Оплата председателю совета многоквартирного дома судебная практика
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Оплата председателю совета многоквартирного дома судебная практика

Извольте заплатить взносы с вознаграждения председателя совета МКД?

Люблю я ковыряться в «нормативке». Казалось бы, сто раз уже обсуждали какую-нибудь тему на семинарах или на форуме, а тут на свет появляется новая трактовка уже многократно разобранной темы или, как модно теперь говорить, «кейса». На этот раз тему обложения страховыми взносами подкинул Минфин в своем очередном письме, а значит вернемся к вознаграждению совета МКД и попробуем «закатать» отвисшие губы чиновников.

Итак, согласно нормам частей 2 и 3 статьи 161 и части 6 статьи 161.1 ЖК РФ собственники помещения в МКД должны на общем собрании собственников помещений членов совета МКД и из них выбрать председателя совета МКД.

Альтруистов в этом мире, к сожалению, нет, а значит, председатель совета МКД должен получать за свою работу, а это именно работа, вознаграждение, которое устанавливается все на том же собрании собственников помещений в МКД (части 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ). Указанное решение собственников должно содержать, в том числе, сам размер вознаграждения и порядок его выплаты, который и разберем подробнее.

Собственники, установив размер вознаграждения совета дома, могут ходить «с шапкой» и собирать вознаграждение по квартирам, а потом собранные средства передавать самому председателю совета, но на практике происходит иначе. Собственники «поручают» осуществлять функции «вышибалы» и «кассира» своей управляющей организации, а последняя с радостью соглашается.

В результате в абсолютном большинстве случаев схема выплаты председателю совета МКД строится следующим образом:

собственники на общем собрании утверждают размер вознаграждения и поручают управляющей организации осуществлять начисление собственникам вознаграждения председателю совета дома, сбор указанных средств и перечисление (выдачу) собранных денег «получателю»;

управляющая организация осуществляет начисление и сбор средств на выплату вознаграждения. Собранные средства перечисляются (выплачиваются) председателю.

Вроде бы все просто и давно известно, но нет…

Налоговики и Минфин, видя, что мимо бюджета проходят «миллиарды» рублей потенциальных налогов и сборов с вознаграждения председателям ТСЖ, опубликовали письмо от 8 мая 2018 г. № 03-15-05/30928. (Аналогичную позицию Минфин высказал в письмах от 07.05.2018 №03-15-06/30597, 03-15-05/30592, от 04.05.2018 №03-15-06/30283, от 25.04.2018 №03-15-06/28204).

В указанном письме чиновники сделали интересные выводы:

согласно ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность;

ссылаясь на ч.8.1 ст.161.1 ЖК РФ, чиновники указали, что договором управления могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации в том числе обязанность по начислению и выплате указанного вознаграждения председателю совета МКД;

если общим собранием принято решение о выплате вознаграждения через управляющую организацию, то именно она выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а значит должна уплачивать страховые взносы с суммы вознаграждения;

«вишенкой на торте» является то, что, по мнению чиновников, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанного вознаграждения.

Неплохо развита «логика» у чиновников, правда?

Собственники помещений должны посчитать размер вознаграждения председателю совета дома и прибавить к ней размер страховых взносов, которые управляющая организация должна удерживать из поступивших денежных средств и перечислять в бюджет.

Давайте разбираться, почему чиновники не правы и какая сложилась в настоящее время судебная практика.

Первый довод против логики письма Минфинау председателя совета МКД вообще нет ни с кем договорных отношений: ни с собственниками помещений, ни с управляющей организацией, а значит ссылка на ст.16 Трудового кодекса РФ, мягко говоря, некорректна.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя.

Анализируя нормы ст.161.1 ЖК РФ видно, что председатель совета МКД наделен полномочиями, предусмотренными исключительно жилищным законодательством и между ним и управляющей организацией нет договорных отношений (в том числе трудовых) в части выполнения функций председателя совета МКД. Кроме этого, стоит отметить, что председатель совета дома подотчетен общему собранию собственников, а никак не управляющей организации.

Вышесказанное подтверждается и многочисленной судебной практикой. Так в Постановлении АС ЗСО от 04.05.2018 №Ф04-6566/2018 по делу № А46-15094/2015 судьи указали:

«…председатель совета дома в силу указанных выше норм закона не является работником ООО «ЖКХ «Сервис», обслуживающей дом, не выполняет для него работу, не оказывает услуги, он осуществляет контролирующие и представительские функции собственников помещений во взаимоотношениях с должником.

Фактически источником данных выплат являются денежные средства собственников помещений дома, а не ООО «ЖКХ “Сервис».

Таким образом, является верным вывод апелляционного суда о том, что спорные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами».

Постановление АС ПО от 17.04.2017 №Ф06-19409/2017 по делу №А72-11114/2016.

Постановление АС ПО от 13.06.2018 №Ф06-33748/2018 по делу №А65-26500/2017

Второй довод против логики письма Минфина – управляющая организация не должна оплачивать страховые взносы из собственных средств, если собственники не установили на общем собрании «дополнительный» размер платы в пользу бюджета

Как указал Верховный суд в определении от 22 сентября 2017 г. №309-КГ17-9846:

«Как установлено судами и не оспаривается пенсионным фондом, источником выплаченных вознаграждений для указанных физических лиц являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД, а, соответственно, источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации также являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД. В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что решением общего собрания МКД вознаграждение указанным физическим лицам было установлено с учетом сумм страховых взносов, а, соответственно, не представлено доказательств того, что получая от собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД плату для перечисления вознаграждения этим физическим лицам с учетом средств, причитающихся на уплату страховых взносов, общество не производило уплату страховых взносов, удерживая эти средства у себя».

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. №18АП-5670/2018

Поэтому, как бы не хотелось налоговикам пополнить бюджет за счет вознаграждения совета МКД, у них ничего не получается во многом благодаря судьям. Но, как известно, в России судебная практика меняется в одночасье…

С уважением, Юрий Кочетков

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную программу по взаимодействию УО/ТСЖ с абонентами. Вся необходимая информация о работе сервиса находится тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Комментарии

Про вишенку – зачет))

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Читать еще:  Выбор управляющей компании многоквартирным домом закон

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД

В июле Министерство финансов РФ опубликовало письмо № 03-15-06/48555, в котором объяснило, в каком случае страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД выплачивают управляющие организации.

Обложение страховыми взносами вознаграждений председателям Советов МКД

Страховые взносы платят лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Такими лицами могут быть и организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Объект обложения страховыми взносами для организаций – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Если в доме не создано ТСЖ, или им не управляет жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, но в доме более четырёх квартир, собственники помещений на общем собрании должны избрать Совет МКД. Совет МКД избирается из числа собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).

На общем собрании собственники помещений в МКД выбирают способ управления МКД и из числа членов совета МКД избирают председателя Совета МКД (ч. ч. 2 и 3 ст. 161 и ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).

Общее собрание собственников также имеет право решить вопрос о выплате вознаграждения председателю и членам Совета МКД. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, порядок определения его размера (ч. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Чтобы принять решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД, собственники анализируют перечень его полномочий, которые установлены ч. ч. 7 и 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Статья 16 ТК РФ определяет, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, трудовые отношения возникают в результате избрания на должность.

Управляющие организации и вознаграждение председателям Советов МКД

В договоре управления МКД, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляет УО, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации. Например, обязанность по начислению и выплате вознаграждения председателю Совета МКД за счёт денежных средств, поступивших на счёт УО от собственников помещений в МКД.

Подведём промежуточные итоги. Если ОСС приняло решение, что ознаграждение председателю Совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт денег, поступивших на её счёт от собственников жилья, то в этом случае управляющая организация является страхователем, а председатель совета МКД – застрахованным лицом.

Это значит, что в таком случае управляющая организация выступает плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений. Основание – пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.

Управляющая организация представляет в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ). В этом расчёте УО отражает информацию обо всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Минфин РФ обращает внимание, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).

Ведомство считает, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и это должно предусматриваться решением ОСС в расходах, предназначенных для выплаты такого вознаграждения.

Уплата НДФЛ с сумм вознаграждений председателям советов МКД

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налоговые агенты – лица, исчисляющие, удерживающие у налогоплательщика и перечисляющие налоги в бюджетную систему России (п. 1 ст. 24 НК РФ). Так, налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Читать еще:  Общедолевая собственность и долевая собственность разница

Выходит, если собственники на общем собрании приняли решение о том, что вознаграждение председателю совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт поступивших на её счёт денег от собственников, в таком случае УО выступает в качестве налогового агента.

Если УО налоговый агент, у неё появляется обязанность исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

Запомнить

Управляющая организация может быть плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

УО должна представлять в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В расчёте УО отражает сведения о всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Если ОСС приняло решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД управляющей организацией за счёт денег, поступивших на её счёт, УО выступает в качестве налогового агента.

Налоговый агент должен исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

ОПЛАТА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МКД

В последнее время жители многоэтажек проявляют большую инициативу и участвуют в решении вопросов, связанных с управлением дома. Большая работа ложится на председателей Совета МКД, или, как в народе говорят «старших домов».

– Как может по закону оплачиваться работа Совета дома, в том числе и председателя Совета дома? Как это делают в Благовещенске?

На этот вопрос мы попросили ответить Ирину Сивакову, руководителя Благовещенского центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»:

– По данному вопросу дается разъяснение в письме Минстроя РФ от 29 сентября 2015 г. N32395-ОГ/04. Привожу в полном объеме текст этого письма:

«Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений жилищного законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения.
Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации (Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А26-1411/2013).

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.ДЕМЧЕНКО»

– А как лучше делать на практике?

– В повестку дня общего собрания собственников (ОСС) жилья необходимо включить вопрос:

Принятие решения о денежном вознаграждении председателю Совета дома на период с __ _______ 20__ г. по __ _______ 20__ г. и источника его финансирования.

В решении собственника и протоколе ОСС указать:

– Назначить председателю Совета дома ежемесячное денежное вознаграждение, источником финансирования определить ежемесячные целевые взносы собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений дома из расчета 0,50 руб. за 1 кв. м общей площади этих помещений. Выплату вознаграждения председателю Совета дома производить ежемесячно в период с __ ____ 20__г. по __ ______ 20__ г.

Далее копия протокола ОСС передается в УК, которая пишет распорядительное письмо в свой расчетный центр для начисления в платежных документах собственникам целевого взноса в соответствии с решением ОСС.

Председатель Совета дома обращается в бухгалтерию УК с заявлением о перечислении ему денежного вознаграждения на расчетный счет (сберкнижка или карточка). В заявлении указывает о том, что сам будет перечислять подоходный налог и отчитываться перед налоговой инспекцией путем заполнения декларации по итогам года.

По окончанию года в феврале-марте следующего года берет в УК справку о суммах перечисленных денежных средств, перечисляет 13% от общей перечисленной за весь год суммы (подоходный налог) в налоговую инспекцию. Платежные реквизиты для перечисления берет в налоговой инспекции. Заполняет в налоговой инспекции декларацию о полученных таким образом доходах и оплаченном подоходном налоге.

Ежемесячно денежные средства по указанному целевому взносу, уплаченные собственниками, из расчетного центра возвращаются в УК и бухгалтерия УК перечисляет их на расчетный счет председателя Совета дома.

– Спасибо, Ирина Владимировна, за подробные разъяснения по этому вопросу.

Брошюра «Выплата вознаграждения председателю совета МКД»

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера. При этом порядок и условия выплаты, определения вознаграждения ни Жилищным кодексом, ни иными нормативно-правовыми актами не установлены, в связи с чем возникает множество вопросов по реализации данного нововведения.

Какие способы выплаты вознаграждения председателю совета МКД не стоит/не вправе использовать собственники?

Читать еще:  Что необходимо чтобы выписаться из квартиры?

1. Освобождение председателя совета МКД от оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности у собственника-председателя совета МКД перед управляющей организацией, а у управляющей организации, в свою очередь, перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). За невнесение указанной платы должнику также начисляются пени за каждый день просрочки. Кроме того, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. Также необходимо отметить, что функции председателя совета МКД выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, практически нереализуемо.

2. Принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества в доме.

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации останется не оплаченной. За невнесение указанной платы должнику также начисляются пени за каждый день просрочки.
Кроме того, условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Принятие на общем собрании собственников помещения решения о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы за содержание и ремонт общего имущества в доме создает неравные условия для собственников помещений в доме.
Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.
Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение также нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений.

3. Включение вознаграждения председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ услуги председателя совета многоквартирного дома не входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления. Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона. Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации).

Какой способ рекомендовано использовать?

В письме Минстроя России от 29.09.2015 г. № 32395-ОГ/04 «О разъяснении положений жилищного законодательства» изложен рекомендуемый вариант выплаты вознаграждения председателю совета МКД. Рассмотрим рекомендуемую процедуру более подробно.

Что необходимо сделать, чтобы реализовать рекомендуемый способ?

1. Решением общего собрания собственников помещений управляющая домом организация выбирается в качестве лица, уполномоченного на выплату вознаграждения председателю совета МКД (по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ)).
2. На основании решения общего собрания собственников помещений договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:
— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства председателю совета многоквартирного дома.
3. Управляющая организация начисляет и выставляет к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений, по статье «Вознаграждение председателю совета МКД».
4. С периодичностью, предусмотренной решением общего собрания собственников помещений, управляющая организация выплачивает фактически полученные по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» денежные средства председателю совета многоквартирного дома.

В чем преимущества рекомендуемого способа?

1. Фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель.
2. Управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).
3. При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивает НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации (Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А26-1411/2013).
4. В части сбора и перечисления вознаграждения председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.
Образец протокола общего собрания собственников помещений по вопросам выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома приведен в Приложении № 1 к данному изданию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector