным Прогнозным планом.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 28.09.2012 N 1299)

3.3. Решение об условиях приватизации муниципального имущества должно содержать сведения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” и решением Вологодской городской Думы от 26 декабря 2002 года N 552 “Об установлении порядка продажи муниципального имущества на конкурсе, аукционе, специализированном аукционе, посредством публичного предложения, без объявления цены” (с последующими изменениями).

3.4. Подготовка проекта решения Вологодской городской Думы или проекта правового акта, издаваемого Администрацией города Вологды, об условиях приватизации муниципального имущества осуществляется Уполномоченным органом.

(в ред. решений Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308, от 24.11.2016 N 1033)

3.5. При подготовке проекта решения об условиях приватизации объектов нежилого фонда уполномоченный орган обеспечивает проведение государственной регистрации права собственности муниципального образования “Город Вологда” на объект, а также на земельный участок под зданием, строением, сооружением, подлежащим приватизации.

(п. 3.5 в ред. решения Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308)

3.6. При подготовке проекта решения об условиях приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия проводятся следующие мероприятия:

3.6.1. Муниципальное унитарное предприятие:

проводит инвентаризацию имущества, в том числе обязательств предприятия;

составляет промежуточный или на соответствующую отчетную дату бухгалтерский баланс предприятия;

обеспечивает проведение аудиторской проверки промежуточного или на соответствующую отчетную дату бухгалтерского баланса предприятия.

3.6.2. Исключен. – Решение Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308.

3.6.2. Уполномоченный орган:

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308)

проводит контрольные проверки наличия и состояния имущества и обязательств предприятия в случаях получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, организации или индивидуального аудитора, проводивших аудиторскую проверку промежуточного или на соответствующую отчетную дату бухгалтерского баланса предприятия, информации о предполагаемых или выявленных нарушениях при использовании муниципального имущества и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

составляет перечень действующих обременений (ограничений) в отношении имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия;

определяет имущество, не подлежащее приватизации в составе имущественного комплекса предприятия;

определяет балансовую стоимость подлежащих приватизации активов предприятия;

определяет размер уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования муниципального унитарного предприятия; количество, категории и номинальную стоимость акций акционерного общества или номинальную стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью.

3.7. Если в муниципальной собственности находится доля общества с ограниченной ответственностью в размере 100% уставного капитала общества и аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества за прошедший год не проводилась, при подготовке проекта решения об условиях приватизации доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, находящейся в муниципальной собственности, указанное общество обеспечивает проведение аудиторской проверки промежуточного или на соответствующую отчетную дату бухгалтерского баланса общества.

(п. 3.7 в ред. решения Вологодской городской Думы от 29.11.2013 N 1916)

3.8. Проведение оценки рыночной стоимости муниципального имущества для его приватизации обеспечивает Уполномоченный орган.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 25.03.2010 N 308)

3.9. Подготовленный проект решения Вологодской городской Думы или проект правового акта, издаваемого Администрацией города Вологды, об условиях приватизации муниципального имущества направляется на рассмотрение в Вологодскую городскую Думу или на подпись уполномоченному должностному лицу Администрации города Вологды соответственно для принятия решения.

(в ред. решения Вологодской городской Думы от 24.11.2016 N 1033)

3.10. В случае признания торгов по продаже муниципального имущества несостоявшимися Уполномоченным органом назначаются повторные торги либо готовится проект одного из следующих решений:

о внесении изменений в решение об условиях приватизации в части изменения способа приватизации и (или) начальной цены имущества;

о признании утратившим силу ранее принятого решения об условиях приватизации.

Читать еще:  Досрочный выкуп лизингового имущества на балансе лизингополучателя

(пп. 3.10 в ред. решения Вологодской городской Думы от 21.09.2015 N 497)

Приложение N 1. Предложение о включении в проект прогнозного плана (программы) приватизации города Вологды муниципального унитарного предприятия

Приложение N 1
к Порядку
планирования приватизации
и принятия решений об условиях
приватизации муниципального имущества

о включении в проект прогнозного плана

(программы) приватизации города Вологды

на ____ год и плановый период ____ и ____ годов

Предпринимательское право России

Порядок и способы приватизации

Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (ст. 7, 8 Закона о приватизации);

второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона о приватизации);

третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Процедура (порядок) разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ на очередной финансовый год. В подготовке прогнозного плана (программы) принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, а также иные юридические лица и граждане. Заинтересованные органы и лица направляют свои предложения о приватизации федерального имущества в Правительство РФ.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 10 Закона о приватизации).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о приватизации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Он (план) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Другая особенность: акции открытых акционерных обществ «Газпром», «Единая энергетическая система России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона (п. 3, 4 ст. 7 Закона).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утвержденный Правительством РФ, направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов.

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (пп. 7 ст. 6, п. 1 ст. 14 Закона о приватизации). В решении должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Особые требования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия. Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. IV Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы (ст. 13 Закона):

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (ст. 18 Закона);
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19);
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (ст. 20);
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (ст. 21);
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22);
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (ст. 23);
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (ст. 24);
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (ст. 25);
  10. продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления (ст. 26).

Мы не согласны с мнением, что способы приватизации расположены в Законе о приватизации в определенном порядке: переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации. Здесь нет очередности.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ). Рассмотрим их (способы) более подробно.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество есть разновидность реорганизации юридического лица. Путем изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы происходят прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового.

В силу п. 2 ст. 13 Закона о приватизации приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со ст. 11 настоящего Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными Законом о приватизации способами.

В рассматриваемом случае преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество приводит не только к изменению организационно-правовой формы юридического лица, но и к смене формы собственности. Однако кроме решения о преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество Гражданский кодекс (п. 5 ст. 58) называет второй юридический факт: передаточный акт, в соответствии с которым осуществляется передача государственного или муниципального имущества акционерному обществу, возникшему в результате такого преобразования.

Тем не менее, способом приватизации является именно преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, а не передаточный акт. Последний используется и при продаже государственного или муниципального имущества различными способами приватизации, выполняя специальную (учетно-бухгалтерскую) функцию.

Закон о приватизации (п. 3 ст. 13) дифференцирует с учетом установленных критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством РФ. В частности, приватизация такого имущества может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в п. 3 ст. 13 Закона о приватизации критериям, может осуществляться:

  • путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • на конкурсе;
  • посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (п. 4 ст. 13 Закона о приватизации).

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления.

Во-вторых, в уставные капиталы открытых акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.

В-третьих, доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.

В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (ст. 25 Закона).

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.

77. Планирование и порядок приватизации государственного и

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Читать еще:  Договор доверительного управления имуществом заключается в форме

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Статья 9. Отчет о результатах приватизации федерального имущества

1. Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.

2. Отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества за прошедший год.

Статья 10. Планирование приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества

1. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

2. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия

1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания открытого акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью – размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

2. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

3. Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала открытого акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация означает способ преобразования государственных предприятий в частные. это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного определения следует, что: а) приватизация носит возмездный характер; б) приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны. В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества установлен порядок приватизации. Закон о приватизации 2001 г. установил:

– компетенцию Правительства РФ в сфере планирования приватизации конкретных объектов;

– широкий круг субъектов, которые могут быть инициаторами в проведении приватизации. Свои предложения о приватизации федерального имущества в очередном году в Правительство или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом могут направлять органы государственной власти и местного самоуправления, федеральные унитарные предприятия, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане (п. 2 ст. 8 Закона о приватизации); – завершение составления и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации к моменту подготовки проекта закона о федеральном бюджете на планируемый год с таким расчетом, чтобы показатели доходов от приватизации вошли в федеральный бюджет. Соответственно утвержденный правительством прогнозный план приватизации направляется в Государственную Думу одновременно с проектом закона о бюджете в составе прилагаемых к нему документов (п. 3 ст. 8 Закона о приватизации);- Правительству РФ поручено определить порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. N 617 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон о приватизации 2001 г. вводит понятие “стратегические предприятия и акционерные общества”. К таковым относятся федеральные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежит РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ утверждается указом Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Правительство РФ вправе выходить с предложением к Президенту РФ об изменении указанного перечня, уменьшении степени участия РФ в стратегических акционерных обществах. В целом можно выделить два этапа в принятии решений о приватизации: 1-й этап – разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации; 2-й этап – подготовка предприятия к приватизации и принятие решения об условиях приватизации. Объекты приватизации – это то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации 2001 г.Объекты приватизации, подпадающие под действие Закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками):

1) их отчуждение в частную собственность затрагивает интересы работников, трудового коллектива предприятия в целом. Обеспечение этих интересов диктует необходимость в специальном регулировании. Так, п. 5 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. 2) сделке приватизации предшествует включение объекта в прогнозный план (программу) приватизации и принятие решения об условиях приватизации конкретного объекта компетентным органом исполнительной власти; 3) приватизация носит возмездный характер;4) функции продавца федерального имущества от имени Правительства РФ могут выполнять специализированные государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ);5) По правилам Закона о приватизации отчуждаются объекты, составляющие государственную, муниципальную казну.Итак, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Как выше отмечалось, речь при этом идет об имуществе, не переданном государством-собственником в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарным предприятиям и учреждениям. Имущественным комплексом в целом унитарное предприятие распоряжаться не может, соответственно вопрос о приватизации предприятия решается государством-собственником самостоятельно, и на это не требуется ни согласия трудового коллектива предприятия, ни его директора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector