Правовые принципы налогообложения имущества в РФ
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Правовые принципы налогообложения имущества в РФ

Правовые принципы налогообложения имущества в РФ

  • Условия публикаций
  • Все статьи конференции

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

Гергаева Алена Касполатовна

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Владикавказского института управления, РФ, г. Владикавказ

LEGAL PRINCIPLES OF TAXATION AND ITS ROLE IN A STATE TAX SYSTEM

Alena Gergaeva

senior lecturer of the Department of Finance and Credit, Vladikavkaz Institute of Management, Rusia Vladikavkaz

В статье исследуются экономические, организационные и правовые принципы организации налогообложения на общегосударственном, региональном и местном уровнях; рассматриваются возможности использования принципов налогообложения в практике государственного управления.

Economic, organizational and legal principles of taxation at national, regional and local levels have been studied in the article. Possibilities of taxation principles’ use in the practice of state administration have been considered.

Ключевые слова: государство, бюджет, налоги, налогообложение, экономические, организационные и правовые принципы налогообложения.

Keywords: government; budget; taxes; taxation; economic; organizational and legal principles of taxation.

Известно, что государство и общество, не в состоянии обходиться без налогов. При этом, учитывая необходимость обеспечения административно-территориальной целостности и гармоничного развития отдельных внутригосударственных территориальных образований, налогообложение должно обеспечивать справедливое взимание и перераспределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней [1, с. 27].

Целью организации налогообложения выступает формирование общегосударственных централизованных фондов денежных средств, которые используются для выполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций.

Организация налогообложения в обществе предполагает осуществление соответствующего процесса на общегосударственном, региональном и местном уровнях управления государством.

При обложении налогами должен соблюдаться ряд принципов.

Финансовой наукой, как известно, выделено достаточно большое многообразие видов и классификаций принципов налогообложения, довольно широко представленных в экономической литературе. Их выделяется достаточно много, зачастую они просто дублируют друг друга — разные формулировки того или иного принципа отражают одно и то же его содержание [2, с. 43].

С учетом исследуемых автором вопросов, не мало важным является также и то, затрудняя формулировку критериев классификации исследуемых принципов, принципы построения и функционирования налоговой системы государства.

Проведя анализ имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу, можно сделать следующие выводы.

Принципы налогообложения автор подразделяет на 2 блока:

1. Экономические, или общенациональные принципы, в основе которых лежат так называемые классические принципы налогообложения («золотые» правила налогообложения): справедливость, равномерность, ясность и дешевизна, которые разработаны Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Риккардо, а впоследствии развиты и дополнены А. Вагнером и другими известными экономистами.

2. Организационно-правовые или внутринациональные принципы, которые, в свою очередь, можно подразделить на 2 группы — организационные и правовые.

Принципы налогообложения охватывают весь спектр налоговых и организационно-правовых отношений, связанных с установлением и взиманием налогов. Их классификацию на экономические, организационные и правовые отражает рис. 1.

Рисунок 1. Классификация принципов налогообложения

Среди принципов налогообложения, и об этом указывалось выше, можно выделить не только экономические и организационные, но также и правовые. К ним можно отнести общие и специальные принципы налогового права.

Общие принципы налогового права включают в себя:

1. Принцип установления налогов законами. Он означает, что устанавливать налоги должны представительные органы власти, принимая в обязательном порядке соответствующие законы.

2. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Специальными принципами налогового права являются:

1. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно Налогового кодекса.

2. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.

3. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов. Он присущ любой системе налогового законодательства и предполагает отсутствия неравенства сторон (государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, налогоплательщиков) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона.

Комбинации экономических и организационно-правовых принципов налогообложения используются при формировании налоговых концепций, а также определяются нормы действия налогового механизма конкретного государства, с ними формируются и совершенствуются национальные налоговые системы. В отдельно взятой стране при выборе принципов налогообложения, как правило, используется конкретно-государственный (собственный) подход. Для обеспечения эффективности налогообложения в государстве необходима практическая реализация одновременно всех трех групп принципов налогообложения — экономических, организационных и правовых.

Принятые государством в качестве приоритетных общенациональные и внутринациональные принципы налогообложения, берутся за основу при принятии сводного Закона о налоговой системе государства (Налогового кодекса страны). Принципы, закрепленные в сводном законе, определяют не только функционирование налоговой системы в целом, но и регламент всех без исключений элементов налоговых обязательств: виды налогов, правила их исчисления и уплаты, права и обязанности сторон налоговых действий [2, с. 45].

Налогообложение способно развиваться по оптимальному варианту как на уровне государства в целом, так и на уровне его отдельных территориальных образований, если организация налогообложения на всех его уровнях — общегосударственном, региональном и местном, базируется на учете и классических и научно обоснованных организационно-правовых принципов, и напротив, если при разработке организационно-правовых (внутринациональных) принципов игнорируются классические (общенациональные) принципы налогообложения, то налогообложение неминуемо обречено на необходимость постоянного совершенствования.

1.Гергаева А.К. Основные тенденции формирования доходов местных бюджетов современной России // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета, 2013, — с. 6.

2.Гергаева А.К. Сущность и принципы налогообложения: общегосударственный и территориальный аспекты // Общество и право, 2013, — с. 4.

3.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение/Учебник.5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006. — 509 с.

4.Морозов В.В. Налоговая стратегия саморазвития территорий// Налоги и финансовое право — 2011. — № 6. — с. 181—185.

5.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского. О. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. — 528 с.

6.Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки//Финансы. 1999. № 6.

7.Рощупкина В.В. Современные тенденции модернизации бюджетно-налоговой системы региона //Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2012, декабрь. — № 48 (138). — с. 31—38. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения 20.04.14).

8.Сабитова Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации//Финансы и кредит». — 2013, январь. — № 2(530). — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/. (дата обращения 20.04.14).

9.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-изд., перераб. и доп. / Т.Ф. Юткина М.: ИНФРА-М, 2003. — 576 с.

Принципы налогообложения. Краткое законодательное и доктринальное толкование. – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения [7, с. 29].

Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения [7, с. 29]. Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.

Авторский коллектив И.А. Майбуров утверждает, что принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, следовательно, – принципы построения налоговой системы [4, с. 25]. Схожее определение предлагается А.В. Деминым – основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства [2, с. 113].

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами [5, с. 64].

Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].

К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).

В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что “каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы”. Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.

Читать еще:  Отчужденное имущество что это?

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).

Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.

В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий “принципы налогообложения” и “принципы налогового права”. Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление [3, с. 8].

Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования [8, с. 50].

Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений [9, с. 22].

В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя [6, с. 57]:

экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);

организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);

юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П “По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. – 424 с.

3. Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД “Юриспруденция”, 2012. – 160 с.

4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Мировая экономика” / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 519 с.

5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 747 с.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 720 с. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

8. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация: монография / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. – 248 с.

9. Тютин Д.В. Налоговое право. Общая часть: курс лекций. М.: РАП, Эксмо, 2008. – 272 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника “101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование” / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. – Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры “Финансовое и налоговое право” Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна – ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович – кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Основные принципы налогообложения: современные и классические принципы по НК РФ

Система налогообложения – это неотъемлемый элемент экономики любого современного развитого государства, обеспечивающий стабильность ее функционирования.

Чтобы эта система работала правильно, она должна быть построена в соответствии с определенными правилами – основными принципами налогообложения.

Налогообложение в Российской Федерации

Принципы, которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе. Стоит рассмотреть более подробно, как именно должны взиматься налоги в стране, и как обеспечивается соблюдение интересов граждан при этом.

Регулирование налоговой системы и отношения между ее участниками происходят при помощи главного документа этой сферы – Налогового кодекса РФ. В нем прописаны как общие требования и правила взимания налогов, так и более конкретизированные – по каждому из них.

Налоговая система России, по примеру большинства развитых стран, характеризуется большим количеством налогов, целью которых является воздействие на экономических субъектов и пополнение бюджета страны. Она состоит из трех звеньев:

  • налоги государственного уровня;
  • налоги, которые закреплены за отдельными регионами;
  • местные налоги.

Законодательно определены и установлены перечни налогов для каждого звена – это дополнительная гарантия налогоплательщику в том, что его не заставят платить какие-то дополнительные сборы.

Плательщиками могут являться как обычные граждане страны – при получении ими дохода или совершении определенных сделок, так и индивидуальные предприниматели и компании.

Последние имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и отчислять все налоги в соответствии с ней.

Системы налогообложения малого бизнеса согласно Налоговому Кодексу России

Общая налоговая система РФ согласно НК делится на несколько видов и построена таким образом, что предприниматель может выбирать сам, по какой из них он хочет работать.

При приеме иностранца на работу необходимо проверить патент на действительность ФМС. Ведь содержать в штате сотрудника без официального разрешения на работу – достаточно рисковая затея. Она грозит в лучшем случае штрафом вашему юридическому лицу.

Конечно, для перехода на каждую из систем есть свои ограничения и условия – некоторые из них доступны лишь для установленного перечня видов деятельности.

Видео: что относится к системе налогообложения – общие правовые и экономические аспекты

Основные системы рассмотрены экспертом:

Стоит рассмотреть каждую из систем более подробно:

Общая по НК РФ

Самая первая, на которой начинает работать каждое вновь созданное предприятие или ИП. Условия данной системы автоматически присваиваются при регистрации (если сразу не было заявления о постановке на другую систему), но в дальнейшем могут быть изменены;

Читать еще:  Как проверить имущество на обременение?

Это самая сложная и неудобная система для представителей малого бизнеса, поскольку приходится платить много разных налогов и готовить большой пакет отчетной документации.

Патентная

Доступна лишь для ИП и для ограниченного перечня видов деятельности. Суть системы в том, что предприниматель получает патент, работает на его основании и выплачивает фиксированные взносы. Данный документ действует лишь на той территории, на которой был оформлен, и список видов деятельности для него не особенно широк.

Как начать бизнес без вложений с нуля?

Состав и содержание бизнес-плана: читайте здесь.

УСН

Наиболее удобный и распространенный вариант, которым пользуются практически все представители сферы малого бизнеса. Большое количество налогов, которые есть на общей системе, заменяется одним (процент от суммы прибыли или величины полученного дохода). Отчетность также упрощена – декларацию по этому налогу нужно сдавать всего один раз в год.

ЕНВД

Налог оплачивается не на основании полученных результатов деятельности, а от вмененной суммы дохода. Конкретная величина суммы зависит от региона, на территории которого эта система действует (в каждом установлен свой коэффициент).

Перейти на ЕНВД могут лишь те предприниматели, которые занимаются установленной для этого деятельностью (перечень содержится в Налоговом кодексе).

ЕСХН

Данная система доступна только для предприятий сельскохозяйственной сферы (минимум 70% всей деятельности должно быть связано с этой сферой). Она заменяет налоги общей системы – вместо этого выплачивается один налог. Эта система не очень распространена в малом бизнесе, поскольку сельскохозяйственные предприятия в основном всегда крупные.

Для представителей малого бизнеса самой удобной является упрощенная система или же ЕНВД, поскольку в этом случае оплачивается меньшее количество налогов. Как следствие, предприниматель будет сдавать и меньший объем отчетности в налоговые органы.

Основные принципы

Автором первых в истории налоговых принципов был классик экономической теории Адам Смит (это были принципы удобства, справедливости, экономичности и определенности).

Хотя этим принципам уже больше 200 лет, большинство мировых налоговых систем построены именно в соответствии с ними. Что касается российских принципов, то они перечислены в Налоговом кодексе и также частично совпадают с принципами Смита. Выделяются такие принципы:

  1. Установленные налоги сборы должны выплачивать все лица – никто не освобожден от данного обязательства. При установлении суммы должны учитываться такие факторы, как платежеспособность и финансовое положение плательщика.
  2. Если какие-то сборы или взносы обладают признаками налога, но не установлены в качестве него Налоговым кодексом, ни один гражданин или экономический субъект не обязан их выплачивать.
  3. Налоговые ставки или льготы не могут устанавливаться в разной величине в зависимости от таких критериев, как гражданство физического лица или форма собственности юридического лица.
  4. Дискриминация при налогообложении недопустима: ни к кому не могут применяться особенные налоги и сборы за расовую, национальную, социальную или религиозную принадлежность.
  5. Все установленные налоги и сборы должны быть четко экономически обоснованы – не допускается их установление в произвольном порядке. Каждый налог имеет свое значение и свои цели, для которых он взимается.
  6. Если в законодательных документах или актах есть какие-то неточности, неясные моменты или противоречия, которые разрешить невозможно, то все они должны толковаться в пользу налогоплательщика.
  7. Запрещено устанавливать налоги таким образом, чтобы они препятствовали осуществлению законной деятельности предпринимателя (например, были препятствием для перемещения товаров или денежных средств).
  8. Все установленные сборы и налоги должны обладать четкими элементами налогообложения. Неотъемлемое право каждого налогоплательщика – знать, что именно он должен выплачивать, в какой срок, в какой величине и что является для этого основанием.
  9. Взимание налогов и сборов должно быть экономным и эффективным. Данный принцип означает, что расходы на эту процедуру должны быть меньше, чем сумма получаемых поступлений.
  10. Процедура взимания налогов должна быть легкой и удобной для плательщика – он не должен испытывать никаких неудобств относительно времени и места их уплаты.

Выполнение всех принципов одновременно не всегда возможно – это скорее идеальная система, к которой нужно стремиться, чем реальная практика работы налоговой системы. Взимание различных налогов с разных групп налогоплательщиков имеет свои особенности, что приводит к противоречиям некоторых принципов и их частичному несоблюдению.

Расписанный бизнес-план кальянной – читайте здесь.

Список лучших франшиз: анализ ситуации.

Задачи

Принципы налогообложения – это те правила, в соответствии с которыми происходит начисление налогов и их взимание со всех установленных плательщиков. Их возникновение пришлось на конец 18 века, и в течение последующих лет они дополнялись новыми важными положениями.

Целью принципов является соблюдение при налогообложении интересов обеих сторон дела: государства и налогоплательщика. Они устанавливают, что, с одной стороны, каждый гражданин должен платить налоги, но с другой, что эти налоги должны взиматься только в законном порядке. Еще одна задача принципов – это обеспечение законности взимания налогов, соблюдение конституционных положений и прав каждого гражданина.

Налоговые принципы являются продолжением и более полным дополнением общих принципов Конституции – они конкретно и подробно раскрывают их смысл именно в налоговой сфере.

При нарушении принципов налогообложения, можно говорить и о нарушении основных конституционных положений.

Актуальность

Основой современных принципов налогообложения являются классические, которые были выделены в прошлых и позапрошлых веках классиками экономической науки. Они не теряют своей актуальности и по сей день используются в налогообложении многих стран – вместе с дополнительными, более современными принципами.

Соблюдение принципов необходимо, поскольку так определяется порядок взимания налогов, обеспечивается законность этой процедуры. Они показывают, насколько развита налоговая система государства и в каком направлении нужно двигаться дальше, чтобы достичь лучшего результата.

Налоговая сфера является одной из основ построения эффективной экономики страны, поскольку налоговые поступления формируют тот денежный фонд, при помощи которого будет функционировать государство.

Чтобы налоги и сборы взимались с соблюдением всех конституционных прав, они должны учитывать основные принципы налогообложения. Основная цель принципов – гарантировать соблюдение прав всех граждан и предприятий, а также реализовать их обязанность платить налоги в бюджет государства.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции” неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П “По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой”. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

Читать еще:  Розыск имущества должника конкурсным управляющим

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НКРФ.
Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Общеправовой критерий данного положения вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;
3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;
6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию едино-экономического пространства, путем, например, ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;
8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

5. Виды налогов и способы их классификации
В учебной и научной литературе существует несколько классификаций налогов и сборов. Наиболее удачная классификация предложена профессорско-преподавательским составом кафедры финансового права Российской академии МЮ РФ (Крохина Ю. А., Смирнова Ю. Л.)2. Они предлагают классификацию по следующим основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков – организаций (НДС, НП и др.). При этом необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица;
б) налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков – физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и др.);
в) общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:
– личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, НДФЛ, НП (доход организаций);
– реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес земельный налог).
б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, НДС и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
3. По территориальному уровню:
а) федеральные налоги – устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти – ГД РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
б) налоги субъектов РФ – налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);
в) местные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
4. В зависимости от канала поступления:
а) государственные –налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
б) местные – налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
в) пропорциональные – налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
г) внебюджетные – налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5. В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
б) целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые – налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, ЕНВД);
б) регулярные налоги – взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет точнее выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10988 – | 7438 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector