Государства заключают налоговые соглашения в целях
Действие международных договоров в области налогообложения
С. Гаврилова, ведущий юрист ООО “РосКо – Консалтинг и аудит”
Опубликовано в “Финансовой газете. Региональный выпуск” № 13/2011
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кроме того, в НК РФ законодатель закрепил один из важнейших принципов международного права – приоритет норм международного законодательства над национальным. Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Данная статья НК РФ согласуется с положениями п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”, в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 101-ФЗ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры в области налогообложения можно разделить на три основных типа:
1) соглашения об избежании двойного налогообложения
Как отмечается в юридической литературе, международные соглашения об избежании двойного налогообложения являются способом решения проблемы двойного налогообложения на межгосударственном уровне. Целью их заключения является, во-первых, устранение двойного налогообложения, поскольку оно оказывает отрицательный эффект на возможность расширения торговли товарами и услугами и перемещение капитала и лиц, серьезно затрудняет развитие экономических связей. Во-вторых, желательно, чтобы налогоплательщики, осуществляющие коммерческую деятельность в нескольких странах, имели точное представление о системе налогообложения в этих странах и были уверены в том, что государства применяют общие методы уплаты налогов.
Целесообразны такие соглашения и как средство борьбы с уклонениями от уплаты налогов и нежелательным бегством национальных капиталов за рубеж.
Соглашение об избежании двойного налогообложения распространяет свое действие, как правило, на следующие налоги:
– налог на доходы физических лиц;
– налог на имущество организаций.
Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действовавших на 1 января 2009 г., был приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.
Соглашения заключались на основе Типовой формы соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.1992 N 352 “О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества”. В настоящее время действует форма Типового соглашения, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84, которое вступило в силу 16 марта 2010 г. Значительное количество изменений, внесенных Постановлением N 84, в Типовое соглашение связано с осуществлением мер по противодействию уклонению от уплаты налогов.
В настоящее время Российская Федерация заключила и применяет международные соглашения об избежании двойного налогообложения с 74 государствами;
2) соглашения о взаимодействии в налоговой сфере
Данные соглашения заключаются, как правило, с целью проведения согласованной налоговой политики, направленной на осуществление скоординированных экономических реформ в области налогообложения, исходя из важности межгосударственного сотрудничества и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе для эффективного решения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.
Предметом рассматриваемых соглашений являются сотрудничество и взаимная помощь компетентных органов государств-участников по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере. Государства-участники осуществляют сотрудничество в рамках соглашений, однако руководствуются национальным законодательством и международными обязательствами своих государств.
К таким соглашениям относятся:
Соглашение правительств государств – участников стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 04.06.1999;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995;
Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25.03.1998;
Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств – членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2002;
Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества независимых государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте от 10.03.2000;
3) соглашения в области налогообложения конкретными налогами
Примером такого соглашения может служить Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Из преамбулы этого Соглашения следует, что стороны заключили его, стремясь к развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установлению добросовестной конкуренции. Целью заключенного Соглашения является углубление экономической интеграции и создание равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении соответствующей деятельности на основании общепринятой в международной торговле системы косвенного налогообложения по принципу страны назначения.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Данное Положение устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Российской Федерации в Республику Беларусь или из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.
Действие международных договоров в области налогообложения
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кроме того, в НК РФ законодатель закрепил один из важнейших принципов международного права – приоритет норм международного законодательства над национальным. Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Данная статья НК РФ согласуется с положениями п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”, в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 101-ФЗ заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Международные договоры в области налогообложения можно разделить на три основных типа:
1) соглашения об избежании двойного налогообложения
Как отмечается в юридической литературе, международные соглашения об избежании двойного налогообложения являются способом решения проблемы двойного налогообложения на межгосударственном уровне. Целью их заключения является, во-первых, устранение двойного налогообложения, поскольку оно оказывает отрицательный эффект на возможность расширения торговли товарами и услугами и перемещение капитала и лиц, серьезно затрудняет развитие экономических связей. Во-вторых, желательно, чтобы налогоплательщики, осуществляющие коммерческую деятельность в нескольких странах, имели точное представление о системе налогообложения в этих странах и были уверены в том, что государства применяют общие методы уплаты налогов.
Целесообразны такие соглашения и как средство борьбы с уклонениями от уплаты налогов и нежелательным бегством национальных капиталов за рубеж.
Соглашение об избежании двойного налогообложения распространяет свое действие, как правило, на следующие налоги:
налог на прибыль;
налог на доходы физических лиц;
налог на имущество физических лиц;
налог на имущество организаций.
Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действовавших на 1 января 2009 г., был приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.
Соглашения заключались на основе Типовой формы соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.1992 N 352 “О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества”. В настоящее время действует форма Типового соглашения, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84, которое вступило в силу 16 марта 2010 г. Значительное количество изменений, внесенных Постановлением N 84, в Типовое соглашение связано с осуществлением мер по противодействию уклонению от уплаты налогов.
В настоящее время Российская Федерация заключила и применяет международные соглашения об избежании двойного налогообложения с 74 государствами.
2) соглашения о взаимодействии в налоговой сфере
Данные соглашения заключаются, как правило, с целью проведения согласованной налоговой политики, направленной на осуществление скоординированных экономических реформ в области налогообложения, исходя из важности межгосударственного сотрудничества и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе для эффективного решения задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений.
Предметом рассматриваемых соглашений являются сотрудничество и взаимная помощь компетентных органов государств-участников по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере. Государства-участники осуществляют сотрудничество в рамках соглашений, однако руководствуются национальным законодательством и международными обязательствами своих государств.
К таким соглашениям относятся:
Соглашение правительств государств – участников стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 04.06.1999;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 28.07.1995;
Соглашение между Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики и Государственной налоговой службой Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25.03.1998;
Соглашение об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств – членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2002;
Соглашение о взаимодействии государств – участников Содружества независимых государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте от 10.03.2000;
3) соглашения в области налогообложения конкретными налогами
Примером такого соглашения может служить Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Из преамбулы этого Соглашения следует, что стороны заключили его, стремясь к развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установлению добросовестной конкуренции. Целью заключенного Соглашения является углубление экономической интеграции и создание равных возможностей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении соответствующей деятельности на основании общепринятой в международной торговле системы косвенного налогообложения по принципу страны назначения.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Данное Положение устанавливает порядок уплаты косвенных налогов по товарам, экспортируемым из Российской Федерации в Республику Беларусь или из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.
Светлана Гаврилова, эксперт – юрист компании «РосКо – Консалтинг и аудит», специально для “ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА” N 13, 2011 года
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
— Европейское Экономическое Сообщество;
— Европейская Ассоциация Свободной Торговли;
— Латиноамериканская Ассоциация Интеграции;
— Латиноамериканская экономическая система;
— Карибское Сообщество; – соглашения об избежании двойного налогообложения — многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:
— доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;
— имущества и доходов от реализации имущества;
— доходов и имущества в сфере международных перевозок;
— доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности); – соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (организаций) и лиц (и членам их семей):
— по дипломатическим представительствам — дипломатические конвенции (Венская конвенция 1961 г. и двусторонние соглашения);
— по консульским учреждениям — консульские конвенции (Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции);
— по международным организациям — конвенции о льготах международным организациям и их служащим (Венская конвенция 1969 г.). – соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах:
— соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми органами (налоговыми властями, компетентными органами) по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения;
— по применению единых ставок и общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов (НДС, акцизов, государственной пошлины и т.д.). – комбинированные соглашения — соглашения, регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов (наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество). Первым международным налоговым соглашением считается соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества.
После Первой мировой войны 1914—1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация. С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. — Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977 г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов. Впоследствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.). Модельные конвенции распространяются на все виды налогов на доходы и капитал. Основными целями являются:
— предотвращение уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога. Модельные соглашения содержат:
— перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;
— определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;
— определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве — источнике дохода таких видов доходов, как: – прибыль от коммерческой деятельности; – дивиденды; – проценты; – роялти; – доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); – доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); – других доходов;
— определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);
— установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.). В отличие от Модельной конвенции ООН Модельная конвенция ОЭСР разрабатывалась с учетом отношений, сложившихся между развитыми странами, что обусловило применение в качестве основного принципа обложения доходов по месту резидентства получателя дохода, а не по месту источника дохода. Установлена модельная конвенция по имуществу.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .
Смотреть что такое “МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ” в других словарях:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ — правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юридич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринимательской деятельности. Как правило, соглашения об… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — сфера международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики. В условиях глобализации мировой экономики существование национальных границ государств начинает иметь все меньшее значение для ведения… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНЯ — заключаются с целью регулирования вопросов налогообложения между различными странами. В условиях роста международного движения капитала, в том числе между промышленно развитыми странами, вопросы налогообложения иностранных инвесторов приобрели… … Внешнеэкономический толковый словарь
Международные расчёты — (International settlements) Расчёты по международным торговым операциям Основные формы и правовые особенности международных расчётов, системы для их проведения Содержание Содержание Раздел 1. Основные понятия . 1Определения описываемого предмета… … Энциклопедия инвестора
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — двусторонние международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные Российской Федерацией со следующими странами, входящими в СНГ: Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдовой,… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора
СОГЛАШЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ — соглашение, имеющее своей целью урегулирование вопросов налогообложения между различными странами для того, чтобы избежать двойного налогообложения с помощью определения налоговой юрисдикции каждого из договаривающихся государств. Существующие… … Большой бухгалтерский словарь
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — составная часть налогообложения международной экономической деятельности. Под международной экономической деятельностью понимаются все процессы, связанные с междунар. движением товаров, работ, услуг и капиталов. Механизм налогообложения такой… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — законодательно установленное обязательство по уплате подоходного налога физическими лицами, находящимися на территории другого государства. Экономич. отношения гос ва и гражданина определяет принцип постоянного местожительства. Условно принято… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Международные налоговые соглашения и их использование в налоговом планировании
“Налоговый учет для бухгалтера”, 2006, N 3
Международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях. Государства заключают их для облегчения экономического сотрудничества между своими гражданами и организациями. При отсутствии соглашения возможна ситуация, когда один и тот же доход облагается налогом в обеих странах. Например, прибыль от действия представительства иностранной компании всегда облагается налогом по месту нахождения этого представительства. Однако эта прибыль также может облагаться налогом и по месту нахождения самой иностранной компании согласно нормам законодательства этой страны.
Устранение этой явной несправедливости и установление четких налоговых правил для международных коммерческих операций и есть основная цель заключения налогового договора.
От международного соглашения до минимизации налогового бремени
Заключаются подобные соглашения в основном для того, чтобы исключить возможность обложения налогом одного и того же дохода дважды – в двух странах. В качестве же “побочного продукта” такие соглашения зачастую дают возможность использования компаний из соответствующих стран в качестве инструмента налогового планирования, то есть для уменьшения налогов в международной коммерции.
Как правило, налоговые договоры заключаются между странами со стандартным уровнем налогообложения. Офшорные же зоны таких договоров не имеют – нет налога, нет и двойного налогообложения, а стало быть, незачем договариваться о его исключении. Предоставлять же односторонние налоговые льготы офшорным компаниям страны с высокими налогами никак не настроены. Даже если договор с такой страной заключается, то, как правило, офшорные компании (“нерезидентные”, “освобожденные”, компании международного бизнеса) из-под его действия в явном виде выводятся.
Кроме двусторонних налоговых соглашений, могут действовать и многосторонние договоренности. Так, все страны ЕС применяют к резидентам друг друга унифицированные правила по исключению двойного налогообложения в отношении дивидендов, получаемых от дочерних компаний.
Что касается офшорных зон, то с ними развитые страны, как правило, заключают соглашения не об исключении двойного налогообложения, а об обмене налоговой информацией. Это значит, что если, скажем, в США возникнут вопросы к некому налогоплательщику в отношении его сделок с некой багамской компанией, то по условиям такого соглашения правительство Багамских островов обязано будет представить США всю необходимую информацию о данной компании.
Работающие схемы оптимизации налогов
Помимо того что нормы налоговых соглашений выполняют свою прямую функцию, то есть облегчают межгосударственную коммерцию и снимают двойное бремя налогов, некоторые их положения позволяют дополнительно снижать налоги путем целенаправленного структурирования бизнеса.
Прежде всего, речь идет о положениях, относящихся к налогам у источника на так называемые пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, а также на доходы от международных перевозок. Обычно при выплатах таких доходов зарубежному партнеру резидент некоторой страны должен удержать и выплатить в казну своего государства налог по определенной ставке. При наличии же договора между двумя этими странами ставка может быть существенно уменьшена, или же налог у источника может вовсе не взиматься.
Благодаря этому при построении схемы деятельности того или иного международного бизнеса часто существует возможность выбрать юрисдикцию или набор юрисдикций, обеспечивающие минимальные налоговые потери при осуществлении данных выплат. В этих юрисдикциях и осуществляется регистрация компаний, предназначенных, в первую очередь, для налоговых целей. Например, в качестве холдингового элемента всей структуры, получающего дивиденды от всех ее составных частей, может использоваться компания из страны, налоговые договоры которой предусматривают минимальную ставку налога у источника на дивиденды, для владения патентами, принадлежащими данной структуре, – компания из страны, куда с минимальными потерями могут выплачиваться роялти и т.д. Естественно, при этом надо учитывать и уровень налогообложения в самой стране, где скапливаются дивиденды или роялти, а также возможные налоговые потери при дальнейшем распределении накопленной прибыли. Возможны и более сложные схемы, при которых для минимизации суммарных налоговых потерь дивиденды, проценты или роялти передаются по цепочке из одной страны в другую.
Какие налоги можно уменьшить?
Налоги, на которые распространяется соглашение, во всех случаях включают налоги с доходов, а в некоторых случаях – налоги с имущества (или капитала). Что касается НДС, то он никогда не подпадает под действие налоговых соглашений. Дело в том, что НДС – косвенный налог на потребление, взимаемый по месту реализации товара или услуги независимо от местонахождения (резидентности) продавца.
Налоговая система страны может меняться со временем: например, в России действуют совсем не те налоги, что были в СССР во время заключения им налоговых соглашений. Поэтому соглашения предусматривают, что в случае введения аналогичных налогов в дополнение или вместо действовавших они также подпадают под соглашение.
Структура международного налогового соглашения
Типичная структура соглашения такова:
определяются лица, к которым применяется соглашение (резиденты каждой из сторон соглашения);
определяются налоги, к которым применяется соглашение (на доход или на доход и имущество);
устанавливается, что доходы постоянного представительства иностранной компании подлежат налогообложению по месту его нахождения (при этом дается развернутое определение постоянного представительства);
отдельно оговаривается налогообложение доходов от международных перевозок, авторских прав и лицензий, дивидендов и процентов (устанавливается максимально допустимая ставка налога у источника), а также доходов от имущества. Если соглашение распространяется на налоги с имущества, оговаривается порядок их взимания;
определяется порядок налогообложения физических лиц;
устанавливается порядок исключения двойного налогообложения (кредитный метод или метод исключения дохода из налоговой базы);
соглашение также может содержать специальные положения против уклонения от налогов, в том числе принципы налогообложения ассоциированных предприятий (например, кипрских компаний, контролируемых россиянами);
отдельными статьями может предусматриваться обмен информацией между налоговыми органами двух стран;
наконец, даются заключительные положения относительно недискриминации условий применения соглашения, урегулирования спорных вопросов и т.д.
Борьба с уклонением от налогов с использованием международных соглашений
Большинство современных налоговых договоров содержат положения, направленные против уклонения от налогов. К ним относятся положения о так называемых ассоциированных предприятиях. Под ними имеются в виду компании из одной страны, так или иначе контролируемые предприятиями-резидентами другой страны. Такие зарубежные структуры могут использоваться в налоговых целях. Путем заключения договоров (торговых, лицензионных и т.д.) между такими связанными компаниями на условиях, отличных от рыночных, прибыль всей группы может искусственно перераспределяться в пользу юрисдикции с меньшим уровнем налогов.
Принцип вытянутой руки
Для избежания этого в налоговые соглашения может вводиться так называемый “принцип вытянутой руки”. Это значит, что для целей налогообложения искаженная подобными операциями прибыль принудительно пересчитывается обратно к “правильным” значениям, то есть к таким, как если бы компании были независимы друг от друга (находились “на расстоянии вытянутой руки”).
Кроме того, в соглашении могут содержаться правила определения резидентности, исключающие из-под действия договора компании со льготным налогообложением (офшорные), если таковые имеются, или компании, контролируемые резидентами другого государства.
В некоторых соглашениях предусмотрены даже такие жесткие меры, как взимание налогов одним договаривающимся государством в пользу другого.
Также предусматривается обмен налоговой информацией между компетентными органами двух стран.
Налоговые соглашения России
Россия унаследовала от СССР налоговые соглашения более чем с двумя десятками стран. Сразу после распада Союза Россия начала активную деятельность по подписанию новых договоров и перезаключению старых. В настоящее время действует 66 налоговых соглашений РФ, из которых лишь пять заключены еще при СССР. С большинством развитых стран соглашения уже имеются. Наиболее выгодным в экономическом плане считается соглашение с Кипром. Приведем перечень действующих соглашений Российской Федерации с другими государствами.
Международные налоговые соглашения Российской Федерации
Однако стоит отметить, что в каждом соглашении есть отступления от общих правил и свои нюансы, поэтому для правильного их применения при разработке налоговой схемы рекомендуем изучать непосредственно нужное из них.