Пп 416 правила содержания общего имущества ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Пп 416 правила содержания общего имущества

Содержание общего имущества многоквартирного дома

Содержание общего имущества многоквартирного дома

Содержание общего имущества многоквартирного жилого дома (далее – МКД) непрерывное и постоянное выполнение комплекса работ (услуг), включающих в себя план работ, перечень работ (услуг), в том числе дополнительные виды работ и услуг.

Требования к содержанию общего имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в МКД и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила №491).

Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в зависимости от способа управления МКД (п. 16 Правил N 491):

а) собственниками помещений:

– путем заключения договора управления МКД с УК;

– путем заключения договора с лицами, оказывающими соответствующие виды услуг и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении МКД);

б) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным СПК (при управлении МКД):

– путем членства собственников в указанных организациях;

– путем заключения собственниками, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества.

В договоре управления, заключенном с УК должен содержаться перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок изменения такого перечня, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы (ч. 2,3 ст. 162 ЖК РФ).

В состав общего имущества включаются:

– помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом МКД (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

– ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

– ограждающие ненесущие конструкции МКД, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

– механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

– земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

– иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного МКД, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен МКД.

В состав работ и услуг по содержанию общего имущества не входят (п. 15 Правил №491):

– содержание и ремонт дверей в квартиры, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, которое не является помещением общего пользования;

– утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, которые не являются помещениями общего пользования;

– уборка и очистка земельных участков, которые не входят в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Надлежащее содержание систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем МКД должно осуществляться специализированными организациями.

– получать от исполнителя информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ не позднее 5 рабочих дней с даты обращения (в договоре этот срок может быть уменьшен);

– проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в т.ч. путем проведения необходимой экспертизы);

– требовать от исполнителя устранения выявленных дефектов и проверять их полноту и своевременность устранения.

В случае оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы в письменной или устной форме в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.

В течение 2 рабочих дней с даты получения заявления, исполнитель должен направить потребителю извещение о дате его получения, присвоенный регистрационный номер и последующее его удовлетворение (либо отказ с указанием таких причин).

Читать еще:  Срок приобретательной давности в отношении движимого имущества

В целях выявления факта нарушения проводится проверка, по результатам которой составляется акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае отказа в удовлетворении требований в добровольном порядке обратиться в суд исковым заявлением.

Невыполнение исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, кооперативом) обязанности по осуществлению содержания и ремонта общего имущества в МКД влечёт административную ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ. В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в Государственную жилищную инспекцию Калининградской области.

Постановление 491 с последними изменениями 2020 года

Постановление 491 с последними изменениями 2020 о коммунальных услугах является основополагающим узконаправленным актом, фиксирующим два комплекса норм: по содержанию общего имущества многоквартирных домов и по порядку установления цены услуг управляющих компаний в этой сфере. Все, кто намерен выяснять отношения с этими учреждениями по поводу стоимости их обслуживания и ненадлежащего качества работы должны ознакомиться с данным документом.

Цель принятия, что регулирует

Многоквартирные дома (далее по тексту МКД) являются наиболее распространенной формой жилья со своей спецификой, обусловленной тесным сосуществованием большого количества жильцов.

В таком объекте есть своя инфраструктура, коммуникации (лифт, подвалы, крыши, кабельные шахты, лестничные марши, подъезды счетчики и пр.). То есть, кроме частных владений в этих комплексах есть и общая собственность, обеспечивающая удобства жильцам.

Уход за домом и обеспечение функционирования всех его структур и элементов (лифты, подача воды, электроэнергии) осуществляют управляющие компании, которые пришли на смену ЖЭКам. За это граждане платят им определенные суммы денег указанные в договорах обслуживания

Для регулирования правоотношений, связанных с указанными выше вопросами, а также для урегулирования споров по поводу качества работ и платы за них существует целая отрасль в Жилищном праве, а главным актом в ней является рассматриваемый нами документ.

Зачастую требуется использование комплекса правовых норм по МКД, поэтому укажем рассматриваемый акт среди документов тесно с ним связанных:

  • Постановление № 491;
  • Жилищный кодекс (Гл. 30, а также отдельные статьи, например, ст. 30);
  • Правила предоставления коммунальных услуг;
  • Инструкция по эксплуатации МКД.

Все вышеперечисленное исчерпывающе регулирует правоотношения собственников жилых объектов и организаций, оказывающих коммунальные услуги.

Структура

Рассматриваемый документ являет собой два комплекса правил: по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по изменению размеров тарифов за содержание жилого помещения.

Постановление принято в 2006 г., последние изменения в него внесли 27.03.2018 г., оно состоит из таких разделов:

Раздел Что регулирует, статьи
Постановление Утверждает основной текст (правила), очерчивает сферу применения, нормы по вступлению в силу.
Правила содержания общего имущества в МКД · состав общих владений;

· нормы по определению объектов совместного использования в нескольких МКД;

· условия содержания строений и участков, на которых они арсположены;

· общие затраты владельцев на указанные цели;

· полномочия по контролю в процессе содержания дома.

Правила изменения размера оплаты за содержание жилого помещения Состоит из 16 пунктов, среди которых есть порядок и формула уменьшения платы УК, а также полномочия по оспариванию ненадлежащего и предоставления.

Содержание в общих чертах

Согласно ст. 30 ЖК владельцам жилья (квартир) в МКД вменяются обязанности содержать общее имущество в нем, которым они пользуются по праву общего долевого владения. Для этого они нанимают управляющие компании, которые занимаются ремонтом и обслуживанием домов.

Рассматриваемый нами акт конкретизирует эти положения, он содержит нормы, касающиеся следующего:

  • процедур общих собраний жильцов и их полномочия;
  • состава общего имущества, процедур его определения;
  • осмотров, проверок состояния объекта;
  • процесса утверждения списка работ по содержанию;
  • ответственности за невыполнения работ и неосуществление услуг;
  • графика и регулярности периодических мер по ремонтам (капитальным и текущим), по замене элементов коммуникаций и инфраструктуры;
  • что должны содержать технические документы;
  • определения платы, затрат и цены на содержание, а также графика и процедуры внесения средств;
  • объема полномочий владельцев по проверке и контролю качества оказываемого обслуживания;
  • документ конкретизирует нормы ЖК, касающиеся МКД, а также им конкретизируются принципы формирования тарифов по ремонту, коммуслугам и по управлению общими ресурсами дома и ее снижения, если обнаружились недостатки или ненадлежащее качество обслуживания;
  • порядка определения ненадлежащего качества работ и периода оказания услуг с недостатками — это необходимо, чтобы установить сумму компенсации и снижение оплаты;
  • ответственности потребителей и исполнителей;
  • порядка изменения стоимости;
  • средних значений нормативов потребления.

Полномочия по управлению

На имущество МКД, связанное с обеспечением работы всех систем объекта (кроме частного, то есть квартир и приватизированных помещений), распространяется собственность особой разновидности — общая долевая. Это значить, что все вопросы по нему решаются посредством общих совещаний (собраний) жильцов (владельцев).

На практике указанные собрания проводят крайне редко, так как эти полномочия делегируются организациям по обслуживанию. Но даже если есть УК, жильцы вправе собираться на свое усмотрение когда угодно.

То есть, граждане управляют МКД и непосредственно, но конечно же, у них отсутствуют навыки по техническому обслуживанию, кроме того, это требует значительных затрат времени и усилий, поэтому они нанимают специальные организации (УК) или создают объединения граждан (ТСЖ).

Оформив соглашение или Устав, указанные учреждения берут на себя ответственность по содержанию и уходу за общей недвижимостью. Это не отнимает у жильцов права проводить осмотры и проверять состояние строения, следить за ним и контролировать выполнение ремонта. Они взаимодействуют с УК или ТСЖ.

Какого имущества касается

Правила, перечисленные в документе, касаются следующего:

  • помещений общего использования. А именно, площадей, за границами квартир и предназначенных для функционирования всего строения или его частей: лестниц, подъездных площадок, сборников мусора, лифтов, коридоров, подвалов, крыш, чердаков;
  • конструкций ограждающего характера, несущего предназначения (стен, перекрывающих панелей);
  • ограждающих ненесущих элементов для больше чем одного этажа;
  • вспомогательных элементов для инвалидов;
  • земельных участков строений в границах по кадастру;
  • объектов благоустройства;
  • общих механизмов и инструментов учета;
  • внутридомовых водообеспечения (от стояков до начальных соединений), газоснабжения (от источников до конечных точек), систем отопления, электроснабжения (от внешних границ до учетных механизмов);
  • иного имущества совместного пользования, или такого, что предусмотрено проектной документацией.

Изменения

В 2020-ом внесены следующие изменения в постановление 491:

Пункт (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) Изменения
13.1 Виды осмотров: текущие, сезонные, внеочередные.
14 Результаты осмотра заносят в книги учета техсостояния (журналы осмотра).
24 пп. «в» Техническая документация теперь включает акты осмотра.
31 (самое важное изменение) Конкретизирован порядок формирования цен и оплаты в домах, где нет ТСЖ или жилищного кооператива, то есть, для большинства МКД.

Установлены обязанности по информированию и предложениям по цене для жильцов от управляющих компаний, а также утверждения правил оплаты.

Видео: История вопроса

Перерасчет

Потребитель имеет право подавать письменное требование провести перерасчет выставленных ему счетов в управляющую компанию или иную организацию, занимающуюся обслуживанием дома. В частности это возможно в таких ситуациях:

  • если собственник или зарегистрированный в жилье на протяжении длительного периода не пользуется им. В этом случае необходимо предоставить письменные доказательства такого обстоятельства (справку из органов местного самоуправления иных регионов, из места работы, если оно расположено в отдаленных местностях и подобное);
  • если помещение не оснащено индивидуальными учетными и контролирующими приборами. При этом технические возможности для их установки должны отсутствовать, то есть, если ситуация такая, что их нельзя смонтировать по независящим от гражданина обстоятельствам;
  • при обнаружении некачественности услуг, проведенного ремонта, брака или недостатков в смонтированном оборудовании.

Порядок снижение платы за коммунальные услуги

Размер оплаты снижается в пропорциональной зависимости полных календарных дней нарушения от цены некачественно выполненной работы или услуги (п. 10 Правил изменения размера платы … ).

Величина снижения определяется по формуле: стоимость услуги делят на календарные дни в мес. и умножают на количество календарных дней на протяжении, которых оказывалась услуга.

Интересующимся законодательством в описываемой сфере следует учесть, что с принятием новой редакции постановления № 491 утратили силу нормативные акты, которые были основным по вопросам тарифов и цен, а именно постановления №№ 89 и 392. Теперь рассмотренный нами документ заменил их и является основным по этой теме.

31 января начальник Инспекции Элина Акулова приняла участие в прямом эфире на радио «Крым»

Вместе с ведущими Светланой Федорончук и Андреем Бороздиным обсудили вопрос правомерности дополнительного сбора денежных средств управляющими организациями на проведение технической экспертизы лифтов, срок эксплуатации которых превышает 25 лет.

Согласно ст. 36 ЖК РФ и пункта 2 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается: в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.

Согласно п. 11 Правил №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах “а” – “д” пункта 2 настоящих Правил.

Одновременно с этим согласно п. 5.10.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и ЖКХ от 27 сентября 2003 г. № 170, эксплуатирующая организация (владелец лифта – собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Так, внесенными изменениями в Постановление №1110 определены грубые нарушения лицензионных требований, к которым относится:

в) грубые нарушения лицензионного требования в части невыполнения мероприятий и работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах»

Период эксплуатации лифтов и лифтового оборудования в МКД составляет 25 лет, если иной срок эксплуатации не установлен заводом – изготовителем (Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782).

В соответствии с требованиями пунктов 4, 5 статьи 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», оценка соответствия лифта в форме технического освидетельствования проводится организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза.

Кроме того в соответствии с требованиями п. 4 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 743 (далее – Правил) в – организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом).

В соответствии с требованиями пп. 5.2 пункта 5 статьи 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» при обследовании лифта проводятся:

– определение состояния оборудования лифта, включая устройства безопасности лифта, с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа и коррозии;

– контроль металлоконструкций каркаса, подвески кабины, противовеса, а также направляющих и элементов их крепления;

– испытание изоляции электрических сетей и электрооборудования, визуальный и измерительный контроль заземления оборудования лифта.

Сведения о проведенном обследовании указываются в паспорте лифта.

В соответствии с требованиями пп. 5.3 пункта 5 статьи 6 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» на основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:

– условия и возможный срок продления использования лифта;

– рекомендации по модернизации или замене лифта.

Также в соответствии с пп. «и» п. 4 Правил владелец объекта должен приостановить использование объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций до устранения такой угрозы.

За период простоя лифтового оборудования управляющая организация обязана произвести собственникам помещений МКД перерасчет.

Как правило, установленный собственниками помещений в МКД размер платы за содержание общего имущества МКД не включает техническую экспертизу лифтов, срок эксплуатации которых составляет 25 лет и более (не путать с обязательным ежегодным освидетельствованием лифтов).

Кроме того, без решения общего собрания собственников помещений МКД управляющая организация не вправе самостоятельно «перебросить» денежные средства с одной статьи затрат на другую.

Учитывая изложенное, действия управляющих организаций в части инициирования общих собраний собственников помещений МКД для принятия собственниками помещений МКД решения о проведении технической экспертизы, а также определения источника финансирования таких работ, правомерны.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector