Закон об обязательной регистрации недвижимого имущества
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Закон об обязательной регистрации недвижимого имущества

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ
“О государственной регистрации недвижимости”

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 28 февраля, 3 апреля, 29 июня, 1 июля, 3 августа, 25, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 17, 27 июня, 18, 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ законов об оформлении недвижимости: от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
13 июля 2015 г.

Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем.

Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов.

Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов.

Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав.

Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Например, 5 рабочих дней – с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней – с даты приема заявления на регистрацию прав.

Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 г., за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, вступающих в силу 1 января 2020 г.

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в “Российской газете” от 17 июля 2015 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 2, подпунктом “б” пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Регистрация недвижимости: новые правила игры с 1 января 2017 года

Добрый день, коллеги! С 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Новый закон направлен, прежде всего, на упрощение регистрации права собственности на объект, подлежащий кадастровому учету. Одним из изменений станет сформированный Единый государственный реестр недвижимости, который будет вестись в электронной форме и позволит объединить сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП, тем самым облегчив процесс подачи документов для граждан.

Новый закон наряду с другими изменениями наконец позволит автовладельцам оформить парковочные места в качестве отдельной недвижимости, а нотариус получит дополнительные полномочия, став полноценным и неотъемлемым участником сделки по государственной регистрации прав на объект недвижимости. Остановимся на каждом из каждых трех изменений подробнее.

Регистрация машиноместа

В настоящее время при рассмотрении вопроса о возможности признать машиноместо как самостоятельную вещь (помещение), необходимо проанализировать его внешние характеристики. Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением признается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. Машиноместо, границы которого определяются линиями разметки на покрытии пола, не отвечает указанным признакам помещения. В таком случае права на машино-место оформляются как право на долю в общей долевой собственности на здание или помещение (письмо Минэкономразвития России от 26.05.2015 года № ОГ-Д23-7475 «О рассмотрении обращения»).

  • право собственности на машиноместо оформляется посредством регистрации права собственности на долю в праве общей долевой собственности на помещение, здания или сооружение;
  • владение и пользование машино-местом осуществляются по соглашению всех участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом;
  • cобственник машиноместа обязан предложить купить его другим собственникам машино-мест, прежде чем продать его третьим лицам. Сделки по отчуждению машино-мест, оформленные как доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, подлежат нотариальному удостоверению.
Читать еще:  Делится ли имущество приобретенное до брака?

До разъяснения Минэкономразвития в г. Москве была распространена практика регистрация права собственности на машиноместо как на помещение.

После 1 января 2017 года будет возможно применять к машиноместам, расположенным в зданиях или сооружениях, правовой режим недвижимой вещи (в частности, положения о государственной регистрации прав на них, об участии в обороте в качестве самостоятельной вещи). Машино-место получит законодательное закрепление. Оно может быть предметом ипотеки.

Кадастровый учет машиноместа будет осуществляться на основе предоставленного технического плана. Местоположение машиноместа будет устанавливаться посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, на плане здания либо сооружения геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ. Машиноместа будут определяться, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).

Все объекты, получившие отражение в ЕГРП до 1 января 2017 года и имеющие характеристики машиноместа как помещения, в новом законе признаются таковыми без внесения каких-либо изменений в соответствующие разделы реестра.

Собственники долей в праве общей собственности на здание (помещение), предназначенное для размещения транспортных средств, могут осуществить выдел в натуре своих долей и зарегистрировать право собственности на свои машино-места.

Роль нотариуса

Новое законодательство, характеризуется выраженной тенденцией повышения роли нотариусов в обороте недвижимости.

До 28.12.2015 года обязательному нотариальному удостоверению подлежал только договор ренты.

29.12.2015 года – обязательное обращение к нотариусу необходимо при заключении сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину и гражданину, признанному ограниченно дееспособным, а также по сделкам, связанным с распоряжением недвижимым имуществом недееспособных лиц и несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей; при заключении соглашений о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака; сделок по продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу.

В идеале, сопровождение нотариусом сделки с недвижимым имуществом включает в себя предварительную консультацию, составление проекта договора, удостоверение сделки, проведение расчетов по ней (в том числе и через депозит нотариуса) и завершается предоставлением пакета документов на государственную регистрацию и их получением после ее проведения. Последний этап основывается на положениях п. 3 ст. 8.1 ГК РФ, где сказано, что, если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Однако практика показывает, что нотариусы составляют договоры купли-продажи и соглашения по шаблонам, не анализируя всю сделку, часто игнорируют пожелания сторон об условиях договора, допускают грубые ошибки в описании документов или способах расчетов по сделкам. Стороны договора, не имея альтернативы, вынуждены соглашаться на условия диктуемые нотариусами.

После 1 января 2017 года роль нотариусов в обороте недвижимости еще больше увеличится.

  • Закон прямо относит нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
  • При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.
  • Нотариус является одним из лиц, по заявлению которых допускается государственная регистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта (по общему правилу регистрация прав и учет должны производиться одновременно). Но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образов документов, подписанных его усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если документы отправляются в электронном виде, то получить документ на бумажном носителе, с отметкой о государственной регистрации, не получится.

  • Нотариус, выдавший свидетельство о праве на наследство, обязан в течение трех рабочих дней направить в орган регистрации сведения об этом, с указанием данных о лице, получившем свидетельство, кадастровых номерах объектов недвижимости, включенных в состав наследуемого имущества, номере и дате регистрации нотариального действия в реестре нотариальных действий.

Не секрет, что для большей части населения право собственности ассоциируется именно с конкретной бумагой, а не с записью в ЕГРП. Учитывая то, что ранее уже были отменены cвидетельства о праве собственности, люди будут охотнее обращаться к нотариусам за проведением сделок, так как он выдает им желаемое: красивую бумагу, оформленную на бланке и с печатями. Усиление роли нотариусов в обороте с недвижимостью, связанно именно с тем, чтобы приучить людей к тому, что при любой сделке, участие нотариуса будет неизбежным.

Единый государственный реестр недвижимости

В настоящее время действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – действующий закон о регистрации).

В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на объект, подлежащий кадастровому учету, нужно подготовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, и участвовать параллельно в двух длительных процедурах.

После 1 января 2017 года будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

Все помнят перенос данных из БТИ в ГКН в 2012 году. Были случаи, когда данные передавались с ошибкой или просто часть сведений была утеряна. Собственникам таких объектов приходилось самостоятельно исправлять допущенные ошибки. Поэтому, предстоящее слияние двух информационных баз вызывает легкое волнение, особенно учитывая, что в базах сведения по объектам зачастую не совпадают. Многих специалистов волнуют вопросы, каким сведениям будет отдан приоритет, в случае расхождения, как и кем, будут устраняться допущенные ошибки, сколько это потребует времени и денег.

Закон об обязательной регистрации недвижимого имущества

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 N 248-ФЗ), вступившими в силу с 23.01.2020 года (ред 29).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона.

Такое заявление и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде – лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (через портал госуслуг или сайт Росреестра).

Подача заявления

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Читать еще:  Как переписать имущество на жену в браке?

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав – не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, тогда как уже в третьей его редакции содержится 55 оснований приостановления.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

13 июля 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ

Принят
Государственной Думой
3 июля 2015 года

Закон о регистрации недвижимости

Закон о регистрации недвижимости

Вступает в силу этот закон с 1 января 2017 года . Исключения составляют часть 4 статьи 66 и статья 68 (не особо важны для кадастровых инженеров), которые вступают в силу с 1 января 2020 года.

Итак, рассмотрим, что нового принесет этот закон и насколько упростит он регистрацию и кадастровый учет объектов недвижимости.

ЕГРП + ГКН = ЕГРН

Единый государственный реестр прав и Государственный кадастр недвижимости объединяются, образуя Единый государственный реестр недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

ЕГРН будет состоять из: ЕГРП, ГКН, реестра границ (территориальных зон), реестровых дел, кадастровых карт, книг учета документов.

Использование единой государственной системы координат

При ведении Единого государственного реестра недвижимости будет применяться единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Государственный кадастровый учет и регистрация прав будут осуществляться одновременно в 4 случаях:

1) создание объекта недвижимости

2) образование объекта недвижимости

3) прекращение существования объекта недвижимости (права на который зарегистрированы)

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости

Гос. регистрация прав без одновременной постановки на учет будет осуществляться в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости, в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию

2) возникновением права на образованный земельный участок в случае, когда участок изымается для государственных нужд

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Кадастровый учет без одновременной регистрации права:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

4) в отношении всех помещений в здании одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание либо в случае, если право собственности на это здание уже зарегистрировано в ЕГРН;

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (если подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности).

Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующие сроки (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

1) семь рабочих дней — государственная регистрация прав

2) девять рабочих дней — государственная регистрация прав через многофункциональный центр

3) пять рабочих дней – государственный кадастровый учет

4) семь рабочих дней — государственный кадастровый учет через многофункциональный центр

5) десять рабочих дней – кадастровый учет и регистрация прав , осуществляемые одновременно

6) двенадцать рабочих дней – кадастровый учет и регистрация прав, осуществляемые одновременно через многофункциональный центр

Личный кабинет кадастрового инженера

В новом законе вводится такое понятие как Личный кабинет кадастрового инженера .

Информационное взаимодействие кадастрового инженера с органом регистрации прав может осуществляться в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее — электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера»).

За пользование кадастровым инженером своим кабинетом будет взиматься плата , размер которой пока не установлен.

Кадастровый инженер будет иметь возможность поместить во временное хранение в электронное хранилище Личного кабинета кадастрового инженера межевой план, технический план, акт обследования или карту (план) территории. В этом случае заказчик, обращаясь с заявлением в орган регистрации права вправе не предоставлять документы, подготовленные кадастровым инженером, а лишь указать в заявлении идентифицирующий номер соответственно межевого плана, технического плана, карты-плана территории, акта обследования, временно хранящихся в электронном хранилище.

Срок хранения не более трех месяцев.

То есть кадастровый инженер сам выбирает форму взаимодействия с органом регистрации прав: либо через единый портал, либо через Личный кабинет кадастрового инженера. Последнее судя по всему удобнее.

В новом законе установлена 51 причина для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав на объект недвижимости и 1 причина для отказа

Все причины для приостановления учета и регистрации прав можно прочитать в статье 26 закона.

Срок приостановления – не более 3 месяцев.

Отказ может быть лишь в том случае, если причины приостановления не устранены в течение 3 месяцев.

Результат кадастрового учета и регистрации прав

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Кадастровых ошибок больше не будет

Техническая ошибка осталась технической ошибкой. Здесь мало что поменялось.

А вот кадастровая ошибка была переименована в реестровую ошибку . Суть осталась примерно та же. Но название новое. Срок исправления 5 рабочих дней.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Временный характер сведений ГКН отменяется

Новым объектам недвижимости больше не будет присваиваться временный статус. Те объекты, которым уже был присвоен временный характер сведений ГКН, сохраняют этот статус, но только до момента регистрации права, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока все сведения об объектах недвижимости, имеющих временный характер, будут исключены из ЕГРН.

Читать еще:  Реализаторы арестованного имущества

Также новым законом установлено, что объект недвижимости с временным статусом, могут снять с учета собственники. Если земельный участок был образован из земель гос. или муниципальной собственности, то с заявлением о снятии с учета таких объектов может обратиться представитель органа гос. власти или ОМС.

Закон о государственной регистрации недвижимости

Закон о государственной регистрации недвижимости известен как ФЗ №218 и принят 13.06.21015 года. В 2017 году были внесены и вступили в силу поправки, направленные на упрощение процедуры регистрации личных объектов и владений со стороны граждан, а также разграничение ответственности уполномоченных государственных органов. Вся информация по использованию различных построек и земель, а также их принадлежность к истории внесена в ЕГРН. Благодаря этому, уменьшается время на проведение проверок при определении права граждан или компаний на определенные объекты.

О чем говорит закон о государственной регистрации недвижимости?

Федеральный закон №218 является гарантом в сфере регистрации недвижимости. Он рассматривает все вопросы, которые касаются госрегистрации недвижимого имущества на территории России. Здесь отражены особенности оформления и подачи заявления, сроки кадастрового учета, а также случаи его приостановления. Кроме того, приводятся правила оформления выписки, условия компенсационных выплат за утерю прав на недвижимое имущество и другие вопросы.

При создании нового ФЗ 218 учтен европейский опыт в сфере предоставления услуг по оформлению и отражению в ЕГРН сделок, проводимых с недвижимостью. Создание общей информационной базы позволяет снизить расходы государственных учреждений, а также клиентов, пользующихся подобными услугами.

Новый закон действует с начала 2017 года. В его задачу входит правовое регулирование отношений, связанных с решением следующих вопросов:

  • Владение недвижимости, а также сделки по госрегистрации прав.
  • Внесение имущества в кадастровую базу.
  • Добавление информации по объектам в ЕГНР и предоставление данных из общего реестра клиентам.

Сфера применения закона

Задача Федерального закона заключается в регулировании отношений, возникающих при проведении мероприятий по регистрации недвижимости, а также других сделок с недвижимым имуществом, нуждающихся в подобных процедурах. Кроме того, в ФЗ №218 рассмотрены вопросы регулирования взаимоотношений в секторе кадастрового учета недвижимости, а также ведения ЕГРН с последующим предоставлением информации из единого государственного реестра уполномоченным органам.

ЕГРН представляет собой базу, в которой содержатся данные об учтенном недвижимом имуществе, наличии прав и оснований их возникновения, а также о владельцах таких объектах. Положения статьи ФЗ не относятся к госрегистрации и учету прав в отношении различных типов судов — морских и внутреннего плавания, а также определенных участков недр.

Определение терминов

Действующий ФЗ №218 содержит в себе следующие определения, требующий расшифровки:

  • Госрегистрация прав на недвижимость — акт юридического характера, который признает и подтверждает факт появления, корректировки, перехода и приостановки права конкретного субъекта на имущество или его частичное ограничение (в том числе обременение).

Госрегитррация права производится путем внесения данных о праве на недвижимое имущество в ЕГРН. Эта информация является единственным доказательством факта зарегистрированного права владения имуществом. Если подобное право отражено в ЕГРН, его можно оспорить только через судебный орган.

Госрегистрация проходит в отношении права владения, а также другого вещного права касательно недвижимости и сделок, связанных с ним и оговоренных в определенных статьях ГК РФ (130-132, 164 и 133.1). В Федеральном законе оговорена необходимость госрегистрации сделок, которые возникают на основании акта государственной власти или договора. К этой категории относится ипотечное кредитование, доверительное управление активами, а также наем помещения.

  • Государственный кадастровый учет недвижимости представляет собой процедуры, подразумевающий внесение в госреестр недвижимости данных о земельных наделах, сооружениях, домах, объектах незавершенного строительства, а также о других зданиях, прочно связанных с участком земли и без возможности перемещения без нанесения ущерба. Сюда же входит предоставление другой информации о недвижимости, предусмотренной в ФЗ.

Принципы государственной регистрации прав

Федеральный закон о госрегистрации, касающийся недвижимого имущества, четко определяет порядок взаимоотношений при осуществлении регистрационных процедур, связанных с сооружениями и землей, оформлением различных видов операций с недвижимостью, проводимых компаниями и обычными гражданами. Здесь же определяются правил и рекомендации по присвоению кадастровых номеров, являющихся уникальными на всей территории РФ с применением возможностей ЕГРН.

В ФЗ определена необходимость учета информации не только о готовых постройках, но и о сооружениях, которые находятся еще на этапе возведения. Также должны передаваться данные о неосвоенных земельных наделах, квартирах, объектах нежилого фонда и прочих сооружениях.

Выполнение упомянутой выше работы возлагается на государственные органы регистрации исполнительной власти, которые обязаны решать следующие задачи:

  • Соблюдать действие положения о внесении данных и ведении ЕГРН.
  • Координировать деятельность, а также выполнять все возложенные на них функции.
  • Готовить и распространять методические материалы для граждан, а также самим проходить обучение, касающееся основной деятельности.

Представители структур, осуществляющих регистрацию на местах, должны решать следующие задачи:

  • Принимать заявления у граждан и компаний, в том числе правоустанавливающие документы. После получения пакета бумаг сотрудники таких организаций проводят проверку на корректность их оформления и подлинность.
  • Проверять факт наличия ранее зарегистрированных или заявленных прав на недвижимое имущество.
  • Регистрировать информацию о правах на недвижимость с ее фиксаций в ЕГРН. Такие действия проводятся при отсутствии проблем с документами и отсутствии противоречий в имеющейся информации.
  • Выдавать гражданам или юрлицам документы, оформленные по установленному образцу, и подтверждающие факт присвоения кадастрового номера предмету недвижимости.
  • Предоставлять справочные данные, касающиеся имущественных объектов и земель из ЕГРН.

Кроме того, регистрирующие государственные структуры обязаны регистрировать права на объекты без хозяев.

Могут ли отказать в регистрации?

В статье 27 Федерального закона рассмотрены все ситуации, когда государственный орган вправе отказать принимать обращение о госрегистрации прав и не вносить данные в ЕГРН.

К основным причинам отказа стоит отнести:

  • Заявитель не предъявил документы, которые бы подтверждали его личность. Если в этой роли выступает поручитель, он должен передать бумаги, подтверждающие его правомочность выступать от имени определенного лица.
  • В предоставленном заявлении данные внесены небрежно, имеется много исправлений и приписок тексту, что не позволяет получить полную информацию об объекте и заявителе.
  • В обращении и документах, направленных для рассмотрения государственными органами через Интернет, отсутствует необходимая для анализа информация.
  • Представленные к рассмотрению бумаги оформлены без учета действующих требований, а также имеют ряд неточностей.
  • На заявлении не поставлена виза (подпись) владельца или уполномоченной для выполнения таких действий стороны.
  • Отсутствует подтверждение оплаты государственной пошлины.
  • Предварительные работы по проверке ЕГРН показали факт обременения права на операции с объектом, а также наличие заявления владельца о необходимости его персонального присутствия в случае осуществления каких-либо сделок с недвижимым имуществом.

Если заявитель оформил все документы с учетом требований Закона о госрегистрации, соответствующий орган обязан принять их к рассмотрению, и не имеет права отказывать в прохождении предусмотренных законом процедур.

Ответственность регистрационных органов

Как и любой другой государственный орган, работники регистрационных структур также несут ответственность при некачественном выполнении своих обязательство по регистрации прав и внесению данных в ЕГРН.

Регистрационные органы могут быть наказаны в следующих случаях:

  • Необоснованный отказ в регистрации недвижимого имущества, что установлено и закреплено судебными органами.
  • Игнорирование требований или же их неполное выполнение в отношении правил и норм госучета.
  • Халатное отношение к своим обязательствам, что ведет к ошибочному внесению информации в ЕГРН или ее уничтожению.
  • Отказ в приеме заявления и приложенных к нему бумаг, а также возврат документов без рассмотрения.
  • Внесение в ЕГРН некорректной информации или указание данных с ошибками, что привело к материальному ущербу 3-их лиц, применяющих недостоверные данные в процессе ведения бизнес-деятельности и принятия коммерческих решений.
  • Нарушение сроков выполнения работы по внесению данных в ЕГРН без предоставления информации заявителю о причинах подобной задержки.
  • Отказ в предоставлении информации из ЕГРН без объяснения своих действий и подтверждения их правомочности.

Если в процессе выполнения работы сотрудник органа госрегистрации нанес убытки клиенту, возмещение средств осуществляет государство через казначейство РФ. Сотрудник соответствующего органа госрегистрации не несет финансового наказания, если в процессе проверки подтвержден факт некорректной информации, передачи недействительных и поддельных документов, неоригинальность которых невозможно определить визуально.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector