Регистрация права муниципальной собственности на недвижимое имущество
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Регистрация права муниципальной собственности на недвижимое имущество

Статья 2. Государственная регистрация права муниципальной собственности

Статья 2. Государственная регистрация права муниципальной собственности

1. Право муниципальной собственности, другие вещные права на принятое, приобретенное и вновь созданное недвижимое имущество, а также право хозяйственного ведения и оперативного управления, аренда, доверительное управление, сервитут, ипотека подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

При отсутствии государственной регистрации права муниципальной собственности документом, подтверждающим право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в соответствии с действующим законодательством, является выписка из Реестра.

2. Регистрацию права муниципальной собственности на недвижимое имущество осуществляет функциональный орган Администрации города Алушты в сфере имущественных отношений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Осуществление государственной регистрации права муниципальной собственности, изготовление технической документации на объекты муниципальной собственности, включенные в Реестр, но не зарегистрированные в установленном порядке, осуществляется функциональным органом Администрации города Алушты в сфере имущественных отношений по мере выделения средств местного бюджета на вышеуказанные цели.

3. Муниципальные унитарные предприятия регистрируют право хозяйственного ведения на недвижимое имущество за счет собственных средств. Муниципальные учреждения регистрируют право оперативного управления на недвижимое имущество за счет средств, предусмотренных в смете.

Контроль за надлежащим исполнением муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями обязанностей, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляют отраслевые (функциональные) органы Администрации города Алушты Республики Крым, курирующие соответствующие муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения.

4. Муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, приобретающие и вновь создающие объекты недвижимого имущества, обязаны представить в функциональный орган Администрации города Алушты в сфере имущественных отношений все правоустанавливающие документы для регистрации права муниципальной собственности и внесения в Реестр сведений об объектах муниципальной собственности.

5. Ответственными за подготовку и оформление документов для государственной регистрации являются:

1) договоров аренды нежилых помещений и имущества – арендаторы; (в случаях, предусмотренных условиями конкурса, либо в случаях приведения договоров аренды, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, в соответствие с действующим законодательством);

2) ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав на муниципальную собственность правами третьих лиц – приобретающие данные права лица;

3) при отчуждении права собственности – приобретающее право собственности лицо;

4) в случае принятия решения о проведении реконструкций, иных работ, ведущих к изменению конструктивных и технических параметров зданий и сооружений (помещений), заинтересованной стороне необходимо получить согласие собственника муниципального имущества на проведение работ с уточнением видов, количества и стоимости работ, разрешительную документацию, произвести оформление проектно-сметной документации.

По окончании работ, повлекших изменение технических параметров зданий, сооружений (помещений), заинтересованной стороне необходимо произвести оформление технической инвентаризации в БТИ, внести изменения в кадастровый паспорт объекта и в государственную регистрацию права.

6. Ответственным за подготовку и оформление документов для государственной регистрации, и осуществление государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на объекты муниципального жилищного фонда является Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым.

7. Держателем подлинников свидетельств о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на недвижимое имущество, за исключением муниципального жилищного фонда, является функциональный орган Администрации города Алушты в сфере имущественных отношений.

Держателем подлинников свидетельств о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым на муниципальный жилищный фонд является уполномоченный орган Администрации города Алушты Республики Крым по жилищным вопросам.

Расходование средств на организацию и проведение приватизации объектов муниципальной собственности осуществляется по следующим видам затрат:

– подготовка технической документации на объект муниципальной собственности;

– оценка объектов муниципальной собственности для определения их рыночной стоимости и установления начальной цены;

– организация продажи объектов муниципальной собственности, включая привлечение с этой целью профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц;

– публикация информационных сообщений о продаже и результатах сделок приватизации объектов муниципальной собственности в определенных в установленном порядке средствах массовой информации.

Размер затрат на организацию и проведение приватизации объектов муниципальной собственности составляет 10 процентов суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенных объектов муниципальной собственности, но не более фактических расходов по видам вышеуказанных затрат.

>
Порядок формирования и ведения Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ.
Содержание
Решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 января 2015 г. N 7/19 “Об утверждении Положения о порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Как зарегистрировать права на недвижимость

1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?

Государственной регистрации права — внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) — подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, — это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

“>создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.

3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?

Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

Читать еще:  Театр реализует бывшее в употреблении имущество НДС

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За государственную регистрацию прав предусмотрена государственная пошлина .

4. Как подать документы на регистрацию права?

Подать документы на регистрацию прав на недвижимость можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы». Если регистрируемая недвижимость находится за пределами Москвы, подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

Сотрудники приемной Росреестра и работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

По почте

Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для регистрации прав на недвижимость или регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой на кадастровый учет. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–15 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи документов. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о правах на недвижимость вам может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть погашена .

8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?

В центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:

  • предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех центрах «Мои документы».

Подробнее можно узнать на сайте центров «Мои документы» или по телефону единой справочной службы Москвы: 8 (495) 777-77-77.

Письмо Росреестра от 24.05.2017 N 14-06470-ГЕ/17 (вместе с Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 “О рассмотрении обращений”)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 24 мая 2017 г. N 14-06470-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии писем Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 по вопросам: возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты, как различного рода площадки, футбольное поле; государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 марта 2017 г. N Д23и-1631

Департамент недвижимости Минэкономразвития России в связи с обращением по вопросу возможности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества, как различного рода площадки, футбольное поле (далее – площадки), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”).

Более четких количественных и качественных характеристик таких объектов, как сооружения, а также иных критериев, позволяющих отнести их к объектам недвижимого имущества, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества, действующее законодательство не содержит.

По мнению Департамента недвижимости, при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на площадки следует учитывать следующее.

Читать еще:  Получить сведения о недвижимом имуществе человека

Исходя из положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 ГрК РФ удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий – наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии со статьей 24 Закона N 218-ФЗ документом, в котором указаны сведения о сооружении, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, является технический план, который готовится кадастровым инженером.

По мнению Департамента недвижимости, установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ.

Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Учитывая изложенное, вопрос отнесения площадок к объектам недвижимости должен рассматриваться на стадии получения разрешительной документации, а также при проведении кадастровых работ.

Вместе с тем, следует принимать во внимание позицию судов, в соответствии с которой вопрос отнесения подобных объектов к объектам недвижимости рассматривается не только исходя из качественных характеристик объекта, но и исходя из оснований возникновения прав на такие объекты (см. например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 305-ЭС15-12931).

Дополнительно обращаем внимание, что Концепцией изменений федерального законодательства, направленных на создание правового режима единого объекта недвижимости, разработанной на основании поручений Правительства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N ИШ-П13-5910, от 4 апреля 2016 г. N ИШ-П13-1858, предусматривается совершенствование оснований отнесения объектов к недвижимому имуществу, в том числе уточнение понятия недвижимости двумя дополнительными признаками: признания за вещью самостоятельного хозяйственного значения и обязательным кадастровым учетом вещи в качестве объекта недвижимости.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2017 г. N Д23и-2383

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (далее – постановление N 3020-1), сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Отмечаем также, что решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

На основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению 3020-1 предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно статье 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ “О почтовой связи” имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

В этой связи, по мнению Департамента недвижимости, постановление N 3020-1 может являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы до вступления в силу постановления N 3020-1.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра федерального имущества, содержащей сведения о документе-основании возникновения права собственности Российской Федерации – постановлении N 3020-1.

В качестве документа, подтверждающего принадлежность объектов недвижимости к объектам связи (если из наименования объекта указанное не следует) полагаем возможным представление соответствующих документов, подтверждающих использование данных объектов по целевому назначению, представлены, например, письма органов местного самоуправления, подтверждающие размещение (использование в целях организации услуг почтовой связи) в таких объектах недвижимости организаций почтовой связи или используемых такой организацией объектов недвижимости в соответствующих целях.

При этом истребование документов, подтверждающих ведомственную принадлежность объектов, а также документов, послуживших основанием для включения указанных объектов в реестр федерального имущества, по мнению Департамента недвижимости, в ряде случаев является избыточным.

Отмечаем также, что по информации Росреестра указанное основание является не единственным основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Государственными регистраторами принимаются решения об отказе регистрации прав по причинам несоответствия сведений об объекте в правоустанавливающем документе сведениям Единого государственного реестра недвижимости, наличия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.А.СПИРЕНКОВ

Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Формирование муниципальной собственности осуществляется как общегражданскими способами, так и специфическими, присущими исключительно данной форме собственности (см. ст. 218 ГК РФ).

Общегражданские способы:

а)изготовление новой вещи (органы местного самоуправления могут, например, создать новое муниципальное унитарное предприятие);

б)приобретение плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования имущества (например, вся продукция, производимая муниципальным унитарным предприятием, получаемый им доход поступают в муниципальную собственность);

а)приобретение имущества у прежнего собственника по договорам купли-продажи, мены и дарения (органы местного самоуправления вправе заключать любые гражданские договоры, приобретая имущество в муниципальную собственность);

б)получение имущества в наследство (отчуждение имущества в порядке наследования по завещанию в пользу муниципального образования было распространено в дореволюционной России, не возбраняется это и действующим законодательством).

Читать еще:  Налог на имущество при дарении квартиры родственнику

в)разновидности общегражданского способа возникновения у муниципалитета производного владения предусмотрены также ст. ст. 226, 233, 237 ГК РФ.

К специфическим, присущим исключительно муниципальной форме собственности, относят следующие способы обращения в муниципальную собственность:

•бесхозяйных недвижимых вещей (ст. 225 ГК РФ);

•находки, от приобретения которой в собственность нашедший отказался (ст. 228 ГК РФ);

•безнадзорных животных при отказе лица, у которого они содержались, от приобретения их в собственность ( ст. 231 ГК РФ);

•имущества, которое не может принадлежать лицу (ст. 238 ГК РФ).

Наибольшее значение в процессе формирования муниципальной собственности имеет передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность.

Такая передача регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (далее в этой лекции – Постановление) и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп.

Постановление из всей массы существовавшей в то время государственной собственности четко и однозначно выделило группу объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.

Положение установило этапы процедуры передачи конкретных объектов в муниципальную собственность и оформления прав собственности.

Объекты права муниципальной собственности учитываются в реестре муниципальной собственности. В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».

Регистрация права собственности.

В соответствии с действующим законодательством одним из способов приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества является разграничение государственной собственности в РФ.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” (ред. 21.07.93, с изм.10.09.93, далее – Постановление) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Передача из государственной собственности в муниципальную собственность объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утв. распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп (далее – Положение).

Пункт 1 Указа от 22.12.93 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в РФ” предоставил органам местного самоуправления полномочия самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению. Поскольку Указом не определен орган местного самоуправления, которым должны быть утверждены указанные перечни, следовательно, они могут быть утверждены как представительным, так и исполнительным органом в зависимости от распределения компетенции в соответствии с нормативными актами местного уровня. Более того, данная позиция подтверждена практикой арбитражных судов, из которой следует, что объекты, содержащиеся в Приложении 3 к Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу указания закона и независимо от того, какой орган утвердит перечни (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 №15 “Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий”).В итоге муниципальное имущество, включенное в зарегистрированные либо утвержденные в установленном порядке перечни, подлежало пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности.Соответственно в зависимости от порядка, действовавшего на момент включения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, правоустанавливающими документами, представляемыми для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект, могут являться решение Совета народных депутатов либо постановление (решение, распоряжение) органа местного самоуправления, которыми утверждены перечни объектов муниципального имущества.

Помимо прочего, из содержания п. 5 вышеуказанного Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 N 15 также следует, что поскольку объекты, перечисленные в Приложении 3 к Постановлению, отнесены к муниципальной собственности непосредственно в силу положений данного Постановления, такие объекты могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности. То есть отсутствие утвержденного перечня указанных объектов не свидетельствует о том, что они не являются объектами муниципальной собственности.

Исходя из этого, в случае отсутствия зарегистрированных либо утвержденных в установленном порядке перечней объектов муниципального имущества, основанием для включения объекта в реестр муниципального имущества, и соответственно, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на такие объекты будет выступать Постановление ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1.

При внесении же объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности (сделки, судебные решения и др.) правоустанавливающими документами для проведения государственной регистрации будут являться соответствующие требованиям действующего законодательства документы, послужившие основаниями приобретения объектов недвижимости на праве собственности.

Кроме того, независимо от процедуры, действовавшей при включении объекта недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также при отнесении объекта к муниципальной собственности по иным основаниям, в качестве документа, подтверждающего Факт закрепления права собственности на такой объект за муниципальным образованием на момент обращения за государственной регистрацией, к заявлению о государственной регистрации, представленному в учреждение юстиции по регистрации прав, наряду с правоустанавливающими документами требуется приложение выписки из реестра муниципального имущества.

В связи с этим, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, отнесенный к муниципальной собственности в силу Приложения 3 к Постановлению либо по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности, выписка из реестра муниципального имущества на указанные объекты должна содержать данные, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, а также сведения о документе, который послужил основанием для включения объекта в реестр и позволяет установить процедуру, действовавшую на момент передачи объекта в муниципальную собственность.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчёты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector