Водоотведение на содержание общего имущества что это?
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Водоотведение на содержание общего имущества что это?

Водоотведение на ОДН в 2020 году: особенности расчетов и оплаты

В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды». Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением. Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.

Что включено в общедомовые нужды

Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.

Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:

  • мытье лестниц и лестничных площадок;
  • промывание сетевых коммуникаций;
  • полив палисадников и газонов;
  • внутридомовые потери в водосетях и пр.

По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:

  • сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
  • технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовка системы отопления;
  • технические потери и так далее.

Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.

Нормы водоотведения на ОДН

Постановление № 306 от 23.05.2006 определяет методы и порядок установки нормативов холодного и горячего водоснабжения/водоотведения в случае, если дом не оборудован поквартирными приборами учета.

Предельные нормативы на оплату общедомовых нужд по всем видам услуг устанавливаются органами местного самоуправления. Норматив на водоотведение на общедомовые нужды должен быть опубликован на сайте управляющей компании (УК).

Вновь принятые документы и поправки к действующим правилам призваны упорядочить оплату за ОДН. При установлении размера оплаты принимаются во внимание такие значимые факторы, как:

  • наличие централизованного водоснабжения и водоотведения;
  • объем и тип установленных ванн и прочее.

Например, в Ставропольском крае официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 м2. В основе их расчета лежал анализ факторов, позволяющих поддерживать надлежащее санитарно-гигиеническое и эксплуатационное состояние МКД.

Основание для начисления ОДН на водоотведение и перенос их из коммунальных услуг в состав платы за содержание общего имущества – ч.9.1 ст.156 ЖК РФ и одно из изменений, внесенных в ЖК Федеральным законом от 03.04.18 № 59-ФЗ .

Понятие водоотведения платежах за коммуналку в 2020 году

О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от 07.12.2011 , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.

Предоставление коммунальной услуги по водоотведению регламентирует и р. VII ЖК РФ. Жильцы и собственники помещений обязаны оплачивать получение и утилизацию использованных ресурсов. Документ содержит порядок расчета и санкции за возникновение задолженности по ЖКУ.

Последние изменения в Кодексе, принятые в июле прошлого года, касаются ресурсов, потраченных на общедомовые нужды. ЖК и недавно принятые акты разъясняют, что такое водоотведение в коммунальных платежах в 2020 году, и почему из них исключено водоотведение на ОДН.

Для определения количества воды, сливаемой в канализацию, используются:

  • показания индивидуальных счетчиков на горячую и холодную воду;
  • среднемесячные нормативы ее потребления.

Считается, что объем использованной и слитой в канализацию воды равен суммарному количеству полученного ресурса любой температуры.

С учетом внесенных в законодательство поправок затраты на водоотведение общих стоков следует включить в расходы на содержание имущества МКД. Их объем рассчитывается:

    с использованием нормативов, установленных властями на региональном уровне;

Если последние в доме отсутствуют, за основу принимаются ОПУ водоснабжения. Таким образом, ТСЖ, УК или кооператив не имеют права выводить в отдельную строку «Водоотведение на содержание коллективного имущества».

Пройдите социологический опрос!

Как формируются тарифы

Чтобы грамотно потреблять ресурсы и уметь определить правомерность начисления оплаты, следует знать, как формируются тарифы на коммунальные услуги в РФ.

Собственник жилой площади в МКД должен оплачивать:

  • собственно коммунальные услуги:
    • горячее водоснабжение (не во всех домах);
    • холодное водоснабжение;
    • отопление;
    • водоотведение (канализация) и так далее;
  • капитальный ремонт здания;
  • содержание жилого строения.

Размер оплаты регулируют уполномоченные государственные органы, основываясь на объемах потребления и тарифе коммунального ресурса. Под тарифом в этом случае понимается стоимость единицы ресурса — воды, электричества или газа. Объемы рассчитываются исходя из месячных среднестатистических данных.

Принцип расчета водоотведения

В зависимости от наличия или отсутствия счетчика в доме начисление ОДН на водоотведение производится по-разному. Согласно положениям законодательства, в первом случае в расчетах участвуют объемы потребленной воды и утвержденные региональными властями тарифы на единицу ресурса.

Если счетчика нет, водоотведение рассчитывается по действующим в субъекте РФ среднемесячным нормативам потребления воды.

Формула расчета по счетчику

Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом:

Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф

При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков.

Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично.

В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.

Расчет без счетчика

Если счетчики не установлены, расчет водоотведения производится по действующим среднемесячным нормативам потребления воды, установленным в конкретном субъекте РФ.

В расчет стоимости включено значение норматива, количество прописанных жильцов и тариф.

Норматив Х количество зарегистрированных лиц Х тариф = стоимость

Нормы устанавливаются на региональном уровне. На их размер существенно влияют следующие факторы:

  • климатическая зона;
  • площадь помещения;
  • состояние централизованной канализационной системы;
  • наличие и количество моек, раковин, ванн и так далее.

Если в доме есть техническая возможность установить счетчики, но учетные приборы все-таки отсутствуют, согласно Постановлению № 354, норматив применяется с повышающим коэффициентом. В 2020 году он равен 1,5.

Можно ли не платить за водоотведение

В соответствии со ст. 210, 249 Гражданского кодекса РФ (ГК), п. 1 158 Жилищного кодекса РФ (ЖК), на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Он должен вносить платежи за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Общедомовые нужды — это тоже разновидность коммунальных услуг, получаемых в процессе использования общего имущества в МКД, поэтому их должны оплачивать все жильцы.

За неуплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг, в том числе водоотведения, начисляется пеня. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ, ТСЖ и УК уже на следующий день после просрочки с помощью программного обеспечения автоматически начисляют пеню.

Начиная со второго месяца, на сумму долга насчитываются проценты по такому алгоритму:

  • 31-90 дней — 1/300 рефинансирования ЦБ в день;
  • более 90 дней — 1/130 ставки рефинансирования ЦБ в день.

Если задолженность не погашается на протяжении длительного времени, УК, ТСЖ или поставщик услуги вправе обратиться в суд за принудительным взысканием долга.

Читать еще:  Розыск имущества юридического лица

Судебная практика показывает, что их требования по подобным искам удовлетворяются в отношении всех фактически проживающих в квартире лиц, а не только зарегистрированных.

После вынесения судебного приказа коммунальная организация может обратиться в службу судебных приставов, чтобы взыскать долг из доходов должника: зарплаты, пенсии и так далее.

Выводы

Принятые в текущем году изменения в законодательстве призваны упорядочить начисление стоимости услуг водоотведения ОДН, оплачиваемых владельцами недвижимости. Жильцам стоит знать действующие в их регионе нормативы и тарифы, перед оплатой сверять правильность указанных сумм, используя формулу для их типа МКД, и своевременно оплачивать их.

Видео: Что такое общедомовые нужды и как их рассчитать

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Водоотведение — что это такое и зачем его указывают в квитанциях ЖКХ

Несколько раз мне пришлось конфликтовать с сотрудниками управляющей компании в связи с неправильным начислением платы за водоотведение. Почему-то, у меня получалась сумма к уплате больше, чем начисления за потребленную воду. Я подумала, что не очень понимаю значение термина, поэтому, сначала решила разобраться, что такое водоотведение в квитанции ЖКХ.

Оказалось, что фактически речь идет об обеспечении утилизации использованной воды. В каждой квитанции на оплату коммунальных услуг указывается объем слитой в канализацию воды и за это начисляется плата. В своей статье я подробно расскажу о том, зачем необходимо оплачивать водоотведение и какие последствия может иметь отказ от внесения платы.

Что означает пункт квитанции «водоотведение»?

Строка «Водоотведение» в квитанции – это плата за отведенную из жилого помещения воду. Фактически, человек платит за то, чтобы из его квартиры вывели уже использованную воду. Грязную жидкость собирают, потом доставляют в очистные сооружения и там прогоняют через систему фильтров.

Многие пользователи считают, что эта услуга должна входить в водоснабжение, но это не так. В водоснабжение включены такие услуги, как:

  • транспортировка воды по трубопроводу в МКД и тех.обслуживание инженерных сетей;
  • проведение дезинфекции и подача холодной воды;
  • нагрев и подача горячей воды.

Многие считают, что канализация и водоотведение – это одно и то же, а значит, появление такой графы в квитанции, незаконно. На самом деле, эти две система существенно различаются, поскольку водоотведение выводит нечистоты и сточные воды из дома, а потом очищаются, а уже в канализации они собираются. Плата берется именно за очистку уже использованной воды.

Какие работы выполняются в рамках водоотведения?

Есть несколько видов работ и услуг, которые оказываются населению в рамках функционирования системы водоотведения. Здесь можно выделить такие мероприятия:

  1. Отвод использованной воды. Грязная жидкость из стиральной машины или из ванной попадает в общий трубопровод. В дальнейшем, вода выводится и попадает в канализацию. Особенностью системы является то, что вода движется в одном направлении – к очистным сооружениям.
  2. Транспортировка грязной воды к очистным комплексам. Для этого используется специальная система. Для городских условий, могут быть использованы водонапорные башни, создающие необходимые условия для перегонки нечистот.
  3. Очистительные мероприятия и утилизирование. В очистном комплексе из воды удаляют крупные и средние частицы грязи, инородные предметы. Потом, отходы вывозят на мусорный полигон. Воду прогоняют через систему фильтров и дезинфицируют. В дальнейшем, воду утилизируют, лишь изредка используя ее для тех.нужд.

Чтобы все эти возможности были доступны, управляющая компания собирает плату за водоотведение. Необходимо регулярно проводить тех.обслуживание системы и водонапорных башен, а также, поддерживать работу очистных сооружений. Следят сотрудники и за функционированием необходимых устройств и систем непосредственно в квартирах. При поступлении жалоб со стороны жильцов, сотрудники УК обязаны сразу же выехать на место и принять меры.

По какому принципу рассчитывается водоотведение?

Вопросы, связанные с выполнением необходимых расчетов, регулируются действующими положениями российского законодательства и установленными нормами. Для каждого региона, тарифы различаются, но ежегодно, эти показатели публикуются в СМИ и на официальных сайтах управляющих компаний.

Сегодня действует три способа расчетов:

  1. По индивидуальным счетчикам. Приборы учета устанавливаются в квартире и могут показать точно, сколько кубометров воды (горячей и холодной) было потрачено. Для определения объемов водоотведения оба показателя складываются, а потом, умножаются на актуальный тариф.
  2. На основании данных общедомового счетчика. Это вариант применяется, когда в квартире нет индивидуальных приборов учета. Общее количество расходованной воды делится на всех жильцов, не имеющих счетчиков. Усредненное количество потребленной воды умножается на число проживающих и получается итоговая сумма к оплате.
  3. По нормативам. Данный способ используется чаще всего, поскольку он намного проще, и снимать показания счетчиков не требуется. Достаточно уточнить нормативы по водоотведению, установленные государством и умножить на число проживающие в жилище.

Каждый метод применяется, но если у жильцов есть индивидуальные приборы учета, плата будет в разы меньше, чем при расчете по нормативам. Если своевременно не вносить плату за услугу, то сотрудники УК могут перекрыть слив нечистот и грязная вода будет скапливаться в квартиру, что вряд ли кому-то понравится.

Заключение

Завершить очередной материал стоит некоторыми выводами:

  1. В квитанции ЖКХ присутствует строка «Водоотведение». Это тоже услуга, которая обеспечивает утилизацию и очистку уже использованной воды. Очищенная вода может быть использована для технических нужд.
  2. В рамках водоотведения проводятся разные мероприятия, обеспечивающие своевременное удаление нечистот из жилища и проведение необходимой очистки.
  3. Плата определяется, путем использования одной из стандартных методик — по счетчикам или по нормативам. При наличии счетчиков, плата может быть меньше, если проживающих в квартире не очень много.

Особенности расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества

Достаточно много спорных вопросов к управляющим организациям возникает как у собственников, так и у контролирующих органовв связи с начислением платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества. В данной статье рассмотрим основные моменты, на которые следует обратить внимание при расчете платы за КР на СОИ.

1. Корректность вопросов повестки дня

Часть 9.2 ст.156 ЖК РФ предусматривает возможность начисления КР на СОИ по установленным нормативам потребления либо показаниям общедомового прибора учета при наличии соответствующего решения общего собрания собственников.

На стадии подготовки общего собрания по вопросу расчетов КР на СОИ по показаниям приборов учета , следует обратить внимание на корректность вопросов повестки дня и наличие и наличие в МКД стабильно работающего ОДПУ соответствующего коммунального ресурса.

