Театр реализует бывшее в употреблении имущество НДС ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Театр реализует бывшее в употреблении имущество НДС

Бухгалтеру театрально-концертной организации. Особенности применения НДС (И.Е. Муравьева, “Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 25, июнь 1999 г.)

Особенности применения НДС

Согласно ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон N 1992-1) НДС исчисляется по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, а также любым денежным средствам, получение которых связано с оплатой товаров (работ, услуг). Исключение составляют товары (работы, услуги), перечисленные в п. 1 ст. 5 этого Закона. Так, в соответствии с п.п. “н” п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Организации, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (далее – театры), подпадают под льготный налоговый режим, предусмотренный п.п.”н” п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1. При этом следует иметь в виду, что к услугам этих учреждений, которые освобождаются от НДС, относятся услуги, перечисленные в п.п. “н” п.12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 (ред. от 7.08.98 г.) “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.

Таким образом, от налога освобождаются:

стоимость входных билетов и абонементов театров на спектакли, концерты, творческие вечера, театрализированные праздники, карнавалы, на вечера, фестивали, конкурсы, новогодние елки, дискуссионные встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные гостиные, вечера с участием диск-жокеев, концерты художественной самодеятельности и другие театрально-зрелищные, культурно-просветительные и развлекательные мероприятия;

организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями, на которые реализуются входные билеты;

реализация театрами программ на спектакли и концерты, каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство, входных билетов по безналичному расчету;

выдача на прокат аудиокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, обуви, бутафории, культинвентаря, театрального реквизита, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, гримерных, постижерных и других принадлежностей;

фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование из книг, брошюр, газет, журналов, с музейных экспонатов, документов из фондов библиотек и музеев;

изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек театров;

плата театральным коллективам за участие в указанных театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятиях, поступившая от других учреждений культуры и искусства, реализующих входные билеты на эти мероприятия;

реализация и безвозмездная передача книжной продукции, связанной с художественно-творческой деятельностью театра, а также иной периодической печатной продукции, зарегистрированной как продукция средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (на основании порядка, предусмотренного п.п. “э” п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1).

К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 (Москва, Изд-во стандартов, 1994):

95 3000 – книги и брошюры;

95 4010 – издания репродукционные, картографические, нотные;

95 4110 – альбомы по искусству;

95 4130 – альбомы, атласы;

95 6000 – нотные издания;

95 7310 – календари отрывные ежедневные;

95 9000 – издания для слепых.

Аналогично к периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2):

95 1000 – газеты;

95 2000 – периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени).

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, являющимися юридическими лицами – налогоплательщиками, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40% объема отдельного номера, а также обороты по реализации теле-, радио-, кинохроникальных программ, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательными компаниями, если реклама в отдельном выпуске этих программ (тираже или части тиража их видеозаписи) не превышает 25% объема вещания. Данный порядок распространяется на книжную продукцию, в которой реклама не превышает 40% единицы книжной продукции. В этом случае средства, поступающие от рекламодателей, также не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в случае реализации театрами товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных в иных подпунктах п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1 также применяется льготный налоговый режим.

Иная деятельность театров подпадает под действие ст. 3 Закона N 1992-1 и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Если указанные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, как облагаемые, так и освобождаемые от этого налога, то в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 1992-1 право на получение льгот, предусмотренных п.п. “н” или другими подпунктами п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др.

Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.

Не относятся к числу освобождаемых от НДС следующие услуги театров:

тиражирование видеоматериалов, а также реализация копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;

оплата, поступающая театрам от других учреждений культуры и искусства (а также от других учреждений) за проведение развлекательных мероприятий, не связанная с продажей входных билетов на эти мероприятия;

сдача в аренду сценических площадок, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, а также иного имущества (как театрам, так и этим учреждениям);

реализация театрами сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям;

получение любых денежных средств, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не перечисленных в п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, в частности получение спонсорских средств, являющихся платой за рекламу (или связанных с каким-либо иным обязательством по их отработке), так как на основании ст. 19 главы II Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ “О рекламе” спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый – как рекламодатель и рекламораспространитель;

получение денежных средств за организацию товаропотока без участия в реализации и оплате товаров (а также другой предпринимательской деятельности) для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления основной уставной деятельности по проведению спектаклей, концертов, фестивалей творчества и искусства и других театрально-зрелищных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий;

оказание финансовой помощи в виде безвозмездной передачи основных средств, товарно-материальных ценностей (налогообложение которых осуществляется на балансе стороны передающей);

безвозмездная передача имущества (за исключением безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества с баланса одного государственного или муниципального учреждения (организации) на баланс другого государственного или муниципального учреждения (организации) по решению органов государственной власти и местного самоуправления (включая соответствующие комитеты по имуществу) без изменения государственной или муниципальной собственности на это имущество).

Налогообложение при реализации этими учреждениями основных средств (за исключением случаев, предусмотренных в п.п. “д” п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1) производится в общеустановленном порядке предусмотренном в разделе ХV Инструкции Госналогслужбы России N 39.

Исчисление НДС, подлежащего взносу в бюджет, при реализации основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость (в частности, приобретенных до 1992 г.), реализуемых по рыночным ценам, в соответствии с п.п. “а” п. 50 Инструкции Госналогслужбы России N 39 производится с полной стоимости их реализации. Данный порядок исчисления НДС применяется и при реализации безвозмездно полученных основных средств, так как при безвозмездном получении основных средств налог на добавленную стоимость поставщику (организации, предприятию, безвозмездно передавшему со своего баланса эти основные средства) не уплачивается.

При реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования с учетом НДС и отраженных в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат их приобретения, облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот определяется в виде разницы между ценами продажи и приобретения, включающими в себя налог. Исчисление налога производится с указанной разницы по ставке 16,67%.

Такой же порядок исчисления налога на добавленную стоимость применяется при реализации основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников для хозяйственных нужд в непроизводственных целях, по которым сумма НДС, уплаченного при приобретении этих основных средств, из бюджета не возмещалась, а уплачивалась за счет соответствующих источников финансирования.

Читать еще:  Изъятие арестованного имущества у должника

При реализации бывших в употреблении основных средств, приобретенных с налогом на добавленную стоимость для осуществления облагаемой НДС хозяйственной деятельности (по которым сумма входного налога полностью возмещена из бюджета после их оплаты и оприходования) по рыночным ценам, исчисление налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет, производится на основании п. 50 Инструкции Госналогслужбы России N 39 по ставке в размере 20% к цене их реализации.

Безвозмездная передача имущества государственных учреждений не облагается налогом на добавленную стоимость при условии, что данное имущество безвозмездно передано государственной организации (предприятию, учреждению) в хозяйственное ведение или оперативное управление на основании решения органов государственной власти (а также соответствующих комитетов по управлению имуществом) и право государственной собственности и собственника на это государственное имущество не изменено.

Иная безвозмездная передача имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Сдача в аренду и субаренду имущества (в том числе недвижимого)

Законом N 1992-1 не предусмотрено освобождение от уплаты НДС услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных п.п. “д” п. 1 ст. 5 данного Закона. Поэтому при сдаче в аренду объектов недвижимости и других основных фондов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке в размере 20%.

Механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет, которая отражена в нормативном письме Минфина России и Госналогслужбы России от 8.12.93 г. N 143, ЮУ-4-15/194н “О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы”. Письмом предусмотрено, что арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором в соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20%), предусмотренную договорами аренды между арендодателем и арендатором.

Если договоры на аренду государственного или муниципального имущества заключаются с театральными учреждениями и арендная плата не перечисляется в бюджет, а используется театрами в установленном порядке, то плательщиком НДС в бюджет в соответствии со ст. 2 и 3 Закона N 1992-1 являются арендодатели государственного имущества театральные учреждения.

По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя театральное учреждение), пользуясь порядком, приведенным в указанном нормативном письме Минфина России и Госналогслужбы России, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества.

В соответствии с Законом N 1992-1 услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду этого имущества.

советник налоговой службы II ранга

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета “Финансовая газета. Региональный выпуск”

Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника “Финансовая газета”

Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Особенности применения НДС

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 25, 1999

Согласно ст.ст.3 и 4 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон N 1992-1) НДС исчисляется по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, а также любым денежным средствам, получение которых связано с оплатой товаров (работ, услуг). Исключение составляют товары (работы, услуги), перечисленные в п.1 ст.5 этого Закона. Так, в соответствии с пп.”н” п.1 ст.5 Закона N 1992-1 услуги учреждений культуры и искусства, театрально – зрелищные, культурно – просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Организации, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (далее – театры), подпадают под льготный налоговый режим, предусмотренный пп.”н” п.1 ст.5 Закона N 1992-1. При этом следует иметь в виду, что к услугам этих учреждений, которые освобождаются от НДС, относятся услуги, перечисленные в пп.”н” п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (ред. от 07.08.1998).

Таким образом, от налога освобождаются:

стоимость входных билетов и абонементов театров на спектакли, концерты, творческие вечера, театрализированные праздники, карнавалы, на вечера, фестивали, конкурсы, новогодние елки, дискуссионные встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные гостиные, вечера с участием диск – жокеев, концерты художественной самодеятельности и другие театрально – зрелищные, культурно – просветительные и развлекательные мероприятия;

организация других мероприятий художественно – творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями, на которые реализуются входные билеты;

реализация театрами программ на спектакли и концерты, каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство, входных билетов по безналичному расчету;

выдача на прокат аудиокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, обуви, бутафории, культинвентаря, театрального реквизита, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, гримерных, постижерных и других принадлежностей;

фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование из книг, брошюр, газет, журналов, с музейных экспонатов, документов из фондов библиотек и музеев;

изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек театров;

плата театральным коллективам за участие в указанных театрально – зрелищных, культурно – просветительных и развлекательных мероприятиях, поступившая от других учреждений культуры и искусства, реализующих входные билеты на эти мероприятия;

реализация и безвозмездная передача книжной продукции, связанной с художественно – творческой деятельностью театра, а также иной периодической печатной продукции, зарегистрированной как продукция средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (на основании порядка, предусмотренного пп.”э” п.1 ст.5 Закона N 1992-1).

К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, том 2 (Москва, Изд-во стандартов, 1994):

95 3000 – книги и брошюры;

95 4010 – издания репродукционные, картографические, нотные;

95 4110 – альбомы по искусству;

95 4130 – альбомы, атласы;

95 6000 – нотные издания;

95 7310 – календари отрывные ежедневные;

95 9000 – издания для слепых.

Аналогично к периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2):

95 1000 – газеты;

95 2000 – периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники, бюллетени).

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, являющимися юридическими лицами – налогоплательщиками, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40% объема отдельного номера, а также обороты по реализации теле-, радио-, кинохроникальных программ, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательными компаниями, если реклама в отдельном выпуске этих программ (тираже или части тиража их видеозаписи) не превышает 25% объема вещания. Данный порядок распространяется на книжную продукцию, в которой реклама не превышает 40% единицы книжной продукции. В этом случае средства, поступающие от рекламодателей, также не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в случае реализации театрами товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных в иных подпунктах п.1 ст.5 Закона N 1992-1, также применяется льготный налоговый режим.

Иная деятельность театров подпадает под действие ст.3 Закона N 1992-1 и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Если указанные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, как облагаемых, так и освобождаемых от этого налога, то в соответствии с п.2 ст.5 Закона N 1992-1 право на получение льгот, предусмотренных пп.”н” или другими подпунктами п.1 ст.5 Закона N 1992-1, возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Читать еще:  Исковое заявление о разделе наследственного имущества образец

Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др.

Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно – распорядительного документа руководителя учреждения.

Не относятся к числу освобождаемых от НДС следующие услуги театров:

тиражирование видеоматериалов, а также реализация копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно – творческой деятельностью театра;

оплата, поступающая театрам от других учреждений культуры и искусства (а также от других учреждений) за проведение развлекательных мероприятий, не связанная с продажей входных билетов на эти мероприятия;

сдача в аренду сценических площадок, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, а также иного имущества (как театрам, так и этим учреждениям);

реализация театрами сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям;

получение любых денежных средств, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не перечисленных в п.1 ст.5 Закона N 1992-1, в частности, получение спонсорских средств, являющихся платой за рекламу (или связанных с каким-либо иным обязательством по их отработке), так как на основании ст.19 гл.II Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ “О рекламе” спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый – как рекламодатель и рекламораспространитель;

получение денежных средств за организацию товаропотока без участия в реализации и оплате товаров (а также другой предпринимательской деятельности) для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления основной уставной деятельности по проведению спектаклей, концертов, фестивалей творчества и искусства и других театрально – зрелищных, культурно – просветительных, развлекательных мероприятий;

оказание финансовой помощи в виде безвозмездной передачи основных средств, товарно – материальных ценностей (налогообложение которых осуществляется на балансе стороны передающей);

безвозмездная передача имущества (за исключением безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества с баланса одного государственного или муниципального учреждения (организации) на баланс другого государственного или муниципального учреждения (организации) по решению органов государственной власти и местного самоуправления (включая соответствующие комитеты по имуществу) без изменения государственной или муниципальной собственности на это имущество).

Налогообложение при реализации этими учреждениями основных средств (за исключением случаев, предусмотренных в пп.”д” п.1 ст.5 Закона N 1992-1) производится в общеустановленном порядке, предусмотренном в разд.ХV Инструкции Госналогслужбы России N 39.

Исчисление НДС, подлежащего взносу в бюджет, при реализации основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость (в частности, приобретенных до 1992 г.), реализуемых по рыночным ценам, в соответствии с пп.”а” п.50 Инструкции Госналогслужбы России N 39 производится с полной стоимости их реализации. Данный порядок исчисления НДС применяется и при реализации безвозмездно полученных основных средств, так как при безвозмездном получении основных средств налог на добавленную стоимость поставщику (организации, предприятию, безвозмездно передавшему со своего баланса эти основные средства) не уплачивается.

При реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования с учетом НДС и отраженных в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат их приобретения, облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот определяется в виде разницы между ценами продажи и приобретения, включающими в себя налог. Исчисление налога производится с указанной разницы по ставке 16,67%.

Такой же порядок исчисления налога на добавленную стоимость применяется при реализации основных средств, приобретенных за счет внебюджетных источников для хозяйственных нужд в непроизводственных целях, по которым сумма НДС, уплаченного при приобретении этих основных средств, из бюджета не возмещалась, а уплачивалась за счет соответствующих источников финансирования.

При реализации бывших в употреблении основных средств, приобретенных с налогом на добавленную стоимость для осуществления облагаемой НДС хозяйственной деятельности (по которым сумма входного налога полностью возмещена из бюджета после их оплаты и оприходования) по рыночным ценам, исчисление налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет, производится на основании п.50 Инструкции Госналогслужбы России N 39 по ставке в размере 20% к цене их реализации.

Безвозмездная передача имущества государственных учреждений не облагается налогом на добавленную стоимость при условии, что данное имущество безвозмездно передано государственной организации (предприятию, учреждению) в хозяйственное ведение или оперативное управление на основании решения органов государственной власти (а также соответствующих комитетов по управлению имуществом) и право государственной собственности и собственника на это государственное имущество не изменено.

Иная безвозмездная передача имущества подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Сдача в аренду и субаренду имущества (в том числе недвижимого)

Законом N 1992-1 не предусмотрено освобождение от уплаты НДС услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных пп.”д” п.1 ст.5 данного Закона. Поэтому при сдаче в аренду объектов недвижимости и других основных фондов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке в размере 20%.

Механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет, которая отражена в нормативном Письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N N 143, ЮУ-4-15/194н “О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы”. Письмом предусмотрено, что арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором в соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20%), предусмотренную договорами аренды между арендодателем и арендатором.

Если договоры на аренду государственного или муниципального имущества заключаются с театральными учреждениями и арендная плата не перечисляется в бюджет, а используется театрами в установленном порядке, то плательщиками НДС в бюджет в соответствии со ст.ст.2 и 3 Закона N 1992-1 являются арендодатели государственного имущества – театральные учреждения.

По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя театральное учреждение), пользуясь порядком, приведенным в указанном нормативном Письме Минфина России и Госналогслужбы России, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества.

В соответствии с Законом N 1992-1 услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду этого имущества.

Льготник продает имущество – считаем НДС

Зачастую организациям, которые применяют льготы по НДС, приходится продавать собственное имущество. Например, основные средства, бывшие в употреблении. Однако не всегда такие налогоплательщики правильно определяют сумму НДС, которую надо уплатить в бюджет по этой сделке. Причем, как ни странно, обычно такая ошибка складывается в пользу бюджета. Надеемся, что читатели этого материала не допустят досадных промахов.

Начнем с того, что организации – льготники при продаже своего имущества, используемого ранее в необлагаемых НДС операциях, обязаны уплатить НДС в бюджет в силу возникновения объекта налогообложения – реализации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), которая обычно не подпадает под какую-либо налоговую льготу.

Принимая во внимание, что организации, которые осуществляют льготируемый вид деятельности, учитывают приобретенное имущество по стоимости, включающей НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ), в общем случае налоговая база такими налогоплательщиками определяется по особым правилам. Они установлены п. 3 ст. 154 НК РФ и заключаются в следующем:

«при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (либо остаточной стоимостью с учетом переоценок)».

Как видно, налог в этом случае взимается с так называемой межценовой разницы, что вполне справедливо – ведь права на налоговый вычет предъявленного НДС в момент приобретения имущества налогоплательщик не имел. Поэтому отсутствие такого права компенсируется специальным порядком исчисления налога при продаже имущества.

Здесь сразу стоит обратить внимание на то, что такой порядок определения налоговой базы справедлив для любых случаев включения «входного» НДС в стоимость актива. Как известно, налог может попасть в стоимость полностью или только в части (если имущество использовалось как в облагаемых, так и необлагаемых операциях). Однако Налоговый кодекс РФ не предусматривает специальный порядок определения налоговой базы при реализации имущества, в стоимости которого НДС был учтен частично, в том числе в результате его распределения согласно п. 4 ст. 170 НК РФ. Данное мнение высказывалось также и специалистами Минфина России (см. письмо от 07.09.2004 № 03-04-11/142).

Читать еще:  Обязанности собственников по содержанию общего имущества дома

Если продается бывшее в употреблении основное средство (или нематериальный актив), то его остаточную стоимость следует определять по данным бухгалтерского, а не налогового учета. О том же говорит Минфин России в письме от 09.10.2006 № 03-04-11/120. Если имущество переоценивалось, то сумма такой переоценки влияет на величину налоговой базы в силу прямого указания п. 3 ст. 154 НК РФ. Обратите внимание – если имущество продается по остаточной стоимости либо ниже её (что бывает довольно часто), налоговая база по НДС равна нулю. Соответственно, необходимость уплачивать НДС в бюджет отпадает. Однако с целью исключения налоговых рисков нужно отдавать себе отчет, что продажная цена всё же должна соответствовать уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ).

Далее. Рассчитав указанным выше образом налоговую базу, к ней необходимо применить расчетную налоговую ставку – 18/118 либо в более редких случаях 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, показатели счета-фактуры заполняются продавцом в следующем порядке.

Исчисленная сумма налога указывается в графе 8 счета-фактуры, предъявляемого к оплате покупателю. При этом в графе 5 данного счета-фактуры указывается налоговая база с учетом налога, в графе 7 – ставка НДС с пометкой «межценовая разница», в графе 9 – стоимость реализуемого основного средства. При этом покупатели имеют право сумму НДС, исчисленную по расчетной ставке с вышеуказанной разницы и отраженную в графе 8 счета-фактуры, предъявить к вычету в общеустановленном порядке. В графе 4 «Цена товара» счета-фактуры указывается полная цена реализации.

В случае если при реализации основного разница между ценой реализации здания и его остаточной стоимостью равна нулю, исчисленная сумма НДС, указываемая в графе 8 счета-фактуры, также равна нулю.

Такой порядок заполнения счета-фактуры был озвучен в письмах МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@, УМНС РФ по г. Москве от 12.10.2004 № 24-11/65554, при этом он полностью соответствует налоговому законодательству.

В заключение отметим, что для применения п. 3 ст. 154 НК РФ налогоплательщику нужно быть уверенным в том, что при приобретении имущества налог действительно был предъявлен ему продавцом, о чем должно иметься соответствующее документальное подтверждение.

Так, по мнению столичной налоговой службы, в случае если у налогоплательщика отсутствуют оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие, что при приобретении имущества продавцу оплачена предъявленная им сумма НДС, то налоговая база при продаже имущества по договору купли-продажи должна определяться в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, то есть исходя из полной продажной цены (см. письмо УФНС РФ от 09.01.2004 № 24-11/01913). С корректировкой на действующее налоговое законодательство можно утверждать, что условие об уплате НДС поставщику не является обязательным, однако условие о документальном подтверждении самого факта предъявления налога остается в силе. Хотя в частных публикациях чиновники настаивают на наличии у продавца именно «входного» счета-фактуры от поставщика, по мнению автора, первичных документов (например, товарной накладной) с выделенной суммой налога вполне достаточно.

В ИАС «Консалтинг. Стандарт» более подробная информация по налогообложению НДС при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, приведена в справке «Определение налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)» раздела «Налог на добавленную стоимость».

Покупка и продажа ОС, бывших в употреблении

Иногда бывают ситуации, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают или продают основные средства, бывшие в употреблении. И у продавцов, и у покупателей при этом возникает ряд вопросов: по какой стоимости можно продать ОС, требуется ли для этого разрешение вышестоящего органа, как принять к учету приобретенное и уже эксплуатируемое ОС, как начислять по нему амортизацию, как отразить такие операции в бухгалтерском учете. Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Продажа основных средств

Каким имуществом и в соответствии с какими нормативными документами государственные (муниципальные) учреждения не в праве распоряжаться без согласия собственника, представим в таблице:

Казенное учреждение
Не вправе без согласия собственника отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)

Не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Рассмотрим эти варианты последовательно.

Итак, для того чтобы продать имущество, учреждение должно получить разрешение. А чтобы получить такое разрешение, необходимо провести оценку продаваемого имущества. Согласно ст. 8Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при продаже государственного имущества проведение его оценки является обязательным. Полученный по результатам отчет об оценке рыночной стоимости имущества и копию лицензии оценщика необходимо будет представить учредителю. Кроме этого, скорее всего, потребуется представление и других документов. На разных уровнях подчиненности их список может отличаться, при этом он может включать в себя:

  • сопроводительное письмо на имя учредителя;
  • пояснительную записку о необходимости реализации и нецелесообразности дальнейшего использования указанного имущества;
  • справку о балансовой стоимости имущества;
  • инвентарную карточку на объект ОС;
  • выписку из реестра госимущества, подтверждающую факт внесения в него рассматриваемого объекта;
  • другие документы, в зависимости от принадлежности ОС к той или иной группе.

Реализованы могут быть основные средства как полностью самортизированые, так и имеющие остаточную стоимость. Здесь стоит обратить внимание, что в силу п. 87 Инструкции №157н начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости. Пригодность объекта к эксплуатации определяется его технико-экономическими показателями. И если эти показатели не отвечают требованиям, предъявляемым одним учреждением, они могут подойти другому. Поэтому есть шанс продать имущество.

Объект основных средств реализуется в соответствии с проведенной в установленном порядке оценкой по рыночной стоимости и подлежит списанию с учета.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 51 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения, находящегося в государственной собственности РФ, подлежат зачислению в доход бюджета по нормативу 100%. По этому вопросу дано разъяснение в Письме Минфина РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748.

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно распоряжаться только доходами от продажи движимого имущества. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57 и ст. 62 БК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 418-ФЗ. Апеллируя к Гражданскому кодексу, можно предположить, что доходы от реализации недвижимости и особо ценного движимого имущества должны зачисляться в доходы соответствующих бюджетов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в Бюджетном кодексе идет речь о движимом имуществе без разделения его на особо ценное и иное. Исходя из этого можно предположить, что доходы от реализации всего движимого имущества могут быть зачислены в доход бюджетных и автономных учреждений. Официальных разъяснений по данному вопросу на момент написания статьи не имеется.

Бухгалтерский учет операций, связанных с продажей ОС. В бухгалтерском учете учреждений операции по реализации ОС и их списанию с балансового учета будут отражаться на основании первичных учетных документов в порядке, предусмотренном:

  • в казенном учреждении – Инструкцией162н ;
  • в бюджетном учреждении – Инструкцией №174н ;
  • в автономном учреждении – Инструкцией №183н .
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector