Граждане как субъект права собственности на землю
Объекты и субъекты права собственности на землю
Объекты права собственности на землю
Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).
К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ ):
-
- земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Обязательные характеристики объекта права собственности на землю:
-
- индивидуализация (кадастровый номер, определенные границы и месторасположение, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования);
- качественные характеристики земельного участка (доли земли);
- кадастровая оценка;
- оборотоспособность;
- делимость (соответствующий размер).
Объекты государственной собственности на землю
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
-
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю:
-
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта права государственной собственности называются не земельные участки, а земли . Таким образом, признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования (разграничения) земельных участков.
В федеральной собственности находятся земельные участки (ст. 17):
-
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки (ст. 18):
-
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Объекты муниципальной собственности на землю
В муниципальной собственности находятся земельные участки:
-
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Субъекты права собственности на землю
Субъекты права собственности на землю — лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка.
К субъектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ ):
-
- физических лиц (граждан; лиц без гражданства и иностранных граждан – с ограничениями);
- юридических лиц (в т.ч. иностранных – с ограничениями);
- Российскую Федерацию;
- субъектов РФ;
- муниципальные образования.
Для субъекта права собственности на землю обязательно наличие праводееспособности.
От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися
-
- на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и
- на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
О правах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на земельные участки в границах морского порта см. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ
О правах иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
Субъекты права собственности на землю
Особенность права собственности на землю
Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве “по субъектам”. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.
Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности и имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю. Галиева Р.Ф. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. – 2011. – № 10
Субъект права собственности на землю ?это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством. Боголюбов С. А. Земельное право.- М.: НОРМА,2011
Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников?физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависит от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования. Данные особенности могут устанавливаться лишь законом. земельный право собственность гражданский
В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ). Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.
Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Содержание правоспособности гражданина в общем виде определено в ст. 18 ГК РФ: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) [Текст] // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст.3301.
В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.
Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ). Данное правило основано на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом.
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации определяется ФЗ от 25.07.2002 г. “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и иными федеральными законами. Как следует из содержания ст. 2 и 4 указанного Федерального закона, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральный закон от 25.07.2002 г. “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации № 115-ФЗ // Российская газета. – 2002 г. – № 140
Юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений, которым могут принадлежать права на земельные участки, также могут быть как российскими, так и иностранными. Российские юридические лица могут действовать в форме коммерческих или некоммерческих организаций любых видов, создание которых возможно в соответствии с главой 4 ГК РФ. Иностранные юридические лица – субъекты прав на землю – должны быть созданы по правилам законодательства соответствующих иностранных государств. Для отдельных видов юридических лиц федеральными законами установлены ограничения в приобретении некоторых прав на земельные участки, о чем подробнее будет сказано ниже.
Государство и муниципальные образования также участвуют не только в земельных, но и в гражданско-правовых отношениях. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К государству и муниципальным образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, установлен в ст. 125 ГК РФ. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В зависимости от видов вещных и иных прав, носителями которых могут выступать перечисленные выше участники земельных отношений, в п. 3 ст. 5 Кодекса в нормах-дефинициях установлены следующие понятия и определения:
собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Субъекты права собственности на землю
В статье рассматриваются частная, государственная и муниципальная собственность на землю, субъекты и объекты права собственности на землю
Вопросы права собственности на землю в России регулируются гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения и прекращения прав на участок земли, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав на землю, а также процедуру их оформления. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), федеральные законы. В частности, вопросам права собственности на землю посвящена гл. III ЗК РФ «Собственность на землю»; вопросы регулирования прав на землю рассматриваются в гл. V ЗК РФ «Возникновение прав на землю».
Субъекты и объекты права собственности на землю
В качестве субъектов права собственности на землю в соответствии со ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц» рассматриваются:
- граждане РФ; иностранные граждане, лица без гражданства – с некоторыми ограничениями;
- юридические лица (в том числе иностранные – с ограничениями);
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Для того, чтобы иметь земельный участок в собственности, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью, а юридические лица – праводееспособностью. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований полномочия осуществляются специально уполномоченными органами, которые могут выступать в качестве:
- собственника;
- административного органа.
Объектом права собственности на землю является земельный участок, понятие которого закреплено в п. 3 ст. 6 ЗК РФ: это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользовании и распоряжения своим имуществом.
Субъекты права собственности на землю в РФ
Земля в России может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. Это закреплено и в ст. 9 Конституции РФ. При этом в ст. 36 Основного закона РФ специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст. 35 – право частной собственности охраняется законом. По гражданскому законодательству права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
В гл. XVII ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» рассмотрены основания возникновения вещных прав. В соответствии с ними можно выделить особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком. Так, владение земельным участком представляет собой обладание данным участком как своим (например, для юридического лица – это возможность числить его на своем балансе). Пользование землей – возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т.д. Распоряжение землей представляет собой возможность для собственника определять юридическую судьбу земельного участка. Он вправе продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т.д.), передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения участок, отдавать его в залог. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно земельному законодательству, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием. Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами. Законом предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.
Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст. 301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК РФ, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, в гл. VII ЗК РФ.
Вопросы права собственности на землю рассматриваются в следующих статьях ЗК РФ: частная собственность на землю – ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц», государственная собственность на землю – ст. 16 ЗК РФ «Государственная собственность на землю», федеральная собственность на землю – ст. 17 ЗК РФ «Собственность Российской Федерации на землю», «Собственность на землю субъектов РФ» – ст. 18 ЗК РФ, «Муниципальная собственность на землю» – ст. 19 ЗК РФ.
Частная собственность на землю. В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находится любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. В ст. 27 ЗК РФ установлен перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом. Возможность иметь имущество (в том числе земельные участки) на праве собственности входит в содержание правоспособности гражданина, признаваемой в равной мере за всеми гражданами. В некоторых статьях ЗК РФ установлен запрет на приватизацию отдельных видов земельных участков (такой запрет означает недопустимость передачи их из государственной или муниципальной собственности в частную, но если земельные участки уже находятся в частной собственности, например, право собственности возникло до введения соответствующей нормы, то они могут в ней оставаться), – это, например, земельные участки общего пользования на землях населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ), земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).
В п. 3 ст. 15 ЗК РФ названы случаи, когда иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст.214 ГК РФ госсобственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленных актами, определяющими статус этих органов. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.
Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. В федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Собственность на землю субъектов Российской Федерации. К данному виду собственности отнесены: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Муниципальная собственность на землю не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ «муниципальной собственностью» является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов отнесены: а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; б) земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Понятие и особенности субъектов и объектов права собственности на землю
Право собственности на любой вид недвижимости, в том числе и на земельный участок, подразумевает наличие минимум двух сторон — субъекта и объекта данного права.
Данные стороны неразрывно связаны между собой и характеризуются рядом определенных, свойственных только им особенностей. Далее будут более подробно рассмотрены эти особенности, а также требования, которые предъявляются в отношении субъекта и объекта права собственности на земельный участок.
- 8 (800) 600-36-07 – Регионы
- +7 (499) 110-86-72 –Москва
- +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
Законодательное регулирование
Как следует из определения, право собственности включает в себя три составляющие:
- владение (подразумевает возможность фактического обладания участком путем установления на нем межевых знаков, охраной от посягательств со стороны третьих лиц, учета на балансе предприятия, государственной регистрации права в реестре и т. п.);
- пользование (допускает возможность нахождения на участке, получения с его помощью доходов и различных благ, осуществления хозяйственной деятельности и т. д.);
- распоряжение (предоставляет обладателю возможность передавать землю третьим лицам, сдавать ее в аренду, возводить на ней строения и т. п.).
При этом действия собственника в отношении участка не должны:
- противоречить требованиям законодательных и нормативно-правовых актов;
- нарушать законные права и интересы третьих лиц;
- наносить ущерб или какой-либо вред окружающей среде.
Поскольку правильное использование участка напрямую влияет на состояние почвы, экологии и т. п. факторы, в отношении земельных наделов осуществляется более жесткое законодательное регулирование.
Стоит отметить, что данные ограничения могут носить как постоянный (например, необходимость осуществления охранных мероприятий), так и временный (обязанность использовать землю в соответствии с ее целевым назначением) характер.
Субъект
Под субъектом права собственности на землю подразумеваются лица, которые владеют
В отношении участка он обладает как некоторыми правами, прописанными в нормативно-правовых актах, так и определенными обязанностями, которые он должен соблюдать.
В качестве субъекта могут выступать различные группы лиц, а именно:
Физические лица
Данная категория субъектов также может быть разделена на следующие виды землевладельцев:
Граждане для получения возможности иметь в собственности участок должны обладать гражданской:
Что касается лиц без гражданства и представителей иностранных государств, то они также могут являться субъектами права на землю, однако с определенными особенностями и ограничениями.
В частности, иностранцы не могут владеть земельными участками, которым расположены:
- в пределах приграничных территорий (перечень территорий подобного рода устанавливается Президентом РФ на законодательном уровне);
- на других видах территорий, которым присвоен особый статус в соответствии с законодательством РФ.
Юридические лица
Сюда входят предприятия, учреждения и организации любой формы собственности (частной, государственной, смешанной), которые зарегистрированы в установленном законом порядке и на законных правах владеют землей.
В отношении иностранных компаний условия те же, что и для физ лиц — они также
Также в качестве отдельного и довольно специфического субъекта можно выделить государство и субъекты РФ, представленные в лице органов государственной власти, а также населенные пункты (города, села, районы) в виде органов местного самоуправления.
Все действия в отношении участка (в частности, по его использованию или распоряжением им) осуществляются от имени данных субъектов при помощи администрации этих органов.
Узнайте в нашей статье, как выглядит межевой план вашего участка!
Вся необходимая вам информация по кадастровой выписке в нашем материале.
Объект
Объектом права собственности на земельный участок является непосредственно данный вид недвижимости, то есть сам земельный участок.
Стоит отметить, что, в отличие от субъекта права, объект является пассивной стороной отношений собственности. Все активные действия по приобретению права, его ограничению или передаче принадлежат именно субъекту (то есть собственнику).
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ, объекты права собственности на землю могут быть подразделены на две группы:
- участки, приобретенные гражданами и юрлицами (то есть находящиеся в частной собственности);
- наделы, принадлежащие государству.
Чтобы земельный участок мог стать объектом права собственности, он должен соответствовать определенным требованиям, а именно быть:
- индивидуализированным (сюда относится наличие у него таких характеристик, как кадастровый номер, установленная площадь, четкие границы и месторасположение, целевое назначение и вид разрешенного использования);
- оборотоспособным (то есть участок не должен быть ограниченным в обороте или изъятым из него);
- с качественными характеристиками;
- делимым;
- с проведенной кадастровой оценкой (то есть иметь соответствующую стоимость).
В некоторых случаях предоставленный в собственность участок может и не иметь некоторых из этих характеристик (например, четких границ или кадастровой стоимости). Однако при этом собственник может столкнуться со множеством проблем при осуществлении сделок с земельным наделом (продажей, дарением, арендой) или даже при его использовании (в частности, при возведении зданий).
Отдельные виды земельных наделов не могут предоставляться в собственность частным лицам, в частности, если они:
- изъяты из оборота;
- ограничены в обороте.
Таким образом, очевидно, что субъект и объект права собственности на земельный участок находятся в очень тесной взаимосвязи между собой и существовать друг без друга не могут. При этом субъект является активной стороной отношений, а объект — пассивным, поскольку именно первый имеет права фактически владеть, пользоваться и распоряжаться вторым. Регулирование же права собственности осуществляется при помощи земельного законодательства РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!