Так в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2019 № Ф04-291/2019 по делу № А46-9485/2018 о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции,суд согласился с позицией ГЖИ о невозможности начислений КР на СОИ по показаниям ОДПУ в связи с тем, что в протоколе общего собрания собственников была не корректная формулировка: «сумма оплаты вознаграждения выставляется ООО «УК ЕК» в квитанции путем суммирования с платой за содержание и ремонт жилья, установлен порядок оплаты коммунальной услуги – холодное водоснабжение, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома – исходя из индивидуальных показателей».

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 № 13АП-34296/2018 по делу № А26-8864/2018 в удовлетворении заявления управляющей организации о признании недействительным предписания ГЖИ отказано, поскольку вследствие отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета плата за отведение сточных вод при использовании и содержании общего имущества подлежала расчету по утвержденному нормативу потребления.

Читать еще:  Как уменьшить налог на имущество организаций?

2. Площадь для расчета КР на СОИ

Как указал Минстрой РФ в письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04, расчёт платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

Ассоциация ТСЖ попыталась оспорить предписание ГЖИ Саратовской области по вопросу неверного определения площади при расчете размера платы за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, потребляемых в целях содержания общего имущества. Суды установили, что площадь помещений названого многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу составляет 5053,3 кв.м (в соответствии с техническим паспортом – площадь лестниц, коридоров, колясочных). Тогда как ассоциация в своем расчете использует площадь 5816,2 кв. м, добавляя к площади лестниц, коридоров, колясочных, площадь машинных отделений, лифтов, мусоросборников, теплоузлов (технического подполья), пожарных выходов, что повлекло завышение платы за коммунальные ресурсы,потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.В определении №306-ЭС19-3279 от 04.04.2019г по делу №А57-26118/2017, ВС РФ указал: «отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что площадь помещений, относящихся к общему имуществу в доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видами таких помещений».

Напомним, что расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества производится исходя из всех помещений, поименованных в п.п.1, 2 ч.1 ст.36 ЖК РФ.

3.Начисление платы за водоотведение на содержание общего имущества

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2018 №Ф07-13848/2018 по делу № А56-95725/2017 частично удовлетворено требование взыскания стоимости услуг водоотведения на общедомовые нужды. В частности, отказано во взыскании стоимости услуг водоотведения на общедомовые нужды за период, когда дом не был оборудован общедомовым прибором учета сточных вод и когда норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды не был установлен ( до внесения изменения в пункт 21 Правил № 124).

Также следует отметить, что Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.09.2018 № Ф02-4039/2018 по делу № А33-1940/2018 Удовлетворено требование о признании недействительным предписания ГЖИ. Управляющей компании предписано устранить нарушения, выразившиеся в начислении собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за отведение сточных вод при отсутствии конструктивных особенностей дома, предусматривающих возможность такого водоотведения. Требование удовлетворено, поскольку установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный дом имеет конструктивные особенности, предусматривающие возможность потребления такого вида коммунальной услуги, как водоотведение, в том числе связанной с содержанием общего имущества этого дома.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис « Тестирование ». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

01.07.2019 | Водоотведение в целях СОИ

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

Нулевой норматив и его последствия

Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

При отсутствии в доме ОПУ водоотведения и наличии ОПУ ГВС и ХВС объем указанного коммунального ресурса определяется в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения).

В такой ситуации, как указано ранее, при наличии таких составляющих «содержания жилья», как ГВС на СОИ и ХВС на СОИ, возникает некий объем «водоотведения на СОИ», фактическую стоимость которого нельзя предъявлять к оплате собственникам помещений.

Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.

Если же в регионе не утвержден норматив потребления «водоотведения на СОИ» (то есть, норматив равен нулю), УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплатить в РСО весь объем указанного коммунального ресурса за свой счет.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

Читать еще:  Налог на подаренное недвижимое имущество

Если исполнитель услуги РСО

В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.

В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Выводы

В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).

Сверхнормативное потребление «водоотведения на СОИ», образующееся в случае отсутствия ОПУ водоотведения и наличия ОПУ ГВС и ХВС, подлежит оплате из средств исполнителя коммунальной услуги по водоотведению: УО/ТСЖ/ЖСК (при «классической» схеме предоставления коммунальной услуги) или РСО (в случае заключения «прямых договоров» отведения сточных вод).

Как УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива

В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец разобрала один из самых популярных вопросов, которым задаются УО: как начислять КР на СОИ по водоотведению, если в регионе не утверждён соответствующий норматив. Подробнее рассказываем в статье.

Посмотрите видео эксперта по вопросу начисления платы за КР на СОИ по водоотведению

Если в субъекте РФ не утверждён норматив по водоотведению в целях содержания общего имущества дома (КР на СОИ), то управляющие организации не всегда понимают, как правильно рассчитывать плату за такую жилищную услугу. Елена Шерешовец, Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», в очередном выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» рассказала, что в такой ситуации делать УО и ТСЖ:

При расчёте КР на СОИ по отведению сточных вод есть и ещё один сложный вопрос, который возник из-за норм ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ. Там указано, что плата за КР на СОИ начисляется, только если конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления таких коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

В итоге УО часто вообще не начисляют плату за такую жилищную услугу в отсутствие норматива и/или из-за непонимания, как подтвердить, что конструкция дома предусматривает потребление КР на СОИ по отведению сточных вод. Елена Шерешовец объяснила, как поступать УО в обеих ситуациях.

В отсутствие норматива КР на СОИ по водоотведению суммируйте нормативы по холодной и горячей воде

Если в субъекте РФ власти не утвердили норматив на потребление КР на СОИ по водоотведению, то такой норматив определяется по п. 29 постановления Правительства от 23.05.2006 РФ № 306: путём суммирования потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества.

КР на СОИ по горячему и холодному водоснабжению при этом определяется согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ – в пределах установленного в регионе норматива. Следовательно, как поясняет в видеоролике Елена Шерешовец, необходимо суммировать два норматива. Однако если собственники на ОСС приняли решение об оплате КР на СОИ по показаниям ОДПУ, то и размер платы за объём сточных вод будет определяться исходя из суммы показаний приборов по холодной и горячей воде. Также норматив не применяется, если в доме установлены системы АСКУЭ.

Начисляйте плату за КР на СОИ по водоотведению при наличии в доме центральной канализации

Второй вопрос, который Елена Шерешовец осветила в видеоролике, – как подтвердить, что начисление платы потребителям за водоотведение в целях содержания общего имущества в доме правомерно даже при отсутствии конструктивных особенностей для оказания такой услуги. Здесь эксперт предлагает воспользоваться сложившейся в пользу управляющих организаций судебной практикой. Рассмотрим это на примере дела № А60-65129/2017.

В суде рассматривался спор УО и органа ГЖН, который выдал организации предписание, считая, что она не имеет права начислять плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В обоснование такого вывода ведомство указало на отсутствие в доме конструктивных особенностей для оказания таких услуг.

Суд, принимая решение в пользу УО, сослался на проектную документацию на многоквартирный дом, в которой прописано, что здание оснащёно центральной канализацией. Это и есть подтверждение, что в МКД есть конструктивные особенности для оказания услуг по КР на СОИ по отведению сточных вод. Предписание контролирующего органа было признано незаконным.

При этом, как указала Елена Шерешовец со ссылкой на дело № А74-14452/2017, нужно иметь в виду, что РСО имеет право взыскать с управляющей организации плату за КР на СОИ по водоотведению, даже если компания не собирала соответствующие платежи с собственников помещений в МКД. Подробнее об этом узнайте из видеоролика.

Получите консультацию от экспертов Ассоциации «Р1»

Сейчас Минстрой РФ готовит проект дополнений в ПП РФ от № 491. Ведомство планирует внести в него новый п. 29.1, согласно которому возможность потребления соответствующего вида коммунального ресурса будет определяться составом внутридомовых инженерных систем.

Пока такие изменения не внесены, управляющие организации и ТСЖ имеют право начислять плату за коммунальный ресурс водоотведения в целях содержания общего имущества:

  • в отсутствие утверждённого норматива – используя п. 29 ПП РФ № 306;
  • наличие конструктивных особенностей МКД доказывается составом ВДИС, с помощью которых в многоквартирном доме предоставляется соответствующая коммунальная услуга.

Если у вас остались вопросы по предоставлению таких услуг или иным проблемным ситуациям, возникающим при управлении многоквартирными домами, разрешить их вам поможет Ассоциация профессиональных управляющих недвижимостью «Р1». Вступайте в объединение и получите информационную и юридическую поддержку от ведущих экспертов в сфере ЖКХ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector