Чем отличается федеральная собственность от государственной?
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Чем отличается федеральная собственность от государственной?

Федеральная государственная собственность

Общий подход к пониманию федеральной государственной собственности

Федеральная государственная собственность – это правовой режим по приобретению, осуществлению и прекращению правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом Российской Федерации.

Функционирование государства определяется наличием различных экономических ресурсов. В качестве одного из видов этих ресурсов можно рассматривать имущество, которое находится в собственности государства. Процесс управления таким имуществом, а также его эффективность, напрямую влияют на осуществление государством возложенных на него функций.

Эффективность государственного управления имуществом, во многом, зависит от четкости понимания содержания этого имущества и его соотношения с правом собственности.

Специальная литература и законодательство зачастую рассматривают в качестве тождественных терминов понятия «имущество» и «собственность». С точки зрения права под собственностью понимают волевое отношение, совокупность прав, которыми наделяется субъект права в отношении определенного имущества. Термин «имущество» применяется по отношению к объектам права собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные понятия не являются тождественными. Однако ошибочность такого применения терминов распространяется и на нормативно-правовые акты. В частности, можно привести такой пример – Концепция внешней политики Российской Федерации закрепляет такую приоритетную задачу, которая подразумевает обеспечение сохранности и оптимального использования российской собственности на территории других государств. При этом в контексте данной задачи речь идет не о праве, а об отдельных объектах этого права, что подразумевает необходимость использования термина «имущество».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, имуществом считается совокупность вещей, которая принадлежит на праве собственности конкретному субъекту, а также совокупность вытекающих из права собственности имущественных обязанностей и прав.

Число субъектов, наделенных правом собственности, включает в себя Российскую Федерацию и ее регионы. То имущество, которое принадлежит на праве собственности России или ее регионам, представляет собой государственную собственность. Та часть этой собственности, которая принадлежит непосредственно Российской Федерации, именуется федеральной государственной собственностью.

Основу обособления федеральной государственной собственности составляет принцип федерализма, подразумевающий разграничение полномочий центральной власти и власти субъектов. Выделение в системе государственной собственности различных ее форм рассматривается как элемент процесса либерализации и демократизации российского общества по сравнению с ранее существующей жесткой административно-командной системой, ориентированной только на существование государственной формы собственности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При этом отсутствие четкого разделения между формами государственной собственности зачастую приводит к снижению эффективности управления государственным имуществом. Законодательные органы государственного управления стремятся к упорядочиванию процесса управления государственной собственностью, в том числе федеральной, однако этот процесс находится на стадии становления, что обусловлено локальным подходом к регулированию вопросов управления государственной собственностью. Зачастую нормативно-правовые акты регулируют вопрос приобретения, эксплуатации и отчуждения отдельных объектов государственной собственности, а не этот процесс в целом вне зависимости от объектов собственности.

Классификация объектов федеральной государственной собственности

В состав исключительных объектов федеральной государственной собственности в соответствии с российским законодательством включаются:

  • во-первых, те объекты, которые составляют основу формирования национального богатства государства;
  • во-вторых, те объекты, которые требуются государству для обеспечения функционирования органов государственного управления федерального уровня и решения общегосударственных задач;
  • в-третьих, те объекты, которые относятся к оборонному производству;
  • в-четвертых, те объекты, которые относятся к отраслям, обеспечивающим функционирование народного хозяйства страны в целом и формирующим базу для развития иных отраслей народного хозяйства;
  • в-пятых, иные объекты, к числу которых относятся фармацевтические предприятия, медико-биологические предприятия, предприятия алкогольной промышленности.

Указанный перечень объектов подразумевает исключительную принадлежность этих объектов государству.

Помимо этого, к объектам федеральной государственной собственности относят объекты, которые могут быть переданы государством в собственность регионов страны. К числу таких объектов относят предприятия, занимающиеся рыбным промыслом, зверосовхозы, санаторно-курортные учреждения, гостиницы и так далее.

При этом в законодательстве нет четкого разграничения объектов государственной собственности между федеральным и региональным уровнем.

Более точное понимание объектов федеральной собственности можно получить за счет исключения из их числа объектах региональной государственной собственности, к числу которых относятся:

  • во-первых, то имущество, которое необходимо для реализации полномочий органов государственного управления регионального уровня в отношении предметов регионального ведения;
  • во-вторых, то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий государственного управления регионального уровня в отношении предметов совместного ведения;
  • в-третьих, то имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, то имущество, которое необходимо для осуществления государственных полномочий, делегированных органам государственного управления регионального уровня.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.
Читать еще:  Как можно лишить собственника доли в квартире?

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц.

Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье.

Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличий Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права Все граждане (народ) РФ, органы госвласти Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
Объекты Любой вид имущества Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

Содержание прав Может распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФ Право на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

Новая редакция Ст. 214 ГК РФ

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарий к Статье 214 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи имеет большое практическое значение.

Государство продолжает играть очень существенную роль в современной российской экономике, является собственником значительного имущества, включающего объекты промышленности и социально-культурной сферы.

В законодательстве сохраняются многие юридические механизмы, созданные в условиях преобладания государственной собственности, что оказывает заметное влияние как на экономику, так и на систему права.

2. В ст. 214 выделяется федеральная государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, собственность субъекта РФ, принадлежащая республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Таким образом, государственная собственность, указанная в ст. 212 ГК в качестве одной из форм собственности, выступает и как федеральная, и как собственность субъектов Федерации. Следовательно, поскольку не указано иное, законы, относящиеся к государственной собственности, равно относятся и к федеральной собственности, и к собственности субъектов Федерации.

Взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов регулируются преимущественно нормами публичного права. Само по себе это не исключает начал возмездности, которые все в большей мере внедряются в отношения, связанные с передачей имущества от одного субъекта государственной собственности другому.

В то же время органы и лица, указанные в ст. 125 ГК и реализующие права собственника, вступают в имущественные отношения и с третьими лицами, и друг с другом как равные субъекты права, и эти отношения регулируются гражданским правом.

3. Статья 214 ввела правило, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной собственности или собственности муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Эти положения развиваются Земельным кодексом, Законом о недрах, Водным и Лесным кодексами, Законом о соглашениях о разделе продукции и другими законами, регулирующими права на землю и природные ресурсы.

4. Нередко высказывается мнение о том, что норма п. 2 ст. 214 исключает приобретение права собственности на землю по приобретательной давности (подробнее см. комментарий к ст. 234). На самом деле значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным). Но по приобретательной давности имущество приобретается не только и не столько потому, что оно утратило собственника, сколько потому, что вследствие ряда недействительных сделок попало к незаконному добросовестному владельцу, от которого собственник уже не может истребовать свою вещь в порядке ст. 301 ГК. Очевидно, что постольку, поскольку земельные участки являются предметом оборота, они могут оказаться в незаконном, но добросовестном владении. В этом случае возникает и возможность приобретения земельного участка в собственность по приобретательной давности.

5. Все государственное имущество делится на две группы. В первую группу входит имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Это имущество принадлежит Российской Федерации или ее субъектам на праве собственности, но непосредственно управляют им на определенном вещном праве юридические лица – государственные предприятия и учреждения.

Во вторую группу входит имущество, не переданное на вещном праве юридическим лицам и тем самым непосредственно принадлежащее Российской Федерации или ее субъектам. Это имущество, в том числе средства соответствующего бюджета, составляет государственную казну РФ, казну субъекта Федерации. Казна выступает и как основание ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации. Процедура обращения взыскания на бюджетные средства регулируется нормами бюджетного законодательства, при недостаточности бюджетных средств взыскание может быть обращено на иное имущество казны (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

6. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должно осуществляться в порядке, установленном законом. В настоящее время специальный закон, регулирующий основания возникновения, прекращения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, передачу имущества от Российской Федерации ее субъектам и наоборот, не принят. Юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации является внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта Федерации. Порядок учета федерального имущества определяется Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 (СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354). Сведения об учтенном имуществе являются доступными и предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством, в частности Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации” (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167).

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарии к ст. 214 ГК РФ

1. Субъектами права государственной собственности является Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо субъект Российской Федерации – республика в составе Российской Федерации, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта РФ). Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

2. Порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации устанавливается специальным законом. Впредь до его принятия в соответствии со ст. 4 Вводного закона на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности” (Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697). В частности, в приложении N 1 и N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ. В развитие указанных нормативных актов Правительством РФ утверждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в государственную собственность субъектов РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. N 682 “О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа” (СА РФ. 1992. N 11. Ст. 864) и другие аналогичные постановления).

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Более подробно порядок ведения таких Реестров изложен в Положении о Реестре собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 27 июля 1992 г. N ОК-4/4763. До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п. 10 Положения от 18 марта 1992 г).

3. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 коммент. статьи).

На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по узкому кругу оснований, предусмотренных земельным законодательством.

Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются объектом исключительной государственной собственности. Соответственно, участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.

Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование. Пользователями недр могут выступить субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст. ст. 9, 10 и 11 Закона о недрах).

В отличие от самих участков недр добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.

Например, согласно ст. ст. 2, 8 – 10 Закона РФ от 30 декабря 1995 г. “О соглашениях о разделе продукции” (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18) одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора – юридического лица. (См. об этом также Закон РФ от 21 июля 1997 г. “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции” // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3584).

Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд Российской Федерации, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Лесного кодекса лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда Российской Федерации может быть передана в собственность субъекта РФ.

При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их гражданам и юридическим лицам на праве пользования (ст. 22 Лесного кодекса). Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута.

В соответствии со ст. 34 Водного кодекса в Российской Федерации устанавливается государственная (Российской Федерации в целом и субъектов РФ) собственность на водные объекты. Муниципальная (ст. 39) и частная (ст. 40) собственность могут распространяться только на обособленные водные объекты.

4. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности (см., в частности, ст. 212 ГК и коммент. к ней). Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. “г” ч. 1 ст. 114 Конституции, п. 15 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. в ред. Постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г., Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. N 2027 “О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность” и др.).

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом (в настоящее время – ГКИ РФ), его полномочия вытекают из ст. 7 Закона о приватизации, Постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 “О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности” (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 593) и др. и специализированное учреждение по продаже федерального имущества (Российский фонд федерального имущества), чьи полномочия регламентируются ст. 10 Закона о приватизации, Положением о Российском фонде федерального имущества, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 (СА РФ. 1993. N 51. Ст. 4937).

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

5. При этом важно иметь в виду следующее. В тех случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил соответствующий государственный орган, его учредителем (участником) после этой даты признаются соответственно Российская Федерация или субъект РФ.

Акты о регистрации хозяйственных обществ и товариществ, созданных с участием государственных органов после 7 декабря 1994 г., должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества (товарищества) было предоставлено этим органам федеральным законом либо иными правовыми актами, изданными до введения Кодекса в действие.

Недействительными должны признаваться также сделки по приобретению после 7 декабря 1994 г. неуполномоченными на то государственными органами акций акционерных обществ либо долей в уставном капитале хозяйственных обществ (п. 2 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

6. Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно РФ в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: а) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (гл. 19 ГК); б) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации или государственную казну субъекта РФ.

Согласно ст. 126 ГК Российская Федерация в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность (см. ст. 212 ГК и коммент. к ней).

На практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд должен сам привлечь в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

Согласно Указу Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 “О федеральном казначействе” (Ведомости РФ. 1992. N 50. Ст. 2978) и Постановлению Правительства РФ от 27 августа 1993 г. “О Федеральном казначействе Российской Федерации” (СА РФ. 1993. N 35. Ст. 3320) в Российской Федерации создана единая централизованная система органов федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства в субъектах РФ. Органы федерального казначейства являются юридическими лицами.

Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности – за счет иного имущества, составляющего казну (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector