Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую: что грозит налогоплательщикам

Забыли отправить декларацию

Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.

Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.

Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию. Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество. Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ , Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Не сдан годовой отчет

Бухгалтерский баланс с приложениями обязаны сдавать практически все российские организации. Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую службу менее жесткий. Так, экономический субъект, не предоставивший бухгалтерский баланс в ФНС, должен уплатить в бюджет всего 200 рублей. Однако 200 рублей — это наказание за каждую несданную форму.

Напомним, что годовая бухотчетность состоит из нескольких бланков:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет об изменении капитала.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Отчет о целевом использовании средств.

Причем конкретный перечень финотчетности определяется в зависимости от категории налогоплательщика. Например, субъекты малого предпринимательства могут отчитываться по упрощенным формам (баланс и отчет о финрезультатах). Для них несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию будет стоить 400 руб. (200 × 2).

Тогда как коммерческие организации и банковские учреждения обязаны отчитываться по полной. Для этих субъектов наказание будет равно 1000 руб. (200 × 5 форм).

Причем контролеры вправе наказать и ответственных должностных лиц. Так, штраф за несдачу баланса в налоговую 2019 для работника компании составит 300–500 руб.

Не отчитались по другим формам

Помимо деклараций и финотчетности, налогоплательщики предоставляют в ФНС довольно большой объем отчетной информации. За нарушение сроков сдачи предусмотрены наказания в виде штрафных санкций.

Итак, какие ждут штрафы за несданную отчетность в налоговую:

  1. Справка 2-НДФЛ. Накажут по 200 руб. за каждую опоздавшую справку.
  2. Расчет 6-НДФЛ. Оштрафуют на 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Расчет по страховым взносам. Налогоплательщика ждет аналогичное наказание, как и за несданную декларацию. То есть 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки от суммы взносов, своевременно не уплаченных в бюджет. Минимальное наказание — 1000 руб., максимальное — 30 % от неуплаченной суммы взносов в бюджет.

Иная несдача отчетности в налоговую службу — штраф 200 руб. за каждый непредоставленный документ. Например, при камеральной (выездной) проверке не предоставлены подтверждающие документы. Оштрафуют по 200 рублей за каждый регистр или первичку.

Отчетность в ПФР и ФСС

Компанию накажут не только за несданные сведения в ИФНС. Также штрафные санкции предусмотрены за нарушение сроков сдачи отчетов в Пенсионный фонд, Соцстрах и Росстат.

На сколько оштрафуют:

  1. СЗВ-М — по 500 руб. за каждое застрахованное лицо в просроченном отчете.
  2. СЗВ-СТАЖ — по 500 руб. за каждого работника в опоздавшей отчетности.
  3. 4-ФСС — по 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки, от суммы страховых взносов НС и ПЗ, подлежащей к уплате по опоздавшему отчету. Не более 30 % от суммы взносов НС и ПЗ, но не более 1000 руб.

За непредоставленную статотчетность ждут самые крупные штрафы. Если нарушение допущено впервые:

  • на должностное лицо или ИП — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.

За повторный проступок:

  • предприниматель или должностное лицо — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлица — от 100 000 до 150 000 рублей.

Такие штрафные санкции предусмотрены статьей 13.19 КоАП .

Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности

Заканчивается третий квартал 2019г., компаниям и ИП нужно сдавать налоговую отчетность по итогам 9 месяцев работы. Если вовремя не представить документы, налоговая инспекция выпишет штрафы или даже приостановит операции по расчетным счетам. Расскажем подробнее, что нужно сделать, чтобы вовремя сдать отчетность и защитить компанию от дополнительных финансовых расходов.

Форматы представления информации

Отчетная налоговая документация может представляться в электронном виде или на бумажных носителях. Это зависит как от налога или сбора, по которому формируется документ, так и от самой компании. При выборе формата представления данных необходимо ориентироваться на то, что именно указано в законодательстве по конкретной ситуации. Однако нужно понимать, что сдача отчетности на бумаге сопряжена с внушительными затратами труда и времени, тогда как подача в электронном виде позволяет их сократить.

Что касается способа передачи отчетности, то это может быть:

  • личное посещение отделения ИФНС руководителем или иным лицом, уполномоченным передавать отчетность (на основании доверенности);
  • отправление почтой России заказного письма с описью вложения;
  • личный кабинет на сайте ФНС;
  • отправка через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Важно! Обязательно нужно удостовериться, что для конкретного вида отчета можно использовать тот или иной способ передачи. Если нарушить правила подачи отчетности, она не будет принята налоговыми органами.

Штрафы за несдачу отчетности

Если налоговая отчетность не будет получена в срок, налоговики выписывают штрафы на компанию согласно ст. 119 НК РФ:

  • если налог перечислен в полном объеме, а декларация по нему не передана, предусмотрен штраф в размере 1 000 руб.;
  • если налог перечислен не полностью или совсем, выписывается штраф в размере 5% от суммы задолженности за каждый месяц просрочки. При этом штраф не может быть больше 30% этой суммы и должен быть не меньше 1 000 руб.;
  • если налогоплательщик не сдал нулевую декларацию, штраф составляет 1 000 руб.

Штраф за неверный формат отчетности

Если налоговая отчетность будет представлена в неверном формате, за это предусмотрена ответственность согласно ст. 119.1 НК РФ. Штраф составляет 200 руб. за каждый случай непередачи отчетности.

Читать еще:  Какие бывают налоги в России

При этом есть вероятность, что отчетность не будет принята даже в том случае, если компанией будут соблюдены все правила ее представления. Дело в том, что из-за технических сбоев в телекоммуникационных системах передачи данных отчетность также может не поступить в налоговую инспекцию. Если декларации подавать в самый последний момент, то есть риск, что на компанию будет выписан штраф за просрочку.

Оспорить такое решение налоговой инспекции можно через суд. Однако это может затянуться на длительный срок. Кроме того, нужно будет представлять доказательства, что налогоплательщик не представил отчетность именно по причине технического сбоя в системе.

Как заплатить штраф?

Налогоплательщик может заплатить штраф по уведомлению, присылаемому налоговой инспекцией. Также он может рассчитать и заплатить штраф самостоятельно. Для этого нужно:

  • сформировать и передать отчетность;
  • заплатить налог;
  • определить размер штрафа;
  • заплатить штраф по реквизитам ИФНС на конкретный КБК для штрафов по этому налогу;
  • провести сверку с ИФНС.

Важно! ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности только в течение 3-х лет с момента нарушения им правил предоставления отчетности. Этот срок не зависит от системы налогообложения, конкретного налога или вида декларации.

ИФНС может уменьшить размер штрафа при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств. Налогоплательщику следует подать заявление, в котором указать, что налоговая отчетность не сдана в установленные сроки по уважительным причинам. К заявлению нужно обязательно приложить оправдательные документы.

Аргументами в качестве смягчающих обстоятельств могут быть такие моменты:

  • налог перечислен в установленные сроки без задержки;
  • нарушение по отчетности допущено впервые;
  • у налогоплательщика нет задолженности по иным налогам;

Если налоговая инспекция откажет в снижении размера штрафа, компания может обратиться в суд, чтобы оспорить это решение. При рассмотрении дела нужно представить оправдательные документы, которые будут подтверждать заявленное требование истца.

Как избежать штрафных санкций?

Чтобы обезопасить себя от финансовых рисков, налогоплательщику нужно следить за сроками подачи отчетности и форматами ее представления в ИФНС.

В первом случае можно вести специальный платежный календарь, с помощью которого будут контролироваться сроки перечисления налогов, а также размеры необходимых сумм денежных средств.

Во втором случае целесообразно пользоваться современными бухгалтерскими программами, которые будут своевременно обновляться в соответствии с требованиями законодательства. В такой ситуации подходит программное обеспечение компании 1С, которое позволяет автоматизированным способом решить проблему обновления форматов отчетной документации.

Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2020 году

Случаи не сдачи отчетности в ИФНС не так уж редки. Они могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, просто забыли, либо не отследили изменения в законодательстве, а быть может, начали заниматься новым видом деятельности.

Например, вновь созданные организации зачастую забывают сдать Сведения о среднесписочной численности. Для вновь созданных организаций срок сдачи таких сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации (создания) организации. В дальнейшем такая организация обязана представлять Сведения о среднесписочной численности раз в год (не позднее 20 января), как и все давно действующие организации.

Вне зависимости от причин санкции со стороны контролирующих органов все равно последуют. Разберемся, какие они могут быть (Читайте также статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2020).

Состав отчетности, сдаваемой в ИФНС

Обычно отчетностью, сдаваемой в ИФНС, обобщенно называют все Декларации, расчеты, сведения, сдача которых в ИФНС обязательна для налогоплательщиков.

Сроки сдачи отдельных деклараций и расчетов прописаны в соответствующих главах части второй НК РФ. В отношении местных и региональных налогов нужно руководствоваться сроками, установленными местными и региональными органами власти.

Налогоплательщики также обязаны раз в год (не позднее трех месяцев после окончания финансового года) сдавать в ИФНС и бухгалтерскую отчетность.

Санкции за не сдачу отчетности в налоговую

Штраф за не сдачу отчетности устанавливаются по статьям 119 и 126 НК РФ и статьям 15.5 и 15.6 КоАП РФ.

Необходимо учесть, что в случае, если срок сдачи отчетности выпадает на выходной или праздничный день, отчетность необходимо сдать в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.

Если организация не ведет деятельность, она все равно должна сдавать отчетность, установленную НК РФ. Обычно такую отчетность называют «нулевой». Штраф за не сдачу «нулевой» отчетности такой же, как и во всех других случаях.

Нужно учесть, что если организация не ведет деятельность, у нее нет движения денежных средств по расчетному счету и кассе организации, она может представлять единую упрощенную декларацию, снизив таким образом количество «нулевых» отчетов и размеры возможных санкций в случаях, когда отчетность по каким-либо причинам не будет сдана. В случае если нарушения допущено впервые, ответственность по КоАП может быть заменена предупреждением.

Вид отчетности Вид нарушения

Штраф Нормативный документ минимум расчет максимум Декларация, расчет по страховым взносам 1 000 руб. 5% за полный или неполный месяц 30% от суммы налога по декларации Статья 119 НК РФ 300 – 500 руб. – – Статья 15.5 КоАП РФ Расчет по авансовым платежам, сведения о среднесписочной численности 200 руб. – – Статья 126 НК РФ

300 – 500 руб. – – Статья 15.6 КоАП РФ Расчет 6-НДФЛ 1 000 руб. За каждый полный или неполный месяц – Статья 126 НК РФ

300 – 500 руб. – – Статья 15.6 КоАП РФ Бухгалтерская отчетность 200 руб. – – Статья 126 НК РФ

300 – 500 руб. – – Статья 15.6 КоАП РФ

Дополнительной санкцией за не сдачу декларации является приостановление операций по всем счетам налогоплательщика (Читайте также статью ⇒ Порядок и сроки составления сводной финансовой отчетности 2020).

Приостановление операций производится, если декларация не представлена в срок, превышающий 10 дней со дня, установленного для сдачи декларации.

На всякий случай напомнить, что за не сдачу бухгалтерской отчетности в органы статистики еще больше – предупреждение или наложение на организацию административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

В небольшой организации бухгалтерский и налоговый учет ведет сторонняя бухгалтерская фирма. В случае сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в ИФНС с опозданием, кто будет нести ответственность?

В соответствии с «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, если ведение учета и отчетности передано сторонней бухгалтерской фирме, бухгалтерская отчетность организации в этом случае подписывается как руководителем организации, так и руководителем бухгалтерской фирмы.

При обнаружении фактов несвоевременной сдачи отчетности в ИФНС, штраф по НК РФ будет применен к самой организации, а вот к административной ответственности могут привлечь как руководителя организации, так и руководителя бухгалтерской фирмы.

Летом 2017 купили на организацию автомобиль. Расчет авансовых платежей по налогу на имущество не сдавали, будут ли штрафы со стороны ИФНС? (нажмите для раскрытия)

Автомобиль в 2017 относится к имуществу, имуществу. Но декларацию по налогу на имуществу представлять надо. А вот чтобы ответить на вопрос, надо ли было сдавать расчет по авансовому платежу по налогу на имущество, надо обратиться к региональному законодательству. Не во всех регионах установлена обязанность налогоплательщиков сдавать расчет по авансовым платежам по налогу на имущество.

Если в вашем регионе такая обязанность есть, то возможен штраф в размере 200 руб. по статье 126 НК РФ.

Нарушения, связанные с отчетностью, в свете новшеств статьи 15.15.6 КоАП РФ

Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая ранее касалась ответственности за нарушения, связанные с бюджетной отчетностью, претерпела ряд существенных изменений:

добавили ответственность за несвоевременное представление и непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за искажение показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

предусмотрели разную ответственность в зависимости от серьезности искажения показателей отчетности;

включили отдельную ответственность за повторные нарушения в бюджетной отчетности;

указали основания, когда ответственность не применяется либо когда лицо освобождается от ответственности.

Рассмотрим данные нововведения.

Статья 15.15.6 КоАП РФ обновлена с 09.06.2019 благодаря новшествам Федерального закона от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 1 Примечаний к данной статье указан круг лиц, на которых она распространяется. Это должностные лица:

государственных (муниципальных) учреждений;

государственных органов и органов местного самоуправления;

иных организаций, осуществляющих бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Нарушения, касающиеся бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что в старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ была предусмотрена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и недостоверность бюджетной отчетности (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). При этом КоАП РФ не была установлена административная ответственность за нарушение порядка составления (формирования) и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями (формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н).

В связи с этим в ст. 15.15.6 КоАП РФ включили ответственность за непредставление, несвоевременное представление и искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим, что в части искажения показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ранее применялась ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ. Теперь же эта статья не применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Несвоевременное представление,непредставление отчетности.

Новая редакция ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление и несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде наложения штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. За повторное совершение данного нарушения в бюджетной отчетности применяется та же ответственность. Старая редакция этой статьи не касалась несвоевременной подачи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Искажение показателей отчетности.

Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ содержала ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности в виде штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. для должностных лиц. В новой редакции расширены случаи ее применения.

Во-первых, она стала распространяться на случаи искажения показателей не только бюджетной, но и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-вторых, в пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 сказано, что предусмотрена классификация нарушений порядка составления (формирования) и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей в процентном и (или) денежном выражении.

Статья 15.15.6 КоАП РФ выделяет три группы искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое нарушения. При этом грубое нарушение касается не только требований к отчетности, но и требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Тяжесть административной ответственности поставлена в зависимость от серьезности нарушения. Кроме того, предусмотрена специальная ответственность за соответствующие повторные нарушения в бюджетной отчетности.

В-третьих, ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены четкие критерии признания искажения отчетности незначительным, значительным, а также грубым нарушением.

Вышеуказанные новшества данной статьи приведены в таблице.

Признак

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Характеристика нарушения (ч. 2, 3, 4)

1. Незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не повлекшее искажение показателей этой отчетности.

Значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета (в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности);

порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Размер штрафа для должностных лиц (ч. 2, 3, 4)

От 1 000 до 5 000 руб. (или предупреждение)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

Размер штрафа для должностных лиц за повторное нарушение (ч. 5, 6, 7)

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

Критерии отнесения нарушения к той или иной группе

Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате (п. 2, 3, 4 Примечаний)

Не более чем на 1 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

Не более чем на 1 % и на сумму более 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму не более 100 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

От 1 до 10 % и на сумму более 1 000 000 руб.

Более чем на 10 %

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов (п. 2, 3, 4 Примечаний)

На сумму не более 100 000 руб. (включительно)

На сумму от 100 001 до 1 000 000 руб.

На сумму более 1 000 000 руб.

Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета (пп. 2 п. 4 Примечаний)

Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета, не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (пп. 4 п. 4 Примечаний)

Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета (пп. 5 п. 4 Примечаний)

Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета (пп. 6 п. 4 Примечаний)

Отсутствие в течение сроков хранения каких-либо из следующих документов (пп. 7 п. 4 Примечаний):

первичных учетных документов;

регистров бухгалтерского учета;

бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита было обязательным)

Таким образом, для правильной квалификации искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (значительное, незначительное или грубое нарушение), нужно определить величину:

искажения информации об активах, обязательствах, финансовом результате в отчетности (в процентном и стоимостном выражении);

занижения суммы налогов, сборов и страховых взносов.

Из данной таблицы следует, что нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не повлекшее искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ не относится к незначительным нарушениям и не предусматривает административную ответственность.

Отметим, что грубым нарушением признается в том числе отсутствие первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и т. п. То есть показатели бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности могут не содержать искажений, но отсутствие первичных документов будет грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. При этом ст. 15.15.6 КоАП РФ не содержит разъяснений о том, какое именно количество отсутствующих первичных учетных документов признается грубым нарушением.

Нарушения, касающиеся сведений (документов) для проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

В старой редакции ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривалась ответственность за формирование и представление сведений (документов) с нарушением установленных требований либо представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в виде наложения на должностных лиц штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. В новой редакции КоАП РФ соответствующие нарушения перенесли в ст. 15.15.7.

Основания для освобождения должностного лица от ответственности.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ предусматривает случаи, когда:

должностное лицо не признается виновным в совершении правонарушения по данной статье и, соответственно, административная ответственность к нему не применяется;

должностное лицо, допустившее правонарушение, освобождается от административной ответственности.

Неприменение ответственности. Пункт 5 Примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ снимает ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с лица, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также с лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, если искажение допущено в результате хотя бы одного из двух обстоятельств:

несоответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

непередача либо несвоевременная передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Освобождение должностного лица от административной ответственности. В части 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ перечислены действия, которые должны быть совершены для освобождения виновного лица от административной ответственности. В пояснительной записке к проекту федерального закона № 455237-7 указано, что это предусмотрено для гармонизации процедур, связанных с освобождением от административной ответственности за нарушение порядка составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее представления организациями государственного сектора, аналогично ст. 15.11 КоАП РФ.

Виновное должностное лицо освобождается от ответственности, закрепленной в ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на ее (его) основании суммы налога (сбора, страховых взносов), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ. Пункт 4 этой статьи устанавливает уплату пеней до представления уточненной налоговой декларации, расчета по страховым взносам;

2) при представлении бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели:

до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, если искажение бюджетной отчетности привело к занижению суммы налога, по нашему мнению, для освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, необходимо будет подать уточненную бюджетную отчетность, а также уплатить налог и пени.

Вывод.

Учреждениям нужно внимательно ознакомиться с новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ и принять необходимые меры, чтобы у проверяющих органов не было оснований для признания фактов искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также грубого нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета или составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector