Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Выкуп недвижимого имущества при изъятии земельного участка

Выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится

На земельном участке, который изымается для государственных или муниципальных нужд либо ввиду его ненадлежащего использования, могут находиться здания, сооружения или другое недвижимое имущество. Право собственности на эту недвижимость может принадлежать как собственнику изымаемого земельного участка, так и другому лицу.

Прекращение права собственности на недвижимое имущество, находящееся на изымаемом земельном участке, возможно, если недвижимое имущество препятствует использованию земельного участка в целях, для которых он изымается. Только в этом случае лицо, изымающее земельный участок, может потребовать и выкупа недвижимости, находящейся на нем. После отказа собственника произвести добровольное отчуждение недвижимости возможно обращение в суд с требованием принудительного изъятия недвижимости в целях ее выкупа.

Истцами являются те же лица, что вправе требовать выкупа земельного участка, на котором расположена недвижимость (см. п. 5 настоящего параграфа). Если недвижимость находится на участке, выкупаемом для государственных или муниципальных нужд, то способом отчуждения является ее выкуп истцом. Если недвижимость находится на участке, выкупаемом ввиду его ненадлежащего использования, то способом отчуждения является ее продажа с публичных торгов.

§ 8. Прекращение права собственности на недвижимость

или права собственности на земельный участок

при прекращении права пользования земельным участком

Конфликт интересов собственника земельного участка и

собственника строения на этом земельном участке.

Юридические способы решения конфликта.

1. Существует общее правило разрешения конфликта между интересами собственника недвижимости, расположенной на чужом земельном участке, и интересами собственника этого земельного участка.

Право собственности на недвижимость (здания, строения и т.п.), находящуюся на земельном участке, не может существовать без каких-либо прав на земельный участок, занимаемый недвижимостью. По российскому законодательству у собственника недвижимости может быть как право собственности, так и право временного пользования земельным участком (например, по договору аренды). После прекращения права пользования земельным участком (например, при истечении срока действия договора аренды) возникает неопределенность в правах на недвижимость, находящуюся на земельном участке. Собственник недвижимости и собственник земельного участка должны прийти к соглашению о правах на недвижимость.

При отсутствии или недостижении такого соглашения вопрос рассматривается судом по иску собственника недвижимости или собственника земельного участка, на котором находится недвижимость. Решение суда может явиться предпосылкой принудительного прекращения права собственности как на недвижимость, так и на земельный участок.

2. Варианты решения вопроса о правах на недвижимость, возведенную на чужом земельном участке, при прекращении права пользования этим земельным участком.

Первый. Общее правило: право собственности на недвижимость прекращается в связи с ее сносом по требованию собственника земельного участка. Это будет прекращение права собственности в связи с физической гибелью вещи помимо воли собственника (см. § 2 настоящей главы).

Исключением из общего правила являются случаи невозможности сноса недвижимости. Это случаи, когда:

– снос недвижимости запрещен в соответствии с законодательством (если недвижимостью являются жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.);

– снос недвижимости не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости недвижимости по сравнению со стоимостью отведенной под него земли.

Второй. При невозможности сноса недвижимости суд может по требованию собственника земельного участка признать его право на приобретение в собственность недвижимости.

Третий. При невозможности сноса недвижимости суд может по требованию собственника недвижимости признать его право на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость.

Наконец, возможен и компромиссный вариант, не связанный с прекращением чьего-либо права собственности: при невозможности сноса недвижимости по требованию любой из сторон спора суд может установить условия пользования земельным участком собственником недвижимости на новый срок.

Таким образом, второй и третий варианты имеют целью прекращение права собственности одного лица с переходом этого права к другому лицу. Но суд признает только право на приобретение в собственность недвижимости или земельного участка. Таким образом, законодатель конструирует модель выкупа имущества, осуществляемого на основании договора купли-продажи, покупателем в котором является истец.

§ 9. Утрата собственником права на долю в общем имуществе

в связи с выплатой компенсации

Особенности принудительной выплаты компенсации.

Данное основание прекращения права собственности относится только к имуществу, находящемуся в общей долевой собственности, и касается только случаев раздела общего имущества или выдела доли из общего имущества. Иногда раздел имущества или выдел доли из него невозможен – тогда допускается выплата компенсации вместо выдела доли.

Принудительная выплата компенсации собственнику вместо выдела доли в натуре допускается по решению суда при наличии одновременно следующих условий:

– доля собственника незначительна;

– доля не может быть реально выделена;

– собственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества.

По своей сути выплата компенсации вместо выдела доли в натуре является выкупом имущества по договору купли-продажи. Специфика данного выкупа заключается в определении момента, когда собственник утрачивает право на долю в общем имуществе – им является момент получения собственником компенсации (подробнее см. главу “Общая собственность” настоящего учебника).

§ 10. Реквизиция имущества собственника

Понятие реквизиции. Внесудебный порядок реквизиции.

Возмездность реквизиции. Момент прекращения права

собственности. Отличие реквизиции от выкупа.

1. Реквизицияэто произведенное в интересах общества принудительное возмездное изъятие имущества в государственную собственность при чрезвычайных обстоятельствах во внесудебном порядке.

Чрезвычайные обстоятельства, служащие основанием для реквизиции: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и др. При прекращении действия чрезвычайных обстоятельств лицо, имущество которого реквизировано, вправе требовать возврата ему сохранившегося имущества, но только в судебном порядке. Необходимо учитывать, что это требование не является способом защиты права собственности. Истец уже не является собственником реквизированного имущества.

Внесудебный порядок, по которому проводится реквизиция, означает, что имущество изымается по решению уполномоченных государственных органов. Следовательно, основанием прекращения права собственности является акт государственного органа (подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Изъятие имущества производится в порядке и на условиях, которые установлены законом (в настоящее время общий закон о реквизиции отсутствует), но сам акт государственного органа о реквизиции является ненормативным, поскольку рассчитан на однократное изъятие конкретного имущества у конкретного лица. Осуществление реквизиции в интересах общества является оценочным критерием законности акта о реквизиции.

Возмездность реквизиции означает, что собственнику выплачивается стоимость изъятого имущества по оценке, произведенной государственным органом. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.

Момент прекращения права собственности на реквизированное имущество – это момент возникновения права государственной собственности, то есть поступление имущества во владение управомоченных государством органов или лиц (ст. 125 ГК РФ). Реквизиция возможна в отношении имущества, находящегося как в частной собственности, так и в муниципальной. В рамках государственной собственности нельзя также исключить обращение по реквизиции в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъекта РФ.

2. Отличия реквизиции от выкупа:

а) при реквизиции изъятие имущества у собственника происходит в административном, а не в судебном порядке;

б) при реквизиции имущество поступает исключительно в государственную собственность;

в) при реквизиции основанием перехода права собственности является акт государственного органа, а не договор;

г) при реквизиции оценка изымаемого имущества устанавливается в одностороннем порядке, а не по соглашению сторон.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Действующий закон предусматривает принцип единства собственности как на участок, так и на расположенные на нем постройки.

Несмотря на то, что право собственности является одним из наиболее защищенных титулов (запрет на посягательство 3-х лиц), существует ряд исключений. Существуют ситуации, когда право собственности переходит не только в результате сделки. В основном они связаны с обеспечением публичных благ и социальных интересов. Одним из таких случаев является отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно располагается.

Особенности и способы этой процедуры предусмотрены ст. 239 ГК.

Что такое отчуждение недвижимого имущества?

Процедура отчуждения недвижимого имущества у собственника – это действия, производимые вне зависимости от его воли (хотя возможно и согласие), итогом которых является прекращение права собственности на недвижимость, совершаемые по специально установленным в законодательстве правилам и основаниям.

От этого порядка следует отличать отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, которая вносится в реестр в качестве обременения. Последнее предусматривает исключительно добровольный характер и требует соответствующего волеизъявления обеих сторон этих правоотношений (договор), чем и отличаются сделки.

Ч. 3 ст. 35 Конституции устанавливает исключительный характер таких действий. При этом, если имущество отчуждается в публичных интересах, то его собственнику гарантируется соразмерное возмещение.

Эти положения конкретизированы в ч. 2 ст. 235 ГК. Она устанавливает закрытый перечень оснований, по которым возможно использование такой процедуры. В других ситуациях наложен запрет в отношении недвижимости закон специально предусматривает следующие случаи:

  • отчуждение недвижимости, обусловленное ненадлежащим использованием земельного участка;
  • отчуждение недвижимости, являющейся незавершенным строительством, ввиду окончания соглашения об аренде муниципального, регионального или федерального земельного участка (речь идет о собственнике соответствующего уровня);
  • отчуждение недвижимости, обусловленное изъятием земли в пользу регионального, муниципального или федерального собственника;
  • если земля принадлежит одному лицу, а постройка другому, когда последняя является объектом культурного значения и не подлежит сносу. При условии невозможности заключения сделки и наличия судебного спора, соответствующим актом может признаваться право принудительного выкупа этого объекта собственником участка;
  • ситуации, когда собственник использует жилье с нарушением назначения, либо содержит его бесхозяйственным образом, грозящим разрушением, и не выполняет соответствующее предписание муниципального органа.

Основания изъятия участка

Похожим образом решается вопрос с изъятием участка. Закон предусматривает это в ст. 279 и 283 ГК. Они устанавливают возможность перехода собственности на землю в пользу регионального, федерального или муниципального публичного собственника.

Эти основания конкретизированы в нормах ЗК (ст. 49). Она предусматривает в качестве оснований необходимость размещения инфраструктурных объектов или последующее использование участка для обеспечения безопасности. Существуют и причины санкционного типа. Они связаны с сельскохозяйственными землями. Если последние не используются соответствующим образом на протяжении 3-х лет, это служит причиной изъятия. Другие виды нарушений заключаются в эксплуатации таких угодий в иных целях, либо таким образом, который создает угрозу причинения урона свойствам аграрных земель.

Правила отчуждения имущества, находящегося на изымаемом участке

Действующий закон предусматривает принцип единства собственности как на участок, так и на расположенные на нем постройки.

Другим важным правилом выступает возмездность изъятия. Исключения могут быть связаны лишь со случаями нарушения земельного законодательства.

Дополнительным принципом выступает приоритет добровольной передачи имущества. В качестве основания перехода права собственности, закон называет соответствующий договор.

Другим принципом выступает изъятие в принудительном порядке исключительно на основании решения суда. На административную процедуру установлен запрет.

Все правоотношения сторон считаются завершенными в момент внесения соответствующих сведений в реестр прав.

К этим правоотношениям применяются правила защиты интересов несовершеннолетнего собственника. При отчуждении любым способом потребуется согласие органов, решающих вопросы в сере опеки и попечительства. Без этого документа, договор между сторонами не станет основанием для внесения изменений в реестр прав, поскольку действующие нормы устанавливают запрет на эти действия без соответствующего документа.

Читать еще:  Транспортные средства облагаются налогом на имущество организаций

Порядок изъятия земельного участка и жилого помещения, находящегося на нем

Закон устанавливает ряд особых правил проведения этой процедуры. Они предусмотрены ст. 32 ЖК. Для этого необходимо решение федерального, регионального, либо муниципального органа, исполняющего соответствующие функции.

Принятое решение доводится до собственника путем направления уведомления. Обязательным приложением к нему является предлагаемый договор. Для заключения сделки действующий порядок требует согласие собственника. В случае, если этот объект оформлен на несовершеннолетнего, действуют особые правила. Для оформления сделки потребуется согласие органа в сфере опеки и попечительства. Договор будет зарегистрирован, а новый собственник внесен в реестр, если в процессе регистрации будут получены доказательства соблюдения интересов несовершеннолетнего собственника.

Судебным решением предыдущему собственнику может быть предоставлено временное право пользования недвижимостью на протяжении не более полугода.

В договор, в том числе и заключаемый в пользу несовершеннолетнего гражданина, допускается включать как условия о денежной выплате, так и о предоставлении нового жилья взамен.

При расчете компенсации учету подлежит не только стоимость изымаемого имущества, но и расходы на переезд и временное проживание.

Сторонам, обсуждающим договор предоставлено 3 месяца на обсуждение условий сделки. Только по прошествии этого срока с момента вручения уведомления уполномоченный федеральный, региональный или муниципальный орган может обратиться в суд. На подачу иска раньше этого срока установлен запрет.

Особенности судебной процедуры

Такое разбирательство возможно только в случаях, когда сторонам не удалось согласовать возмездное отчуждение недвижимого имущества.

В ходе процесса действуют все предусмотренные ГПК принципы. Наиболее важный из них касается равенства сторон. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка в судебном порядке предполагает обязанность истца доказать необходимость этой процедуры. При этом, не важен статус федерального или иного органа.

При решении этого вопроса суды должны учитывать интересы несовершеннолетнего собственника.

Основанием для внесения в реестр сведений о новом собственнике вступает решение суда, вступившее в силу.

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Если государство изымает какое-то имущество для своих нужд, оно компенсирует стоимость этого имущества. Расскажу подробнее.

Когда могут изъять землю

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Поэтому, если высокоскоростная магистраль пройдет через ваше садоводческое товарищество или совсем рядом с ним, у вас действительно могут забрать землю и все, что на ней расположено. Но государство возместит вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Как принимается решение об изъятии

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Размер компенсации

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

  1. Рыночную стоимость земельного участка.
  2. Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.
  3. Убытки в связи с изъятием земельного участка.

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Например, если у вас на участке есть многолетние насаждения, хозяйственные постройки, скважина, их тоже должны оценить и включить в выкупную цену. Расходы, которые вам придется понести в связи с переездом, тоже относятся к убыткам, и государство должно их компенсировать.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка. Например, если на участке, предназначенном для создания и развития личных подсобных хозяйств, построить гостиницу или автомойку — это нецелевое использование земли. Стоимость таких построек не войдет в компенсацию.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Соглашение об изъятии

Вам должны будут прислать на подписание проект соглашения об изъятии недвижимости. Порядок компенсации — сроки, порядок расчетов — будет прописан в соглашении. Вы можете согласиться с ним или предложить свой вариант.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

На компенсацию при изъятии могут рассчитывать не только собственники, но и правообладатели, которым участки принадлежат на правах:

  1. Аренды от государства.
  2. Безвозмездного пользования.
  3. Постоянного (бессрочного) пользования.
  4. Пожизненного (наследуемого) владения.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи , по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то .

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Что делать с налогами

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Вычет вы сможете получить, если подадите в налоговую декларацию. Ее надо будет подать не позднее 30 апреля года, следующего за тем, в котором вам выплатили компенсацию. Если это произойдет в 2019 году, значит декларацию надо будет подать до 30 апреля 2020 года.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Что вам делать сейчас

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Читать еще:  Незаконное присвоение чужого имущества статья УК РФ

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

1. В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 — 286 настоящего Кодекса.

Абзац второй утратил силу с 1 апреля 2015 г.

2. Утратил силу с 1 апреля 2015 г.

Комментарий к Ст. 239 ГК РФ

1. Гарантия собственности неразрывно связана с гарантией личной свободы, направлена на обеспечение собственнику свободного участия в гражданском обороте и предоставление ему возможности удовлетворять жизненные потребности. При этом обеспечение реализации прав собственности предполагает необходимость решения целого комплекса вопросов о взаимодействии интересов собственника и общества.

Достаточно очевидно, что собственность в современном мире в любом случае подлежит ограничению социальными и публичными интересами.

Частью 3 ст. 35 Конституции РФ допускается правомерное принудительное отчуждение любого имущества в установленных законом исключительных случаях при соблюдении соответствующей процедуры. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Принудительное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества допустимо только в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Перечень таких оснований сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным федеральным законом (см. также комментарий к ст. 235 ГК). В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника.

При этом частным случаем принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного комментируемой статьей, является изъятие у собственника земельного участка в публично-правовых интересах (для государственных или муниципальных нужд) либо в качестве гражданско-правовой санкции за ненадлежащее использование земли как особо ценного природного ресурса.

Возможность принудительного изъятия земельного участка в настоящее время признается во всех странах с развитой правовой системой. Конституции большинства европейских государств предусматривают возможность ограничения права частной собственности в целях рациональной эксплуатации земли и «установления справедливых социальных отношений», «для общего блага», в случаях, «оправданных общественной пользой или социальными интересами», «по мотивам общественной пользы» и т.д. .

———————————
См. ст. 44 Конституции Итальянской Республики 1947 г.; ст. 14, 15 Основного Закона ФРГ 1949 г.; ст. 17, 18, 24 Конституции Греции 1975 г.; ст. 33, 45 — 47, 128 Конституции Испании 1978 г.; а также: Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М., 1997. С. 13.

Конституция РФ, закрепляя в ст. 36 право частной собственности на землю и в ч. 3 ст. 35 — принцип предварительного и равноценного возмещения за имущество, принудительно отчуждаемое для государственных нужд, не определяет конкретный порядок и форму соответствующего возмещения в отношении такого специфического имущества, как земельные участки. Данный вопрос урегулирован федеральными законами, прежде всего ЗК РФ (ст. ст. 49, 55, 57 и 63) и ГК РФ (ст. ст. 279 — 283).

Так, ст. ст. 279 и 283 ГК РФ предоставляется возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд путем выкупа земельных участков у собственников, а также у лиц, которые владеют и пользуются земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

При этом случаи, когда допускается такое изъятие, отнесены ст. 49 ЗК РФ к исключительным. Данной статьей приведены только два возможных основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд:

1) выполнение международных обязательств Российской Федерации;

2) необходимость размещения (при отсутствии других вариантов) непосредственно перечисленных в указанной статье объектов государственного или муниципального значения (к примеру, объектов федеральных энергетических систем, объектов использования атомной энергии, объектов обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи).

Иные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены федеральными законами. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно предусмотрены только случаи изъятия таких земельных участков, которые находятся в собственности самих субъектов Федерации либо в муниципальной собственности, т.е. участков, предоставленных в пользование либо аренду гражданам, юридическим лицам.

Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника ввиду его ненадлежащего использования. ГК РФ выделяет два основания такого изъятия:

1) когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК);

2) если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК).

Права на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, могут быть прекращены в порядке и по основаниям, установленным соответственно ст. 54 и п. 2 ст. 45 ЗК РФ. К примеру, наряду с вышеуказанными основаниями земельный участок может быть изъят у данных лиц также в связи с неустранением совершенных умышленно земельных правонарушений, связанных с нарушением установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, с систематическим невыполнением обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии, с систематической неуплатой земельного налога. При этом принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

2. Очевидно, что принудительное изъятие земельного участка, как правило, несовместимо с сохранением у бывшего владельца такого участка права собственности на здания, сооружения, иные объекты недвижимости, расположенные на этом участке.

Это также связано с последовательно закрепляемым в последнее время законодателем в ряде федеральных законов правилом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (см., к примеру, подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Поэтому комментируемой статьей применительно к случаям принудительного изъятия земельных участков устанавливается общее правило об одновременном изъятии (отчуждении) объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.

Смысл рассматриваемой нормы состоит не в дополнительном ограничении прав собственности, а в формировании цивилизованных правил отчуждения (выкупа) этого имущества с предоставлением собственнику справедливой компенсации и в установлении дополнительных гарантий сохранения в отдельных случаях права собственности на такое имущество при изъятии земельных участков.

В частности, согласно комментируемой статье здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на изымаемом земельном участке, могут быть также изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК РФ, только в случаях, когда изъятие земельного участка невозможно без прекращения права собственности на это имущество. При этом требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Таким образом, комментируемая статья с учетом ст. ст. 279 — 282, 284 — 286 ГК РФ в целях обеспечения баланса интересов собственника и публичных интересов устанавливает определенные гарантии защиты прав собственника.

Во-первых, выкуп зданий, сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке, либо их продажа с публичных торгов при отсутствии согласия соответствующего собственника возможны только по решению суда, но не в административном порядке.

Во-вторых, обязательным условием изъятия является доказанность в суде невозможности использования изымаемого земельного участка без прекращения прав собственника на находящуюся на участке недвижимость. При этом бремя доказывания лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, заинтересованных в изъятии земельного участка.

В-третьих, изъятие зданий, сооружений, расположенных на изымаемом земельном участке, возможно только при условии получения справедливой компенсации, а в случае изъятия такого участка для государственных или муниципальных нужд — также возмещения всех связанных с этим убытков (см. комментарий к ст. ст. 279 — 282, 284 — 286 ГК).

3. Поскольку жилые помещения являются разновидностью недвижимого имущества (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), то установленный комментируемой статьей порядок изъятия относится и к ним. Вместе с тем ввиду особой социальной значимости жилых помещений порядок их изъятия в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается также нормами ЖК РФ. В частности, в статье 32 ЖК РФ определяется порядок обеспечения жилищных прав граждан — собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По существу данная статья развивает ст. ст. 239, 279 — 282 ГК РФ с учетом особенностей, установленных для жилых помещений.

К примеру, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включаются не только рыночная стоимость жилого помещения, но и все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.

4. Согласно п. 2 комментируемой статьи она подлежит применению также при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, водных объектов и других обособленных природных объектов, на которых находится это имущество.

При этом, учитывая установленные специальным отраслевым законодательством особенности правового режима таких природных объектов, данная статья будет подлежать применению с учетом данных особенностей.

К примеру, согласно ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ не допускается отчуждение водных объектов, принадлежащих на праве частной собственности (пруд, обводненный карьер), без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Таким образом, объекты недвижимости, расположенные на таких водных объектах, будут подлежать принудительному изъятию (отчуждению) только в случае изъятия земельных участков, в пределах которых расположены такие водные объекты. При этом случаи принудительного прекращения права пользования водными объектами (по аналогии с ненадлежащим использованием земельных участков) не обязательно могут повлечь продажу с публичных торгов соответствующих объектов недвижимости, расположенных на водных объектах.

Так, в соответствии со ст. 10 Водного кодекса РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан в том числе обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.

Читать еще:  Реализация имущества банкротов юридических лиц

Статья 10. Изъятие недвижимого имущества

Статья 10 . Изъятие недвижимого имущества

1. Изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

2. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее – соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

5. Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием.

6. Соглашения об изъятии недвижимого имущества не подлежат государственной регистрации и вступают в силу со дня подписания их заинтересованными сторонами.

7. Не позднее чем за пять месяцев до предстоящего изъятия недвижимого имущества собственник такого имущества должен быть уведомлен о данном изъятии органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, путем направления копии этого решения в соответствии с частью 15 статьи 9 настоящего Федерального закона. Выкуп земельного участка до истечения пяти месяцев со дня такого направления допускается только с согласия собственника земельного участка.

8. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

9. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

10. В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.

11. На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества.

12. В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.

13. Вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.

14. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются только после возмещения стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в том числе путем внесения денежных средств в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются с момента государственной регистрации перехода, прекращения прав на изымаемое недвижимое имущество, если законодательством Российской Федерации, соглашением об изъятии недвижимого имущества или судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества не установлено иное. Соглашением об изъятии недвижимого имущества может быть предусмотрена возможность пользования недвижимым имуществом в течение трех месяцев со дня государственной регистрации прекращения прав на него.

15. В случае, если изымаемое недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, обременено правами третьих лиц, в том числе договором аренды, указанные права прекращаются одновременно с прекращением права собственности на изымаемое недвижимое имущество. При этом заключение каких-либо соглашений или совершение иных действий, за исключением действий, направленных на прекращение права собственности, не требуется. После принятия решения об изъятии недвижимого имущества его собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры, если их исполнение станет невозможным в связи с изъятием недвижимого имущества. Собственник изымаемого недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, осуществляет расчет с лицами, которые указаны в настоящей части лицами и права которых подлежат прекращению, самостоятельно. Размер подлежащих возмещению убытков третьих лиц, которые указаны в настоящей статье и права которых прекращаются, определяется в подготовленном по заказу органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных их изъятием.

16. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности Российской Федерации на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

17. В случае, если земельный участок и (или) иные объекты недвижимого имущества изымаются для размещения объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, право собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы на изымаемые объекты недвижимого имущества возникает с момента прекращения права частной собственности на них.

18. Утратила силу с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

Информация об изменениях:

19. Существование объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, изъятых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, прекращается в случае сноса объектов недвижимого имущества. Принятие решений о таком сносе не требуется.

20. В течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.

21. Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, указанный в части 20 настоящей статьи, является основанием для внесения:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости;

2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, изменений, связанных с прекращением существования объекта недвижимого имущества, в реестр федерального имущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector