В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами
Приложение. Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации
от 3 октября 2000 г. N БГ-3-24/346
Порядок
предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации.
1.2. Правовую основу предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134), Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст.609), постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 “О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст.1307) и иные нормативные правовые акты.
1.3. В ходе выполнения возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками налоговые органы осуществляют сбор (прием), обработку, накопление, хранение, распространение, передачу (представление) информации как о налогоплательщиках, так и о деятельности налоговых органов.
1.4. В процессе осуществления указанной деятельности налоговые органы формируют информационные ресурсы, которые сосредотачиваются в них в виде отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах).
1.5. В соответствии с законодательством Российской Федерации собственниками информационных ресурсов о налогоплательщиках являются они сами, а налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.
1.6. Ответственность за организацию защиты конфиденциальной информации и соблюдение порядка ее предоставления возлагается на руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов МНС России.
1.7. Предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или соглашениями об обмене информацией.
Запросы не подлежат исполнению в следующих случаях:
если предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций;
если налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.
1.8. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления сторонним организациям имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию.
2. Предоставление конфиденциальной информации правоохранительным и судебным органам, судебным приставам-исполнителям и взыскателям
2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.
2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.
В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей 167, 169, 170, 171, 176 и 177 УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст.592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.
Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.
2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.
2.4. Судебному приставу-исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.
Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника – юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника – физического лица и его места проживания).
2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.
При наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.
3. Предоставление конфиденциальной информации государственным внебюджетным фондам, другим государственным организациям и официальным лицам
3.1. Государственным внебюджетным фондам информация предоставляется в порядке, определяемом соглашениями об обмене информацией между МНС России и государственными внебюджетными фондами.
3.2. Счетной палате Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.01.95 N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст.167) предоставляется информация о результатах проводимых ревизий и проверок, а также иная информация, необходимая для обеспечения ее деятельности.
3.3. По парламентскому запросу должностное лицо налогового органа, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой срок.
3.4. По запросу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо налогового органа, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
4. Предоставление конфиденциальной информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков
Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами
Установление режима коммерческой тайны в компании: пошаговая инструкция
Елена Казанок
ведущий специалист по кадровому учету
Многие российские компании включают в трудовой договор с работниками пункт, обязывающий их как минимум в течение года после увольнения не трудоустраиваться к работодателям-конкурентам. Такое ограничение незаконно, но работодатель может себя обезопасить другим образом — обязать работников не разглашать определенную информацию. Для этого в компании нужно установить правовой режим коммерческой тайны. О том, какие шаги для этого предпринять — в этом посте.
Практика включения в трудовой договор условия о недопустимости трудоустройства к конкурентам пришла к нам с Запада. Например в США и во многих европейских странах часто используется соглашение о не конкуренции. Этот документ, который работник подписывает при зачислении в штат, запрещает ему несколько лет после увольнения работать на той же позиции у конкурентов или вести личную практику. Работодатель за такое ограничение свобод сотрудника платит ему определенную компенсацию.
В России такое соглашение будет признано ничтожным, поскольку нарушает свободное право на труд (статья 37 Конституции РФ), а также статью 2 ТК РФ, которая указывает, что каждый гражданин может свободно выбирать себе труд и имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Условия, подлежащие включению в трудовой договор, указаны в ст. 57 ТК РФ. Помимо обязательных условий, этой нормой предусматривается, что по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством. Однако такие условия не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными законодательством и локальными актами работодателя. Поэтому условие о запрете работать после увольнения в течение определенного времени в компании из той же сферы деятельности (отрасли), что и компания-работодатель, в нашей стране незаконно и, даже если включено в трудовой договор, не подлежит применению.
Единственное, что компания может предпринять — обязать работника не разглашать информацию о компании, составляющую коммерческую тайну и ноу-хау в течение определенного срока. Такое соглашение работодатель может заключить с работником как в виде отдельного документа или включить в качестве одного из условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ). В любой коммерческой организации существуют сведения, которые не подлежат разглашению. К такой информации относятся персональные данные о клиентах организации, ее деловых и коммерческих партнерах, финансовой деятельности, рыночной стратегии, объемах продаж, технологиях производства определенных видов продукции и прочее.
Соответственно, доступ к данной информации открыт для определенного круга лиц, на которых возложена ответственность за неразглашение данной информации. В случае нарушения работником режима коммерческой тайны он может быть привлечен к следующим видам ответственности:
- уголовной ответственности в виде штрафа в размере до 1 000 000 (Одного миллиона) рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 183 УК РФ);
- дисциплинарной ответственности в виде увольнения (пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ);
- полной материальной ответственности в виде полного возмещения причиненного ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ);
- гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков (ст. 15, ст. 1472 ГК РФ).
В связи с этим в целях защиты и охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в организации должен быть установлен режим коммерческой тайны.
Для установления режима коммерческой тайны работодателю необходимо выполнить девять шагов.
Шаг 1. Закрепляем перечень информации, составляющей коммерческую тайну
Для начала работодатель обязан установить перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Здесь следует учитывать, что некоторые нормативные правовые акты ограничивают этот режим. Так, его невозможно установить в отношении данных, указанных в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 98-ФЗ).
В частности, это сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и о ИП в соответствующие госреестры;
- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности и т.д.;
- о численности и составе работников, системе оплаты труда и т.д.;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др.
Отсутствие перечня информации, составляющей коммерческую тайну, или не ознакомление с ним работника, имеющего доступ к коммерческой тайне, рассматриваются судами как повод встать на сторону работника.
Пример из судебной практики:
Работодатель обратился в суд с иском о признании незаконными действий бывшего работника по разглашению конфиденциальной информации, просил обязать работника прекратить разглашение и возместить убытки. Суд отказал в иске, поскольку ответчик был ознакомлен только с локальным нормативным актом об установлении режима коммерческой тайны, но не был ознакомлен с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну (Определение Московского городского суда от 22.06.2011 по делу № 33-19046).
Шаг 2. Регламентируем порядок обращения с конфиденциальной информацией
Работодатель обязан установить порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну и контроль за его соблюдением. Для этого следует утвердить локальный нормативный акт — например, положение о коммерческой тайне. Кроме того, текст документа должен содержать инструкцию о работе с конфиденциальными сведениями, либо они могут быть изложены в отдельном акте, например инструкции по организации и ведению делопроизводства документов с грифом «Коммерческая тайна».
Отсутствие локального нормативного акта, регулирующего режим коммерческой тайны в организации, а также перечня информации, составляющей коммерческую тайну, является основанием для восстановления судом на работе сотрудника, уволенного за разглашение подобных сведений.
Шаг 3. Устанавливаем перечень должностей работников, имеющих доступ к конфиденциальным сведениям
Работодатель обязан составить перечень должностей работников, имеющих доступ к коммерческой тайне, и вести их учет. Список должен четко отражать, работники каких должностей и к каким именно сведениям имеют доступ.
Руководители предприятия должны иметь доступ к любой информации, касающейся деятельности предприятия, руководители подразделений — к информации, касающейся работы вверенного им подразделения, специалисты — доступ к такому объему информации, который им необходим для выполнения своих обязанностей, технический персонал — минимум доступа к конфиденциальной информации.
Шаг 4. Фиксируем нормы о режиме коммерческой тайны в должностных инструкциях
Обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны должны быть отражены в должностных инструкциях тех лиц, которые допущены к подобным сведениям. Этот шаг необходим, так как согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 98-ФЗ доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Поэтому при отсутствии закрепленных в должностной инструкции обязанностей работодатель не сможет не только обязать работника выполнять режим коммерческой тайны, но даже заставить его работать с такими данными.
Шаг 5. Наносим гриф «Коммерческая тайна»
На материальные носители информации должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации — полного наименования организации и места нахождения (ч. 4 ст. 6 Закона № 98-ФЗ). При хранении секретной информации в виде электронного документа нанесение грифа «Коммерческая тайна» не всегда является технически возможным. На практике гриф наносится на сопроводительные документы, представленные в бумажной форме и передаваемые вместе с носителем коммерческой тайны работнику. Возможно нанесение грифа в электронном виде при помощи колонтитулов.
Обратите внимание, что отсутствие грифа «Коммерческая тайна» на документах, составляющих сведения промышленного и коммерческого характера, сводит на нет все усилия по защите информации и позволяет работникам безнаказанно распространять указанную информацию. Суд восстановит работника, уволенного за разглашение коммерческой тайны, если на документах, содержащих конфиденциальную информацию, отсутствовал соответствующий гриф.
Мы оказываем услуги
Пример из судебной практики:
Работник, уволенный за разглашение коммерческой тайны, обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Суд иск удовлетворил на основании того, что на материальные носители, содержащие, по мнению ответчика, информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (полного наименования и места нахождения юридического лица) нанесен не был.
Таким образом, отсутствие грифа «Коммерческая тайна», учета лиц, получивших доступ к информации, является основанием считать, что в отношении документов, разглашение содержания которых работодатель вменил истцу, режим коммерческой тайны не установлен, соответственно факт ее нарушения отсутствует (Кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 25.05.2011 по делу № 33-1796).
Шаг 6. Знакомим работников с правилами, установленными в отношении режима коммерческой тайны
Работодатель обязан ознакомить персонал с нормами, установленными в отношении режима коммерческой тайны и с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие доказательств об ознакомлении работников с соответствующими локальными нормативными актами влечет восстановление на работе сотрудников, уволенных за разглашение коммерческой тайны, что подтверждается судебной практикой.
Шаг 7. Получаем у работников согласие о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну
В случае спора работодатель должен представить доказательства того, что работник обязался не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну (п. 43 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»). На практике это реализуется путем подписания работниками обязательства о неразглашении коммерческой тайны.
Форму такого документа смотрите во вложении.
Шаг 8. Ведем учет предоставления работникам информации, составляющей коммерческую тайну
Для учета того, какая именно информация предоставлена конкретным лицам, можно вести журнал учета выдачи документов, прочих материальных носителей, получения доступа работников к тем или иным электронным ресурсам. Имейте в виду, что при возникновении споров такой журнал может послужить вам доказательством использования сотрудниками информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне — частая ошибка работодателя.
Шаг 9. Создаем условия для соблюдения режима коммерческой тайны
Работодатель должен создать работнику условия для соблюдения режима коммерческой тайны — обеспечить материальными ресурсами и техническими возможностями. Причем хранение документов и материальных носителей информации может быть различным: в сейфе, в запираемых шкафах, в специально оборудованном помещении и пр.
Организация может выбрать любую приемлемую для нее форму хранения. Основным критерием должно стать ограничение доступа к данным документам, что достигается, прежде всего, наличием замков на шкафах, помещениях, передачей ключей строго определенным работникам, допущенным к использованию информации. Обратите внимание, что работодателю нужно обеспечить не только режим хранения, но и режим уничтожения таких документов. Например, использовать специальные аппараты для уничтожения документов (шредеры).
Создание условий для соблюдения конфиденциальности информации включает в себя и ограничение доступа к электронным ресурсам.
К таким условиям относятся:
- кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи;
- установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи;
- шифрование сведений;
- установка паролей для доступа к определенной информации.
После претворения всех указанных шагов в жизнь, режим коммерческой тайны считается установленным с даты, указанной в приказе об его установлении, либо с даты выпуска самого приказа.
На мой взгляд, правильное и тщательно продуманное применение режима коммерческой тайны поможет компании защитить конфиденциальную информацию от недобросовестных конкурентов и работников.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны
Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику КГН сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.
Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы определяет защиту информации прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. Режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.
Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России (ныне упразднено). Так, Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346 (утратил силу), определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.
Конфиденциальная информация, содержащаяся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, имеющие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из Реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.
В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.
Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам МВД России и следственным органам. Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Минфина России, МВД России, следственных органов.
Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел, следственным органам и ФСБ России осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.
Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы предоставляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется также судебным приставам-исполнителям.
Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, заключен ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен, с участием МВД России и следственных органов. Целями этих соглашений являются: создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, принятия управленческих решений; обеспечение совместимости информационных ресурсов; организация обмена статистической и аналитической информацией; повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.
Со стороны МВД России и следственных органов информационный обмен прежде всего предусматривает предоставление информации о состоянии криминогенной обстановки в налоговой сфере и данных о нарушениях налогового законодательства.
Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия
В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.
При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)
О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.
Для особой информации – особый режим…
Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).
Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.
Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.
Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
От чего защитит коммерческая тайна?
Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.
Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.
Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.
Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.
Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.
Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.
Нюансы внедрения режима коммерческой тайны
На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!
Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.
Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.
Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).
В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.
Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.
Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.
Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.