Розыск имущества должника конкурсным управляющим ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Розыск имущества должника конкурсным управляющим

Розыск имущества должника в исполнительном производстве

Основной целью исполнительного производства является защита имущественных интересов кредиторов. Исполнительный розыск – крайняя мера, имеющаяся в арсенале ФССП. Она применяется, если иные меры поиска, запросы в государственные и коммерческие инстанции, не дали результатов. Обычно такая ситуация складывается при переезде или длительном отсутствии должника по месту прописки.

Нормы законодательства

ФЗ «Об исполнительном производстве» N229-ФЗ дает определение исполнительному розыску, указывает на основания его применения, описывает общую процедуру проведения. Приказ Минюста N 192 утверждает четкий регламент действий приставов при исполнении функции розыска должника.

Отличие розыска должника от розыска его имущества

В общем смысле розыск можно характеризовать, как комплекс действий по установлению места жительства должника и по выявлению имеющейся у него собственности. Если исполнительный лист подразумевает отчуждение движимой собственности, которую можно изъять и реализовать на торгах без участия злостного неплательщика, розыск самого физического лица не проводится. Решения суда, требующие непосредственного розыска ответчика, федеральным законом №229 сводятся к четырем основаниям:

  • ИП содержит требования об уплате алиментов и возмещении морального и физического вреда;
  • назначено отбывание обязательных работ;
  • речь идет о покрытии ущерба, причиненного преступлением;
  • судом взыскивается штраф в пользу государства.

Вывод: Если судебное решение содержит требования, которые невозможно применить без присутствия должника, то пристав-исполнитель объявляет розыск самого́ должника или его собственности. Если привести в силу решение суда можно без присутствия ответчика, розыск должника не осуществляется.

Основания для розыска

Разыскные действия инициирует постановление пристава-исполнителя о розыске должника или имущества, утвержденное старшим судебным приставом. В течение 3-ех дней с момента утверждения постановления сотрудники ФССП заводят разыскное дело и разрабатывают план мероприятий по нему.

Пристав может объявить розыск должника и его имущества по собственной инициативе или по заявлению кредитора, если речь идет о защите государственных интересов, взыскании алиментов, возмещении причиненного ущерба и вреда здоровью, взыскании штрафа, отбывания наказания в виде обязательных работ. В иных случаях приставы должны руководствоваться заявлением взыскателя. При этом подать заявление кредитор имеет право, если сумма требований исполнительного листа более 10 тыс. рублей.

Кто может разыскивать имущество должника

Вопрос о том, кто может объявлять розыск, волнует всех должников по кредитам, налоговым сборам, алиментам и прочим обязательным платежам. Таким гражданам важно отличать законные требования от «уловок» кредиторов и коллекторов.

Нет закона, запрещающего третьему лицу искать, собирать и анализировать информацию об имуществе должника. Именно таким поиском и занимаются коллекторы, «службы возврата долгов» и частные детективные агентства. А вот проводить разыскные мероприятия уполномочена только ФССП, привлекая при необходимости сотрудников МВД.

Судебный пристав

После получения постановления пристав-исполнитель по розыску, уполномочен проводить утвержденный список мероприятий:

  1. В первую очередь направляет запросы в контрольные, надзорные и регистрирующие органы государственной власти о предоставлении сведений о должнике и имуществе. Срок получения ответа на такие запросы составляет менее 10 дней.
  2. Производит опрос граждан около предполагаемых мест нахождения должника, соседей, коллег.
  3. В случае поступления данных о смене местонахождения должника направляет разыскное задание в нужное подразделение ФССП.
  4. Оперативно анализирует полученную информацию, уточняет эффективные направления розыска.
  5. При определении нового места проживания должника или хранения его собственности передает полученные сведения судебному приставу-исполнителю, ведущему это дело.

Конкурсный управляющий

В ФЗ №127, регулирующем процедуру банкротства, описаны функции арбитражного управляющего. Среди прочих обязанностей выделено осуществление мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества банкрота для последующего включения в конкурсную массу. Такие действия, по сути, и являются розыском имущества.

Полномочия КУ

Разыскные действия управляющего фактически сводятся к запросу сведений в следующих организациях:

  • Администрация населенного пункта по месту прописки.
  • ГИБДД — КУ может запросить не только перечень зарегистрированных транспортных средств, но и информацию о проведенных сделках за последние 3 года.
  • ГОСТЕХНАДЗОР сообщит о самоходных машинах, тракторах, дорожной и строительной технике, числившейся за банкротом в последние годы,
  • ИНФС предоставит информацию о налоговых отчислениях.
  • Кадастровая палата располагает сведениями о сделках с недвижимостью.
  • Комитет по земельным ресурсам фиксирует сделки с землей.
  • МЧС регистрирует плавательные и воздушные средства.
  • Роспатент фиксирует данные об интеллектуальной собственности.
  • Миграционная служба знает о фактическом месте жительства должника.
  • Фонд ОМС сообщит о зафиксированных случаях обращения в лечебные учреждения.

Приведенный список является открытым, т. е. полномочия управляющего им не ограничиваются. С другой стороны, КУ не наделен правами принудительного исполнения. В случае возникновения разногласий с должником о составе конкурсной массы управляющий обязан подать ходатайство в Арбитражный суд, а затем обращаться к приставам с исполнительным листом.

Заявление о розыске

Чтобы возбудить разыскное дело, кредитор должен подать заявление о розыске имущества в ответственное подразделение ФССП. Документ лучше адресовать тому же приставу, который уже занимается взысканием по имеющемуся исполнительному листу. В заявлении следует указать:

  • Ф. И. О. должника;
  • номер исполнительного производства и исполнительного листа;
  • сумму долга. Если ранее производились платежи по данному листу, нужно указать информацию о последнем;
  • просьбу объявить розыск на основании ст. 65 ФЗ №229 по причине неэффективности предпринятых исполнительных действий;
  • известные сведения об ответчике, его месте пребывании, имеющейся собственности.

Розыск имущества — обязанность, а не право пристава

Закон «Об исполнительном производстве» не содержит ограничений по розыску имущества должника в зависимости от категории спора. Судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о розыске имущества должника независимо от характера требований, содержащихся в исполнительном документе, если об этом ходатайствует взыскатель (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11498/11).

Решением арбитражного суда с предпринимателя в пользу общества взыскана компенсация за нарушение авторских прав. Суд выдал обществу исполнительный лист на принудительное исполнение этого решения. Взыскатель обратился к приставам с заявлением о возбуждении исполнительного производства. В заявлении общество ходатайствовало применить меры принудительного исполнения и информировать о совершении исполнительных действий. Судебный пристав возбудил исполнительное производство. Были сделаны запросы в ИФНС, ГУВД, БТИ, УФРС, УПФ. От всех инстанций пришли уведомления, что имущества, зарегистрированного на каком-либо праве, у должника нет. По информации, предоставленной коммерческими банками, счетов у предпринимателя тоже не оказалось.

Пристав выехал по месту регистрации должника и наложил арест на обнаруженное имущество, после чего оно было передано на реализацию. Однако вырученных денег не хватало, чтобы покрыть даже половину суммы взыскания по исполнительному листу. Ситуацию осложняло и то обстоятельство, что предприниматель задолжал налоговой инспекции и Пенсионному фонду. Пристав объединил все исполнительные производства в сводное производство и перевел денежные средства, полученные от реализации имущества должника, в пользу ИФНС. Затем пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства. На основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229‑ФЗ) исполнительный документ был возвращен обществу. Указанный пункт предусматривает такой исход дела, если невозможно установить местонахождение должника и принадлежащего ему имущества, в том числе банковских счетов с деньгами.

Общество не удовлетворили результаты работы приставов. Ведь суд назначил компенсацию, а взыскать не удалось ни копейки. Пристав не информировал заявителя о ходе исполнительного производства. Не удовлетворил он и ходатайство об объявлении розыска имущества должника. Общество посчитало, что его права нарушены бездействием пристава, и обратилось в суд с требованием признать постановление об окончании исполнительного производства незаконным.

Требования заявителя были удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие пристава, выразившееся в том, что он не известил общество о времени и месте исполнительных действий. В удовлетворении остальных требований взыскателя было отказано.

Доводы заявителя, что пристав проигнорировал ходатайство, не объявил имущество должника в розыск и тем самым нарушил права общества, суд признал несостоятельными по следующим основаниям. Закон строго ограничивал категории исполнительных документов, по которым может быть вынесено постановление о розыске имущества должника (ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ в редакции от 27.07.2010). Исполнительный лист с требованием о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и судебных расходов к этой категории не относился. И в данном случае исполнительное действие «розыск имущества должника» не могло быть произведено. Поэтому пристав, который не вынес постановление о розыске имущества должника и не произвел это исполнительное действие, не нарушил прав и законных интересов общества.

Суд также не усомнился в законности постановления о прекращении исполнительного производства. Ведь пристав совершил необходимые действия по выявлению имущества должника: сделал все необходимые запросы, произвел выездные мероприятия, арестовал и передал на реализацию обнаруженное имущество должника. Несколько исполнительных производств были объединены в одно смежное на законных основаниях (ч. 1 ст. 34 Закона № 229-ФЗ). Погашение требований ИФНС в первоочередном порядке также не проти­воречит закону. В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотрена очередность распределения денежных средств. И требования по обязательным платежам в бюджет (в данном случае ИФНС, третья очередь) имеют приоритет перед требованиями общества (четвертая очередь). Таким образом, пристав изыскал и реализовал имущество должника, удовлетворил требования взыскателей в порядке очередности, предусмотренной законом, и вынес постановление об окончании исполнительного производства, возвратив обществу исполнительный документ (ч. 3 ст. 46 Закона № 229-ФЗ). Исполнительное производство было окончено (п. 3 ч. 1. ст. 47 Закона № 229-ФЗ).

Читать еще:  Приватизация выморочного имущества

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменения. Но общество это не удовлетворило. Заявитель по-прежнему считал, что пристав должен был объявить розыск имущества должника. Тем более что в судебной практике существуют разные подходы к данной проблеме.

В одних случаях суды буквально трактовали ст. 65 Закона

№ 229­ФЗ, содержащую исчерпывающий перечень исполнительных документов, по которым могло быть вынесено постановление о розыске имущества должника (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.2009 по делу № А03-7262/2008). В других случаях суды указывали, что положения ст. 65 Закона № 229-ФЗ позволяли запустить исполнительную процедуру «розыск имущества должника» по любому исполнительному документу на основании заявления взыскателя (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2010 по делу № А45-9557/2010 и Московского округа от 16.12.2010 по делу № А40-88395/10-111-511).

Президиум ВАС РФ признал требования общества правомерными. Решения нижестоящих судов были частично отменены. Высший суд признал незаконным бездействие пристава, который не вынес постановление об объявлении розыска имущества должника. Незаконным было признано и постановление об окончании исполнительного производства. Судебная коллегия не усмотрела в положениях Закона № 229-ФЗ (в редакции, действовавшей во время осуществления исполнительного производства по данному делу и судебных разбирательств судов нижестоящих инстанций) ограничений розыска в зависимости от категорий спора. Позиция коллегии изложена в Определении о передаче дела в Президиум суда следующим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Обращаясь с таким документом, взыскатель вправе заявить об объявлении розыска должника и его имущества. Обязанность принять меры по свое­временному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на пристава ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Согласно этой статье пристав объявляет в розыск должника или его имущество. Разыскные действия относятся к числу исполнительных действий (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ). По своему назначению указанные действия предшествуют принудительному исполнению исполнительных документов. При этом судебный пристав принимает все допустимые законом меры по отысканию имущества должника. Поводом для объявления в розыск служит отсутствие сведений о местонахождении должника и его имущества. По основаниям, зафиксированным в действовавшей на момент возбуждения исполнительного производства ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ, пристав выносил постановление о розыске сам или по заявлению взыскателя. В соответствии с ч. 4 упомянутой статьи розыск имущества должника-гражданина судебный пристав осуществлял по заявлению взыскателя. Поэтому пристав не мог не вынести постановление о розыске имущества должника, если взыскатель подал об этом заявление.

Закон изменился — проблема осталась

На данный момент оглашена только резолютивная часть постановления Президиума ВАС РФ. Каким образом суд мотивирует свое решение, будет понятно после изготовления полного текста постановления. Но уже сейчас ясно, что арбитры не усмотрели в редакции ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действовавшей в период спора, оснований для отказа в совершении мероприятий по розыску имущества должника, на которые ссылались приставы.

В ходе рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ был затронут интересный вопрос. Исполнительные действия перечислены в ст. 64 Закона № 229-ФЗ. А какие действия относятся к разыскным, в законе не указано. На это и обратил внимание представитель службы судебных приставов. Ведь пристав по настоящему делу предпринял весь комплекс мер по отысканию имущества должника, совершив предусмотренные ст. 64 Закона

№ 229-ФЗ исполнительные действия (запросил необходимые сведения в различных органах и коммерческих структурах, произвел их оценку, осуществил выездные мероприятия). И вынесение постановления о розыске имущества должника, по мнению представителя службы, было нецелесообразным. Ведь разыскные мероприятия по сути сводились бы к совершению тех же исполнительных действий, то есть дублировали бы их. Ситуацию не проясняет и приказ Мин­юста России от 21.09.2007 № 192 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)» ( далее — Регламент). Пункт 2.1 Регламента предусматривает административные процедуры розыска, среди которых организация розыска имущества должника и выполнение мероприятий по розыску, ведение разыскного дела. Причем названные мероприятия по сути сводятся к выполнению неких технических процедур (заведение и регистрация разыскного дела) и подготовке запросов и получении информации от государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции об имуществе гражданина (п. 2.14.1 Регламента). То есть выполнение исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона № 229-ФЗ, но теперь уже в процессе ведения разыскного дела.

Вместе с тем Закон № 229-ФЗ предусматривает такую процедуру, как розыск должника или его имущества. И Президиум ВАС РФ признал неправомерным бездействие пристава, который не вынес постановление о розыске имущества должника по ходатайству взыскателя. Пусть даже пристав предпринял все меры по отысканию имущества должника в рамках проведения исполнительных действий.

Отметим, что новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ, действующая с 1 января 2012 г., также предусматривает лишь право пристава объявить розыск имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идет об исполнении требований, не содержащихся в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Поэтому вполне возможно, что, если пристав откажет взыскателю, основываясь на том, что розыск — это право, а не обязанность, дело снова может дойти до Президиума ВАС РФ.

Во время возбуждения исполнительного производства и рассмотрения дела в судах нижестоящих инстанций перечень исполнительных документов, по которым пристав может объявить розыск имущества должника, содержался в ч. 1 ст. 65 Закона № 229-ФЗ. Это исполнительные документы, включавшие в себя требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка.

С 1 января 2012 г. действует новая редакция ст. 65 Закона № 229-ФЗ (изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Указанный перечень перекочевал в ч. 3 ст. 65 Закона № 229-ФЗ.

Розыск должника-организации и имущества должника

Исполнительное производство является окончательным этапом защиты и восстановления нарушенного права. Без надлежащего исполнения решений судов невозможно эффективное функционирование любой судебной системы, оно является важным гарантом права на судебную защиту, установленную статьёй 46 Конституции РФ. Указанное соответствует статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и практике Европейского Суда по правам человека . Задачей исполнительного производства является удовлетворение требований взыскателя.

Однако, исполнение судебного акта в порядке, установленном российским законодательством, не всегда приводит к выполнению поставленной задачи. Зачастую взыскание присуждённого судом становится невозможным. Так, на любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника, должник скрывает место нахождения своего имущества, а принимаемые приставом меры оказываются неэффективными. Подобные ситуации случаются в настоящее время весьма часто. Одним из наиболее эффективных правовых инструментов исполнительного производства в данном случае может являться розыск должника.

Институту розыска должника, его имущества посвящена статья 65 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»). Сразу следует отметить, что в предыдущей редакции данной статьи говорилось фактически о двух видах розыска: розыск ребёнка, а в большинстве случаев и розыск должника-гражданина осуществлялся органами внутренних дел, остальные виды розыска, в частности розыск должника-организации и имущества должника относились к компетенции судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП). Хотя поправки, внесённые в статью 65 законом от 03.12.2011 почти полностью изменили содержание соответствующих норм, выделение двух видов розыска по указанному критерию остаётся целесообразным хотя бы с методологической точки зрения. В своей работе я сосредоточу своё внимание именно на розыске должника-организации, его имущества, рассмотрев при этом наиболее спорные вопросы, существующие в данной сфере.

Розыск должника-организации, имущества должника осуществляется в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (организации или гражданина), утверждённого Приказом Министерства Юстиции РФ от 21 сентября 2007 г. № 192 (далее – Регламент). Данный акт регулирует процедуру розыска более подробно, чем нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», фактически дополняя положения закона. В то же время Регламент содержит в основном положения, регулирующие процедурные, технические вопросы. Так, в п. 2.1 Регламента содержится перечень административных процедур, включаемых в исполнение государственной функции розыска должника-организации и имущества должника. К ним относятся: организация розыска, обеспечение расходов по розыску, ведение розыскного дела, выполнение мероприятий по розыску, осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску и порядок обжалования деяний и решений должностных лиц в ходе осуществления розыска. Дальнейшие положения регулируют процесс выполнения указанных процедур.

Розыск должника, имущества должника объявляется судебным приставом-исполнителем в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества. Основанием объявления розыска является постановление пристава, утверждённое старшим судебным приставом. В п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» указывается, что по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, а также по исполнительному документу, содержащему требования об отобрании ребёнка. По исполнительным документам, содержащим иные требования, согласно п. 5 указанной статьи, пристав может объявить розыск только при наличии заявления взыскатель и соблюдении ряда иных условий, касающихся размера требований и невозможности их исполнения в отсутствие должника. Таким образом, большинство авторов выделяют обязательный розыск и факультативный розыск .

Читать еще:  Как делится имущество при разводе гражданского брака?

В то же время в судебной практике долгое время спорным оставался вопрос о возможности проведения приставом факультативного розыска. Так, Высший арбитражный суд РФ (далее – ВАС РФ) в Определении от 06.07.2009 № ВАС-6210/09 указал, что возбуждение розыска по исполнительному листу, не указанному в п. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» (аналогичному п. 3 ст. 65 в ныне действующей редакции) произведено быть не может. При этом, ряд арбитражных судов указывал на неоднозначность такой правовой позиции, поскольку п. 4 ст. 65 в действовавшей на тот момент редакции фактически устанавливал возможность осуществления розыска по любому исполнительному листу . Впоследствии рассматриваемые положения ФЗ «Об исполнительном производстве» были изменены на более точные, а ВАС РФ изменил свою правовую позицию, указав на обязанность судебных приставов-исполнителей выносить постановление о розыске имущества должника вне зависимости от характера содержащихся в исполнительном документе требований , что соответствует статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», устанавливающей обязанность приставов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Однако, новые правовые позиции ВАС относятся к отношениям, регулировавшимся нормами старой редакции статьи 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Следует учитывать, что новая редакция также предусматривает лишь право пристава объявить розыск должника, имущества должника по заявлению взыскателя, если речь идёт об исполнении требований, не содержащихся в п. 3 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве». Поэтому вполне вероятно появление новых актов ВАС РФ, рассматривающих данный вопрос.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту нахождения должника, его имущества. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, а затем направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыску. Согласно указанному выше Регламенту, непосредственное осуществление функций по розыску должника-организации и имущества должника возлагается на судебных приставов-исполнителей специальных структурных подразделений территориальных органов ФССП, наделённых полномочиями по розыску. Судебный пристав-исполнитель по розыску на основании постановления о розыске выносит постановление о заведении розыскного дела. При этом, судебная практика исходит из того, что судебный пристав-исполнитель по розыску не вправе оценивать целесообразность розыска должника, его имущества. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 января 2012 г. по делу № А33-11304/2011 указал, что вынесение приставом по розыску постановления об отказе в заведении розыскного дела не предусмотрено Регламентом и противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве».

Спорным является вопрос о конкретном содержании розыска должника-организации, имущества должника. В законодательстве нет четкого определения розыска, а его содержание раскрывается непоследовательно. В отношении розыска имущества должника на практике обычно выделяются два подхода к содержанию розыска: розыск как комплекс действий по установлению места нахождения имущества должника и розыск как комплекс действий по выявлению имущества должника . Всё это приводит к определённой путанице и отождествлению понятия розыска с запросом судебным приставом-исполнителем необходимой информации. Так, в ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» розыск должника, его имущества и запрос необходимых сведений у физических лиц, организаци1й и органов рассматриваются как отдельные исполнительные действия. В то же время, в Регламенте указывается, что судебный пристав-исполнитель по розыску при осуществлении возложенных на него полномочий по розыску должника-организации и имущества должника, в частности, на основании запросов получает информацию из государственных органов, осуществляющих контрольные, надзорные и регистрирующие функции, о должнике-организации и имуществе должника. На практике подобные действия могут осуществляться судебным приставом-исполнителем, на исполнении у которого находится исполнительное производство, являясь при этом отдельным видом исполнительных действий. Суды также не проводят четкого различия между розыскными действиями и другими мероприятиями по поиску имущества должника, указывая в то же время, что розыск должника и его имущества следует отличать от поиска .

Так, 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении № 15АП-6672/2011 от 29.08.2011 указал, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, осуществляет тот же перечень мероприятий, которые применяют судебные приставы-исполнители, на исполнении у которых находится исполнительное производство. Также суд в мотивировочной части Постановления указал на принятое начальником территориального органа ФССП решение не проводить мероприятия по розыску в связи с полнотой и достаточностью уже произведённых исполнительных действий. Более, того, суд сделал интересный вывод о том, что судебный пристав-исполнитель, наделённый функциями по розыску, является процессуальной фигурой, на которого возложены функции по дополнительному контролю за соблюдением судебными приставами-исполнителями, осуществляющими принудительное исполнение решений судебных и иных уполномоченных органов, прав и законных интересов взыскателей по исполнительным производствам. Исходя из анализа положений законодательства и практики их применения, можно в какой-то мере согласиться с этой точкой зрения, хотя в таком случае и представляется сомнительной необходимость формулировки норм о розыске должника, его имущества в их ныне существующим варианте. Целесообразно было бы, на мой взгляд, законодательно отграничить розыск должника-организации, имущества должника от поиска.

Заметной новеллой в законодательстве о розыске должника-организации, имущества должника стало закрепление права судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности. До принятия указанных поправок в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» многие авторы указывали на наличие у частных детективов более эффективных возможностей для проведения розыска по сравнению с приставами. В то же время детективы не наделены правами по принудительной реализации судебных актов, а судебные приставы-исполнители зачастую не могли использовать полученную от детективов неофициальную информацию. Закон, принятый в декабре 2011 года, разрешил частным детективам предоставлять новую услугу – поиск должника, его имущества по исполнительному производству, а приставам – брать полученные сведения в работу. При этом, использование сведений возможно только по заявлению взыскателя, что исключает возможность возникновения коррупции в отношениях между приставами и частными детективами. Взыскатель должен будет нанимать детективов за свой счёт. В настоящее время в ряде органов ФССП разрабатываются документы, призванные регламентировать взаимодействие приставов и детективов.

Розыск должника-организации и имущества должника прекращается вынесением судебным приставом-исполнителем по розыску постановления о прекращении розыскного дела, утверждаемого старшим судебным приставом. Основаниями для прекращения розыска являются: установление места нахождения должника-организации или имущества должника; выполнение всех мероприятий по розыску, предусмотренных планом розыскных мероприятий; воспрепятствование проведению розыскных мероприятий со стороны взыскателя; окончание исполнительного производства; истечение сроков проведения розыскных мероприятий. Срок проведения розыскных мероприятий не может превышать 2 месяцев со дня вынесения постановления о заведении розыскного дела. Этот срок может быть продлён ещё на 2 месяца.

На основании анализа норм ныне действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод о том, что институт розыска должника, закрепленный в ФЗ «Об исполнительном производстве», на сегодняшний день является фактически недействующим. Для эффективного использования розыска должника, его имущества на практике необходимо совершенствование действующего законодательства. В частности, целесообразно на законодательном уровне определить понятие и содержание розыска в исполнительном производстве, исчерпывающий перечень относимых к нему действий и мероприятий, более чёткий порядок проведения розыска. Совершенствование действующего в настоящее время порядка осуществления розыска должника и (или) его имущества в ходе исполнительного производства будет способствовать повышению эффективности исполнения судебных актов.

Розыск должника по кредитам и его имущества: основания, порядок, сроки

В последние годы страну захлестнул кризис не возвратов. Заемщики берут кредиты в банках и не платят по ним. Когда же кредитор пытается получить обратно свои средства, оказывается, что должник сменил место жительства, а иногда и фамилию. Он не появляется по адресу прописки, нигде не работает, не имеет счетов в банке.

Также, не редко граждане России скрываются от выплаты алиментов, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, в частности, в результате ДТП и т. д. В такой ситуации, чтобы иметь возможность взыскать средства по приговору суда, кредитор обязан сначала инициировать поиски непосредственно заемщика или дебитора.

Кого считают должником?

В стандартной трактовке должник — любой человек, имеющий определенные обязательства перед иным физическим или юридическим лицом. Но не каждого можно и нужно объявлять в розыск.

В большинстве случаев мероприятия по поиску проводятся в отношении граждан, чье местоположение неизвестно, если они имеют долги по:

  • алиментам;
  • штрафам по уголовным делам;
  • компенсации вреда здоровью;
  • кредитам.

Сумма задолженности по первым трем пунктам не имеет значения, по последнему — не менее 10 000 рублей с подтверждением исполнительным листом или решением суда. В иных случаях розыск должника не осуществляется.

Читать еще:  Договор аренды недвижимого имущества ГК РФ

Чем отличается розыск должника от розыска его собственности?

Большая часть заемщиков после решения суда продолжают жить в своей квартире, не меняют номер телефона, фамилию и имя. Но возможны и манипуляции с имуществом (переоформление на родственников, срочная продажа и т. д.), чтобы избежать конфискации и реализации для погашения задолженности. В этом случае приставу по заявлению кредитора или личной инициативе приходится проводить розыскные мероприятия в отношении собственности неплатеьщика.

Если же должник не приходит на заседания суда, игнорирует требования кредитора, не проживает по прописке или вообще нигде не значится, в первую очередь разыскивают именно его.

Причин для этого много. Если речь идет о невыплате алиментов, возможно и возбуждение уголовного дела, направление на принудительные работы. Если должник умер, находится в местах лишения свободы, кредитору приходится предпринимать определенные процессуальные действия, связанные с долгами (списание на убытки, востребование с наследников, приостановка взыскания и т. д.).

Когда и кто может объявить должника в розыск?

В соответствии с законодательством страны объявить должника в розыск может пристав-исполнитель по собственной инициативе или при наличии соответствующего требования от кредитора. На вынесение постановления дается 3 (три) рабочих дня. При этом пристав обязан:

  • вынести запрет на выезд за пределы страны;
  • разослать запросы в банки в рамках розыска счетов должника;
  • опросить свидетелей, соседей, родственников и иных лиц, способных предоставить информацию о конкретном лице.

На первом этапе поиски ведутся в пределах региона, где неплательщик проживал в последнее время. Если это не дает результата, должника начинают искать по всей стране и в государствах, с которыми у России заключены соответствующие международные договоры.

Основанием для объявления должника в розыск является ст. 65 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года. Здесь каждый желающий может прочитать, как происходит поиск, какие меры и кто обязан предпринять.

Как составляется заявление для объявления в розыск?

Кредитор, желающий возбудить розыскное дело, обязан подать в территориальное отделение ФССП соответствующее заявление (скачать пример). В нем указывается ФИО должника, основание возбуждения исполнительного производства, номер исполнительного листа и просьба инициировать процесс поисков.

Если ранее выплаты поступали, указывается дополнительная информация о последнем платеже, источнике денег. К заявлению прикладываются копии исполнительного листа и постановления о возбуждении исполнительного производства.

Важно: если от имени организации действует представитель, у него должна быть доверенность, заверенная надлежащим образом. Частное лицо так же имеет право передоверить процесс адвокату, юристу, третьему лицу при условии, что доверенность выписана в присутствии нотариуса.

Как происходит поиск?

Действия пристава о отношении должника практически аналогичны тем, что используются при розыске имущества физического лица:

  • рассылка запросов в банки и иные финансовые структуры;
  • проверка последнего места работы и/или проживания при наличии подобной информации;
  • опрос лиц, контактирующих с должником.

При необходимости пристав имеет право рассылать запросы в ГУВД регионов по всей стране. На местах, при получении подобных уведомлений, сотрудники УВД обязаны проверить, не прописан ли такой гражданин, не имеет ли он в собственности недвижимость. Информация отправляется приставу, издавшему постановление.

Чем отличаются методы розыска должников частных агентств от методов судебных приставов?

Судебный пристав-исполнитель имеет право привлекать к розыску частных сыщиков, но при условии, что на это получено согласие кредитора. Оплачивать услуги агентств будет так же взыскатель.

Причина обращения к частным сыщикам заключается в наличии больших возможностей при меньшей формализации процесса. Сотрудник агентства не обязан каждый свой шаг или действие сопровождать постановлением или приказом.

Сыщик может негласно следить за домом, где проживал должник, опрашивать соседей, родственников, знакомых. Не меньшей популярностью пользуется проверка социальных сетей. Многие не могут удержаться, чтобы не похвастаться новым домом, фотографиями из отпуска или отремонтированной квартиры. Но не стоит забывать, что частные сыщики не могут рассылать официальные запросы в банки, предприятия и организации, так или иначе связанные с неплательщиком. Это — прерогатива пристава по закону об исполнительном производстве по розыску должника.

Особенности розыска вещей должника — физического лица

Для розыска имущества пристав имеет право запрашивать информацию в Едином Госреестре. Так же он имеет право проверить, не совершались ли в последнее время от имени должника сделки с недвижимостью.

Аналогичные запросы направляются в ГИБДД в отношении транспортных средств, принадлежащих разыскиваемому лицу.

Срок ведения розыскных мероприятий? Кто может все отменить?

В стандартной ситуации процедура длится 2 календарных месяца. При необходимости этот срок может быть увеличен в 2 раза.

Основания для прекращения розыска:

  • должник или имущество, принадлежащее ему, найдены;
  • погашена задолженность, послужившая поводом для операции;
  • истец мешает проведению розыскных мероприятий;
  • проведенные мероприятия не дали результата.

Кредитор, недовольный деятельностью пристава, может обжаловать решение о прекращении розыска должников по кредитам. Заявление пишется либо на имя непосредственного начальника исполнителя, либо в прокуратуру, либо в суд. Возможно одновременное обращение во все инстанции. Так же следует поступать, если основания для отказа в розыске истец считает несостоятельными.

Должник найден. Что дальше?

Если разыскиваемое лицо проживает вне региона, где инициирован его поиск, информация об этом должна быть передана в отделение ФССП, откуда поступил запрос. Важно: розыск может касаться не только собстенности, оформленного на должника, но и находящегося под его непосредственным управлением. Если будет установлено, что должник является конечным получателем каких-либо платежей (по сделкам, за товары или услуги), на него может быть наложено взыскание.

Пристав, получивший информацию о месте нахождения должника, его имуществе, обязан предпринять стандартные меры воздействия с наложением ареста на недвижимость, авто и банковские счета. Если речь идет о невыплатах по алиментам или компенсации вреда здоровью, возможно возбуждение уголовного дела.

Какие документы должны быть у пристава, ведущего розыск?

Сотрудник ФССП должен располагать следующими документами:

  • Постановление о возбуждении исполнительного производства;
  • Постановление о проведении розыска;
  • копия исполнительного листа, выданного судом;
  • заявление от кредитора о проведении розыска;
  • план мероприятий;
  • отчеты о проведении отдельных действий;
  • сведения, полученные из ГИБДД, Росреестра и иных организаций, способных предоставит сведения о наличии у неплательщика каких-либо активов.

Перечень документов не является закрытым. Пристав может дополнять его в процессе работы.

Что изменилось в 2018 году?

В 2018 году вступил в законную силу новый закон ФЗ 229, по которому порядок розыска должников предполагает участие МВД и ГИБДД. В частности:

  • Если приставы исполняют приказ о выселении должника, изъятии нежилого помещения или земельного участка, сотрудники МВД обязаны им в этом помогать;
  • ГИБДД обязана передавать в ФССП сведения о машинах и иных транспортных средствах, находящихся в собственности дебитора. Инспекторов обяжут во время проверок на дорогах сообщать водителям о проведении розыска и наложении ареста на авто.

Для этого планируется автоматизировать обмен информацией между двумя службами.

Что делать, если должник не найден?

Если в течение года приставам совместно с другими правоохранительными органами не удалось найти должника, истец имеет право обратиться с иском о признании его безвестно отсутствующим. В этом случае детям неплательщика будет назначена пенсия по потере кормильца.

Если же дебитор рано или поздно будет найден или объявится сам, ему грозит возбуждение уголовного дела по ст. 157 УК РФ – до 1 года тюремного заключения.

Стоит ли скрываться от взыскателей и ФССП?

Сказать однозначно, стоит скрываться или нет, невозможно. Жизнь многогранна и непредсказуема. Человек может и не подозревать, что находится в федеральном розыске. Ему могут только при проверке в аэропорту сообщить, что выезд за пределы страны запрещен. Что делать человеку, если его объявили в розыск. В любом случае эту проблему надо решать. В противном случае придется всю жизнь жить в чужих квартирах и вздрагивать при виде сотрудника МВД.

Куда жаловаться, если человек не согласен с приставом или с его стороны были нарушения?

Часто гражданин даже не подозревает, что он должник в розыске. Он уехал в длительную командировку, вынужден переехать к родственникам или нашел работу с большим доходом. И через какое-то время узнает, что его ищут.

Бывают ситуации, когда приставы накладывают арест на вещи постороннего человека — тезки реального неплательщика. Достаточно часто фиксируются и случаи, когда под видом досмотра из квартиры выносится все, а приставы или взыскатель не брезгуют рыться в постельном белье и заглядывать в мусорные ведра в поисках спрятанных сокровищ.

Если должник считает, что исполняет свои обязательства, либо у него есть определенные договоренности с взыскателем о предоставлении отсрочки, о переносе платежей на более позднее время, ему остается обжаловать действия пристава в вышестоящих инстанциях. Заявление подается в суд, прокуратуру или начальнику того пристава-исполнителя, кто занимается розыском. Целесообразно задействовать все инстанции, чтобы получить нужный ответ. Так же следует поступать, если взыскивающая сторона нарушает права должника. Для получения максимального эффекта необходимо обращаться к юристу.

Чтобы получить бланк искового заявления с жалобой на пристава-исполнителя, пройдите небольшой опрос.

Нажмите кнопку «Скачать» и получите бланк жалобы на действия пристава-исполнителя.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector