Правовые принципы налогообложения имущества в РФ
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Правовые принципы налогообложения имущества в РФ

Принципы налогообложения. Краткое законодательное и доктринальное толкование. – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения [7, с. 29].

Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения [7, с. 29]. Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.

Авторский коллектив И.А. Майбуров утверждает, что принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, следовательно, – принципы построения налоговой системы [4, с. 25]. Схожее определение предлагается А.В. Деминым – основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства [2, с. 113].

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами [5, с. 64].

Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].

К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).

В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что “каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы”. Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).

Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.

В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий “принципы налогообложения” и “принципы налогового права”. Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление [3, с. 8].

Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования [8, с. 50].

Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений [9, с. 22].

В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя [6, с. 57]:

экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);

организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);

юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П “По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. – 424 с.

3. Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД “Юриспруденция”, 2012. – 160 с.

4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям “Финансы и кредит”, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Мировая экономика” / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 519 с.

5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 747 с.

7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 720 с. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

8. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация: монография / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. – 248 с.

9. Тютин Д.В. Налоговое право. Общая часть: курс лекций. М.: РАП, Эксмо, 2008. – 272 с.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника “101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование” / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. – Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры “Финансовое и налоговое право” Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна – ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Читать еще:  Случайная гибель имущества ГК РФ

Красюков Андрей Владимирович – кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович – кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Налоги и налогообложение

Юридические и организационные принципы налогообложения

Рассмотрим теперь юридические принципы налогообложения.

Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований. Этот принцип реализован в ст. 3 НК.

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным налогам РФ законными могут считаться только те налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся только те, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ, к местным — только те, которые установлены Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматривается, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие- либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Рассмотрим далее организационные принципы налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения. Различные исследователи по разному видят эту систему, соглашаясь с наличием универсальных принципов, проверенных временем, и открывая дискуссию о целесообразности выделения в качестве самостоятельных принципов, не являющихся бесспорными либо вытекающих из какого-нибудь универсального принципа или же просто дополняющих его. К числу таковых нередко относят принципы гармонизации налоговой системы, исчерпывающего перечня налогов, эффективности налогового администрирования, всеобщности, универсализации и др.

По нашему мнению, их сущность уже воплощена в представленной совокупности, поэтому придавать им статус самостоятельных принципов, имеющих собственное, отличное от других содержание, вряд ли целесообразно. Вместе с тем мы не исключаем, что представленная выше система принципов может вызвать определенную критику. Поэтому приходится констатировать, что на сегодняшний день теория не выработала единого решения как по проблеме количества функций налогов, так и по вопросу определенности системы принципов налогообложения.

Основные принципы налогообложения: современные и классические принципы по НК РФ

Система налогообложения – это неотъемлемый элемент экономики любого современного развитого государства, обеспечивающий стабильность ее функционирования.

Чтобы эта система работала правильно, она должна быть построена в соответствии с определенными правилами – основными принципами налогообложения.

Налогообложение в Российской Федерации

Принципы, которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе. Стоит рассмотреть более подробно, как именно должны взиматься налоги в стране, и как обеспечивается соблюдение интересов граждан при этом.

Регулирование налоговой системы и отношения между ее участниками происходят при помощи главного документа этой сферы – Налогового кодекса РФ. В нем прописаны как общие требования и правила взимания налогов, так и более конкретизированные – по каждому из них.

Налоговая система России, по примеру большинства развитых стран, характеризуется большим количеством налогов, целью которых является воздействие на экономических субъектов и пополнение бюджета страны. Она состоит из трех звеньев:

  • налоги государственного уровня;
  • налоги, которые закреплены за отдельными регионами;
  • местные налоги.

Законодательно определены и установлены перечни налогов для каждого звена – это дополнительная гарантия налогоплательщику в том, что его не заставят платить какие-то дополнительные сборы.

Плательщиками могут являться как обычные граждане страны – при получении ими дохода или совершении определенных сделок, так и индивидуальные предприниматели и компании.

Последние имеют право выбрать наиболее приемлемую для себя систему налогообложения и отчислять все налоги в соответствии с ней.

Системы налогообложения малого бизнеса согласно Налоговому Кодексу России

Общая налоговая система РФ согласно НК делится на несколько видов и построена таким образом, что предприниматель может выбирать сам, по какой из них он хочет работать.

При приеме иностранца на работу необходимо проверить патент на действительность ФМС. Ведь содержать в штате сотрудника без официального разрешения на работу – достаточно рисковая затея. Она грозит в лучшем случае штрафом вашему юридическому лицу.

Конечно, для перехода на каждую из систем есть свои ограничения и условия – некоторые из них доступны лишь для установленного перечня видов деятельности.

Видео: что относится к системе налогообложения – общие правовые и экономические аспекты

Основные системы рассмотрены экспертом:

Стоит рассмотреть каждую из систем более подробно:

Общая по НК РФ

Самая первая, на которой начинает работать каждое вновь созданное предприятие или ИП. Условия данной системы автоматически присваиваются при регистрации (если сразу не было заявления о постановке на другую систему), но в дальнейшем могут быть изменены;

Это самая сложная и неудобная система для представителей малого бизнеса, поскольку приходится платить много разных налогов и готовить большой пакет отчетной документации.

Патентная

Доступна лишь для ИП и для ограниченного перечня видов деятельности. Суть системы в том, что предприниматель получает патент, работает на его основании и выплачивает фиксированные взносы. Данный документ действует лишь на той территории, на которой был оформлен, и список видов деятельности для него не особенно широк.

Как начать бизнес без вложений с нуля?

Состав и содержание бизнес-плана: читайте здесь.

УСН

Наиболее удобный и распространенный вариант, которым пользуются практически все представители сферы малого бизнеса. Большое количество налогов, которые есть на общей системе, заменяется одним (процент от суммы прибыли или величины полученного дохода). Отчетность также упрощена – декларацию по этому налогу нужно сдавать всего один раз в год.

ЕНВД

Налог оплачивается не на основании полученных результатов деятельности, а от вмененной суммы дохода. Конкретная величина суммы зависит от региона, на территории которого эта система действует (в каждом установлен свой коэффициент).

Перейти на ЕНВД могут лишь те предприниматели, которые занимаются установленной для этого деятельностью (перечень содержится в Налоговом кодексе).

ЕСХН

Данная система доступна только для предприятий сельскохозяйственной сферы (минимум 70% всей деятельности должно быть связано с этой сферой). Она заменяет налоги общей системы – вместо этого выплачивается один налог. Эта система не очень распространена в малом бизнесе, поскольку сельскохозяйственные предприятия в основном всегда крупные.

Для представителей малого бизнеса самой удобной является упрощенная система или же ЕНВД, поскольку в этом случае оплачивается меньшее количество налогов. Как следствие, предприниматель будет сдавать и меньший объем отчетности в налоговые органы.

Основные принципы

Автором первых в истории налоговых принципов был классик экономической теории Адам Смит (это были принципы удобства, справедливости, экономичности и определенности).

Хотя этим принципам уже больше 200 лет, большинство мировых налоговых систем построены именно в соответствии с ними. Что касается российских принципов, то они перечислены в Налоговом кодексе и также частично совпадают с принципами Смита. Выделяются такие принципы:

  1. Установленные налоги сборы должны выплачивать все лица – никто не освобожден от данного обязательства. При установлении суммы должны учитываться такие факторы, как платежеспособность и финансовое положение плательщика.
  2. Если какие-то сборы или взносы обладают признаками налога, но не установлены в качестве него Налоговым кодексом, ни один гражданин или экономический субъект не обязан их выплачивать.
  3. Налоговые ставки или льготы не могут устанавливаться в разной величине в зависимости от таких критериев, как гражданство физического лица или форма собственности юридического лица.
  4. Дискриминация при налогообложении недопустима: ни к кому не могут применяться особенные налоги и сборы за расовую, национальную, социальную или религиозную принадлежность.
  5. Все установленные налоги и сборы должны быть четко экономически обоснованы – не допускается их установление в произвольном порядке. Каждый налог имеет свое значение и свои цели, для которых он взимается.
  6. Если в законодательных документах или актах есть какие-то неточности, неясные моменты или противоречия, которые разрешить невозможно, то все они должны толковаться в пользу налогоплательщика.
  7. Запрещено устанавливать налоги таким образом, чтобы они препятствовали осуществлению законной деятельности предпринимателя (например, были препятствием для перемещения товаров или денежных средств).
  8. Все установленные сборы и налоги должны обладать четкими элементами налогообложения. Неотъемлемое право каждого налогоплательщика – знать, что именно он должен выплачивать, в какой срок, в какой величине и что является для этого основанием.
  9. Взимание налогов и сборов должно быть экономным и эффективным. Данный принцип означает, что расходы на эту процедуру должны быть меньше, чем сумма получаемых поступлений.
  10. Процедура взимания налогов должна быть легкой и удобной для плательщика – он не должен испытывать никаких неудобств относительно времени и места их уплаты.

Выполнение всех принципов одновременно не всегда возможно – это скорее идеальная система, к которой нужно стремиться, чем реальная практика работы налоговой системы. Взимание различных налогов с разных групп налогоплательщиков имеет свои особенности, что приводит к противоречиям некоторых принципов и их частичному несоблюдению.

Расписанный бизнес-план кальянной – читайте здесь.

Список лучших франшиз: анализ ситуации.

Задачи

Принципы налогообложения – это те правила, в соответствии с которыми происходит начисление налогов и их взимание со всех установленных плательщиков. Их возникновение пришлось на конец 18 века, и в течение последующих лет они дополнялись новыми важными положениями.

Целью принципов является соблюдение при налогообложении интересов обеих сторон дела: государства и налогоплательщика. Они устанавливают, что, с одной стороны, каждый гражданин должен платить налоги, но с другой, что эти налоги должны взиматься только в законном порядке. Еще одна задача принципов – это обеспечение законности взимания налогов, соблюдение конституционных положений и прав каждого гражданина.

Налоговые принципы являются продолжением и более полным дополнением общих принципов Конституции – они конкретно и подробно раскрывают их смысл именно в налоговой сфере.

При нарушении принципов налогообложения, можно говорить и о нарушении основных конституционных положений.

Актуальность

Основой современных принципов налогообложения являются классические, которые были выделены в прошлых и позапрошлых веках классиками экономической науки. Они не теряют своей актуальности и по сей день используются в налогообложении многих стран – вместе с дополнительными, более современными принципами.

Соблюдение принципов необходимо, поскольку так определяется порядок взимания налогов, обеспечивается законность этой процедуры. Они показывают, насколько развита налоговая система государства и в каком направлении нужно двигаться дальше, чтобы достичь лучшего результата.

Налоговая сфера является одной из основ построения эффективной экономики страны, поскольку налоговые поступления формируют тот денежный фонд, при помощи которого будет функционировать государство.

Чтобы налоги и сборы взимались с соблюдением всех конституционных прав, они должны учитывать основные принципы налогообложения. Основная цель принципов – гарантировать соблюдение прав всех граждан и предприятий, а также реализовать их обязанность платить налоги в бюджет государства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector