Списание муниципального имущества в оперативном управлении ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Списание муниципального имущества в оперативном управлении

Списание муниципального имущества в оперативном управлении

РЕГЛАМЕНТ
по оказанию услуги
«Согласование списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения»

Списание имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, оперативного управления за предприятиями, государственными краевыми учреждениями, государственными органами, имущества казны Пермского края осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и действующими региональными нормативными актами.

Списанию подлежат основные средства:
– изношенные по истечении установленных сроков эксплуатации и непригодные для дальнейшего использования, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
– морально устаревшие;
– утраченные или уничтоженные в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т.п.;
– здания, сооружения и передаточные устройства, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов или объекты, пришедшие в ветхое и аварийное состояние;
– жилые помещения, безвозмездно переданные в собственность граждан в порядке приватизации.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

1. Получатели услуги

Краевые предприятия, государственные краевые учреждения, органы государственной власти Пермского края (далее – учреждение).

2. Документы необходимые для согласования списания имущества

Для согласования списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения учреждения представляют следующие документы:

2.1. При списании движимого имущества государственные краевые учреждения, государственные органы, предприятия для получения согласия представляют в уполномоченный орган следующие документы:
– письменное обращение о согласовании списания имущества;
– согласие отраслевого органа на списание имущества;
– приказ бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного органа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств (далее – комиссия);
– заключение комиссии о техническом состоянии объекта движимого имущества, позволяющее сделать вывод о его пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию в случае списания посуды, мягкого инвентаря, библиотечного фонда, мебели и т.п.;
– заключение о техническом состоянии объекта движимого имущества, позволяющее сделать вывод о его непригодности к дальнейшему использованию в случае списания кино-, теле-, видео-, аудиоаппаратуры, сложнобытовой и электронно-вычислительной техники, оборудования, содержащего механические устройства, средства связи и т.п., составленное организацией, имеющей лицензию или сертификат соответствия на оказание соответствующих услуг;
– копия лицензии или сертификата соответствия, заверенная организацией, выдавшей заключение о техническом состоянии объекта движимого имущества.
– акт о списании объектов основных средств установленной формы (форма ОС- 4) в 1 экземпляре;
– сводный акт о списании основных средств с баланса в 2 экземплярах в случае списания двух и более объектов особо ценного движимого имущества по форме согласно приложению к настоящему Порядку, согласованный с отраслевым органом.

2.2. При списании объектов недвижимого имущества бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные органы, предприятия для получения согласия представляют в уполномоченный орган следующие документы:
– письменное обращение о согласовании списания объекта недвижимого имущества;
– согласие отраслевого органа на списание объекта недвижимого имущества;
– копию приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств;
– акт осмотра технического состояния объекта недвижимого имущества, составленный комиссией с участием представителя уполномоченного органа, с выездом на место;
– акт о списании объекта основных средств (форма ОС- 4) в 2 экземплярах;
– копию технического паспорта объекта недвижимого имущества (в случае его отсутствия справку организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности о физическом износе объекта недвижимого имущества);
-. письмо, согласованное с отраслевым органом, подтверждающее наличие у балансодержателя средств для осуществления мероприятий по сносу объекта недвижимого имущества в случае принятия решения о сносе;
– копию документа, подтверждающего право владения объектом недвижимого имущества и земельным участком под объектом;
– фотографии объектов недвижимого имущества, предлагаемых к списанию;
– копию решения компетентного органа о сносе объекта недвижимого имущества.

2.3. Списание объектов жилищного фонда, безвозмездно переданных в собственность граждан в порядке приватизации, производится на основании договора безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан, свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение.

2.4. При списании транспортных средств бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные органы для получения согласия представляют в уполномоченный орган следующие документы:
– письменное обращение о согласовании списания транспортного средства;
– согласие отраслевого органа на списание транспортного средства;
– копию приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств;
– акты о списании автотранспортных средств (форма ОС- 4а) в одном экземпляре;
– заключение комиссии о техническом состоянии транспортного средства;
– заключение о техническом состоянии транспортного средства, позволяющее сделать вывод о его непригодности к дальнейшему использованию, составленное организацией, имеющей лицензию или сертификат соответствия на оказание соответствующих услуг;
– копию лицензии или сертификата соответствия, заверенные организацией, выдавшей заключение о техническом состоянии транспортного средства;
– копию паспорта транспортного средства;
– фотографии транспортного средства, предлагаемого к списанию;
– сводный акт о списании основных средств с баланса в 2 экземплярах, в случае списания двух и более транспортных средств, согласованный с отраслевым органом.

2.5. При списании имущества, утраченного вследствие кражи, пожара, аварий, стихийного бедствия, иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и прочие), необходимы следующие документы:
– письменное обращение о согласовании списания объектов основных средств;
– согласие отраслевого органа на списание объекта основных средств;
– копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств;
– заключение комиссии по списанию объектов основных средств;
– акт о списании объекта основных средств (форма ОС- 4) в одном экземпляре;
– копия акта о дорожно-транспортном происшествии в случае списания транспортных средств, пришедших в негодность вследствие дорожно-транспортных происшествий;
– объяснительные материально-ответственных лиц о факте утраты имущества, руководителя с указанием сведений о наказании виновных (копия приказа) и о возмещении ущерба;
– копия документа, подтверждающего факт утраты имущества (акт об аварии, хищении, порче и других чрезвычайных ситуациях, выданного соответствующим государственным органом (приговор суда, постановление в возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении, справку органов государственного пожарного надзора о факте пожара и прочее);
– копия постановления органов внутренних дел о возбуждении и прекращении уголовного дела (при наличии), либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо копия постановления (протокола) об административном правонарушении;
– сведения о мерах, принятых в отношении виновных лиц, допустивших повреждение имущества (предъявление претензий, исков, обращения в правоохранительные органы и прочее), и взыскании с них сумм понесенного ущерба.

3. Порядок оказания услуги

Государственные краевые учреждения, государственные органы, предприятия:
– формируют пакет документов в соответствии с перечнем документов, необходимых для согласования списания имущества (далее – Перечень документов);
– направляют обращение отраслевому органу с просьбой выразить в письменной форме согласие (несогласие) по списанию имущества закрепленного на праве оперативного управления, хозяйственного ведения за предприятием, учреждением;
– при наличии сформированного в соответствии с Перечнем документов пакета направляют в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края(далее – Министерство) письменное обращение о рассмотрении вопроса о согласовании списания имущества.

Министерство
При поступлении обращения и документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта Министерства;
Срок рассмотрения документов для согласования списания имущества составляет 30 дней со дня регистрации документа в отделе организационной работы Министерства.

В согласовании списания имущества отказывается в случаях:
– неполноты, неразборчивости, недостоверности представленных документов;
– несоответствия документов, сведений законодательству, данным реестра государственной собственности Пермского края;
– отсутствия или необоснованности причин списания;
– наличия значительной остаточной стоимости объектов;
– возможности дальнейшего использования объектов;
– наличия обязательств (обременений), связанных с объектом (аренда, безвозмездное пользование, консервация и прочее);
– непредставления в реестр государственной собственности Пермского края отчета по внесению изменений в Реестр в установленном порядке.

Согласование списания имущества оформляется приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Согласование уполномоченным органом списания имущества оформляется приказом и согласованием акта о списании объекта основных средств.

Списание муниципального имущества в оперативном управлении

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 08 ноября 2013 года N 1489

Об утверждении Порядка списания движимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями

1. Утвердить Порядок списания движимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (прилагается).

Читать еще:  Страховка залогового имущества при ипотеке

3. Руководителям структурных подразделений администрации довести данное постановление до руководителей подведомственных муниципальных учреждений.

4. Опубликовать данное постановление в информационном бюллетене “Деловые вести” и разместить на официальном сайте администрации.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации Белашова В.П.

Глава городского округа
О.В.Апарин

ПОРЯДОК списания движимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями

Утвержден
Постановлением администрации
городского округа Орехово-Зуево
N 1489 от 08.11.2013

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом “Об автономных учреждениях”, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01″, Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево от 22.06.2011 N 922 “Об утверждении Порядка определения видов особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного учреждения”, Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево от 23.01.2012 N 61 “Об утверждении Порядка определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного учреждения” в целях обеспечения единого порядка списания муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении у муниципальных предприятий и учреждений городского округа Орехово-Зуево, совершенствования системы учета объектов муниципальной собственности.

2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

Под имуществом, подлежащим списанию, в настоящем Порядке понимается движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Городского округа Орехово-Зуево, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под списанием имущества в настоящем Порядке понимается комплекс действий, связанных с признанием муниципального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению им вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбытия из владения, пользования и распоряжения, а также невозможности установления его местонахождения.

Под Организацией в настоящем Порядке понимается – муниципальное предприятие или муниципальное учреждение (казенное, бюджетное, автономное), обладающее правом хозяйственного ведения или оперативного управления на подлежащее списанию имущество.

3. Решение о списании муниципального движимого имущества принимается в случае, если:

– имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

– имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления местонахождения имущества.

4. Решение о списании имущества принимается в отношении:

а) движимого имущества, находящегося у муниципальных казенных учреждений на праве оперативного управления – указанными учреждениями, по согласованию с функциональным органом администрации, в ведении которого находится данное учреждение (при его наличии) и с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево (далее по тексту КУИ);

б) движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальными бюджетными и автономными учреждениями учредителем, либо приобретенного муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества – указанными учреждениями самостоятельно;

в) особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальными бюджетными и автономными учреждениями учредителем, либо приобретенного муниципальными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества – указанными учреждениями, по согласованию с отраслевым (функциональным) органом администрации, в ведении которого находится данное учреждение и с КУИ;

г) особо ценного движимого имущества, находящегося у муниципальных бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, – указанными учреждениями самостоятельно;

д) движимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, – указанными предприятиями самостоятельно.

5. В целях подготовки и принятия решения о списании имущества Организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия).

6. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает муниципальное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования муниципального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от муниципального имущества;

в) устанавливает причины списания муниципального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания муниципального имущества в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;

г) подготавливает акт о списании муниципального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого муниципального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с настоящим Порядком.

7. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя Организации. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Комиссия проводит заседания по мере необходимости. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

В случае отсутствия у Организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

8. Решение о списании муниципального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.

9. Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем Организации самостоятельно, а в отношении муниципального имущества, указанного в подпунктах “а” и “в” пункта 4 настоящего Порядка, – после согласования с соответствующими органами.

10.Порядок согласования решения о списании муниципального имущества:

10.1. В случаях, установленных подпунктами “а” и “в” пункта 4 настоящего Порядка, для согласования решения о списании муниципального имущества, Организация представляет в КУИ:

а) обращение Организации на бланке, за подписью руководителя, с указанием причин списания муниципального имущества и согласованное с руководителем отраслевого (функционального) органа администрации, в ведении которого находится данное учреждение (при его наличии);

б) перечень объектов муниципального имущества по формам, указанным в приложениях N 1 и N 2 к данному Порядку, решение о списании которых подлежит согласованию;

в) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании муниципального имущества;

г) подлинники актов о списании муниципального имущества в 3-х экземплярах, подписанные членами комиссии и согласованные с руководителем отраслевого (функционального) органа администрации, в ведении которого находится данное учреждение;

д) копию технического заключения эксперта о состоянии объекта муниципального имущества, подтверждающего его непригодность к восстановлению и/или дальнейшему использованию;

е) в случаях списания имущества, пришедшего в негодность в результате аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации, дополнительно представляются следующие документы:

– копии справок уполномоченных организаций, подтверждающих факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

– копию акта (экспертного заключения) о степени и характере причиненных повреждений, подписанного руководителем и главным бухгалтером учреждения (предприятия), справку о размере нанесенного в результате аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации ущерба;

ж) в случаях списания имущества, утраченного в результате хищения, дополнительно представляются следующие документы:

– акт проверки, проведенной учреждением (предприятием) по факту хищения;

– справку учреждения (предприятия) о стоимости нанесенного ущерба;

– справку о принятых мерах с приложением копий соответствующих подтверждающих документов (решения следственных или судебных органов);

– справку о возмещении ущерба виновными лицами (в случае выявления виновных лиц).

Копии представляемых документов заверяются печатью Организации и подписями должностных лиц Организации, от которых они направлены. В представленных документах не допускается наличие помарок, исправлений, арифметических ошибок.

10.2. Представленные учреждением документы, необходимые для согласования списания, рассматриваются КУИ в течение 30 дней. При необходимости истребования дополнительной информации срок рассмотрения документов может быть продлен до 2-х месяцев по решению председателя КУИ.

В случаях предоставления документов не в полном объеме, либо ненадлежащего оформления таких документов КУИ возвращает их в учреждение с указанием причины возврата.

По результатам рассмотрения представленных документов, КУИ готовит распоряжение о согласовании акта (актов) на списание муниципального имущества.

Указанное распоряжение КУИ и два экземпляра акта о списании, согласованные Председателем КУИ, направляются в представившую их Организацию.

Читать еще:  Правовое регулирование аренды имущества у физических лиц

10.3. После получения распоряжения КУИ о согласовании акта о списании имущества Организацией утверждается акт о списании (производится списание имущества) и осуществляются мероприятия по реализации (утилизации) указанного имущества.

11. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Реализация таких мероприятий осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией.

12. Выбытие муниципального имущества в связи с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

13. Денежные средства от реализации списанного казенными учреждениями имущества поступают в полном объеме в доход бюджета.

Денежные средства от реализации списанного иными организациями имущества подлежат зачислению на финансовые результаты организаций.

14. После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, один экземпляр акта о списании, утвержденный руководителем организации, направляется Организацией в месячный срок в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево для внесения соответствующих изменений в Реестр муниципальной собственности.

Приложение N 1. Перечень движимого имущества, подлежащего списанию, закрепленного на праве оперативного управления за

Приложение N 1
к Порядку списания движимого муниципального имущества, закрепленного на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными
унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями

Наименование объекта муниципального имущества

Месторасположение имущества (адрес)

Балансовая стоимость объекта (руб.)

Остаточная стоимость объекта (руб.)

Наименование документа о закреплении имущества

Выбытие имущества в бюджетных учреждениях: процедура, документальное оформление и учет операций

Выбытие имущества в бюджетных учреждениях: процедура,

документальное оформление и учет операций

В соответствии с ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (оперативное управление и хозяйственное ведение). В соответствии со ст. 294-298 ГК РФ учреждение, предприятие не вправе отчуждать, распоряжаться переданным ему имуществом без согласия собственника, то есть для того, чтобы произвести какие-либо действия с имуществом, необходимо получить согласие уполномоченного органа власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (приказ или распоряжение). Как правило, на уровне субъектов или муниципалитетов издаются нормативные акты, в которых оговаривается порядок

управления, распоряжения имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ или муниципалитета, порядок согласования документов по списанию, передаче и реализации основных средств, находящихся в оперативном управлении, хозяйственном ведении.

Так, бюджетным учреждениям, например, может быть дано право самостоятельно распоряжаться движимыми основными средствами стоимостью до 10 тыс. руб. с обязательным уведомлением уполномоченного органа. Списание движимого имущества стоимостью свыше 10 тыс. руб. происходит с разрешения собственника, а продажа осуществляется только собственником. В то же время недвижимым имуществом распоряжается только уполномоченный орган власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом.

Реализация операций по выбытию имущества и их учет

Учет материальных ценностей в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 N 25н (далее – Инструкция N 25н). Напомним, что для учета материальных ценностей используется фактическая или рыночная стоимость, первоначальная стоимость, отраженная в балансе.

В соответствии с Инструкцией N 25н выбытие объектов основных средств в бюджетных учреждениях имеет место в случаях:

– прекращения использования вследствие морального или физического износа;

– ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

– передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

– выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации;

– частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

– выдачи в эксплуатацию объектов основных

средств стоимостью до 1 000 руб. (с отнесением их стоимости на забалансовый счет);

– безвозмездной передачи в установленных случаях.

В учреждениях создается комиссия, которая следит за эффективным использование государственного или муниципального имущества. Она же организует работу по подготовке документов по списанию, реализации непригодных к дальнейшей эксплуатации основных средств и другого имущества, а также по передаче собственнику не эксплуатируемого по разным уважительным причинам имущества.

Рассмотрим некоторые из приведенных выше операций.

Пример 1. У бюджетного учреждения имеется имущество, которое вследствие его поломки необходимо отремонтировать. Однако стоимость ремонта может быть очень высокой. Комиссия ставит вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации данного объекта. А процедура списания его с баланса требует осуществления следующих операций:

– получить акт технической экспертизы, произведенной организацией, имеющей лицензию (сертификат) на осуществление оценочной деятельности или запись в Уставе. Акты технической экспертизы в обязательном порядке должны быть составлены отдельно на каждый объект и содержать следующую информацию: наименование оборудования, инвентарный номер, серийный номер, год выпуска, балансовая и остаточная стоимость, процент износа, причины, характер неисправности и причина непригодности к ремонту, ориентировочная стоимость ремонта, заключение о целесообразности дальнейшего использования;

– подготовить письмо в уполномоченный орган власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, в произвольной форме с технико-экономическим обоснованием необходимости списания или передачи основных средств, с приложением копии акта

технической экспертизы, копии инвентарной карточки, копии выписки из реестра федерального имущества и карты учета, других необходимых документов.

Далее при получении согласия собственника (издается приказ, распоряжение) составляется Акт о списании основных средств в бюджетных учреждениях (ф. 0306003, ф. 0306004) в трех экземплярах, который утверждается учреждением. Собственником основных средств вносится изменение в договор оперативного управления.

В случае, если это федеральное имущество, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества“ утвержденные уполномоченным органом акты (с пакетом документов) направляются на согласование в территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для внесения записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество.

Бюджетное учреждение в учете делает следующие проводки по списанию сооружения:

– на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной стоимости сооружения

– приходуется стоимость строительных материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения

При повреждении объекта основных средств вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций учреждение также письменно обращается в уполномоченный орган власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, с просьбой списать данный объект. К письменному заявлению прилагаются:

– копия акта о повреждениях, причиненных объекту основных средств и другого имущества (в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), с приложением справок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций;

– копия инвентарной карточки учета основных средств.

Далее при получении от собственника распоряжения о списании бюджетное учреждение осуществляет бухгалтерские записи:

– на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной стоимости сооружения

Пример 2. При проведении инвентаризации учреждением выявлена недостача основных средств. В этом случае к письменному заявлению, кроме выше указанного пакета документов, учреждению необходимо предоставить собственнику:

– копию приказа о принятии мер в отношении виновных лиц (работников организации, допустивших повреждение или утрату объекта основных средств);

– копию Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051) по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи;

– копию постановления о возбуждении уголовного дела и иные документы о принятии мер по защите интересов организации или возмещению причиненного ущерба;

– копию Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);

– копию Ведомости расхождений

по результатам инвентаризации (ф. 0504092);

– копию Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

При установлении недостачи учреждение должно начислить доход по рыночной стоимости основного средства и сделать следующие проводки

Бюджетное учреждение в учете делает следующие проводки по списанию сооружения:

– на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной

Пример 3. При проведении проверки использования имущества собственником комиссия выявила основные средства, которые не используются учреждением. Уполномоченный орган может принять решение об изъятии неиспользуемого имущества с последующей передачей такого имущества другому учреждению либо его реализацией. При издании распоряжения об изъятии и передаче неиспользуемого имущества другому учреждению составляется Акт приема-передачи основных средств (ф. 0606001).

Бюджетное учреждение передает транспортное средство учреждению, подведомственному одному с ним главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов:

– на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной стоимости транспортных средств

Бюджетное учреждение передает транспортное средство учреждению, подведомственному другому главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов одного уровня, или государственной (муниципальной) организации:

Читать еще:  Страхование имущества при ипотеке обязательно или нет

– на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной стоимости транспортных средств

Бюджетное учреждение передает транспортное средство учреждению, содержащемуся за счет бюджета другого уровня: – на сумму начисленной амортизации

– на сумму остаточной стоимости транспортных средств

Пример 4. При решении собственника реализовать неиспользуемые основные средства учреждения передают данное имущество по акту приема-передачи в казну, делая при этом проводки как при передаче безвозмездно основного средства. Процедуру реализации основных средств собственник проводит самостоятельно в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 21.12.01 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ (далее – Закон N 178-ФЗ), иные нормативно-правовые акты субъекта РФ, муниципалитета).

Если организации с согласия собственника дано право самостоятельно реализовывать движимое имущество, необходимо получить разрешение собственника имущества. Для этого организация обращается с письменным заявлением о продаже имущества, к которому прилагает отчет об оценке рыночной стоимости имущества. В соответствии с действующим законодательством организация проводит аукцион или конкурс. В соответствии со ст. 41 БК РФ средства, полученные от реализации государственного или муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме. После подписания договора купли-продажи имущества организация направляет собственнику копии документов о проведенном аукционе, конкурсе, копии платежных поручений о зачислении средств в бюджет.

– списание с бюджетного учета реализованного транспортного средства, приобретенного за счет бюджета:

– на сумму амортизации

– на сумму остаточной стоимости

– начисление дохода с учетом НДС по цене реализации (по внебюджетной деятельности)

– начисление налога на прибыль

– начисление налога на добавленную стоимость

– зачисление суммы от продажи на внебюджетный счет

– одновременно по забалансовому счету

– перечисление налога на прибыль

– одновременно по забалансовому счету со знаком “минус“

– перечисление налога на добавленную стоимость

– одновременно по забалансовому счету со знаком “минус“

– перечисление средств от реализации в доход бюджета

– одновременно по забалансовому счету со знаком “минус“

Хочется отметить, что в различных субъектах распоряжение недвижимым имуществом осуществляет собственник (то есть уполномоченный орган власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом). В соответствии с Законом N 178-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами разрабатывается прогнозный план приватизации имущества. В соответствии со ст. 13 того же закона выбирается способ приватизации.

Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета его оценки, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Уполномоченный орган власти, который наделен правами управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом (учреждение), наделенное правами администратора поступлений в бюджеты, при поступлении средств в доход бюджета за реализованные основные средства осуществляет следующие бухгалтерские записи:

– начисляет доход от реализации активов

– при получении средств от реализации имущества

Следует учесть, что субъект РФ или муниципальное образование принимают свои нормативные акты по управлению, распоряжению имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ или муниципалитета. Поэтому схемы совершения рассматриваемых операций в деталях могут не совпадать с предложенными.

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector