Основания приобретения права государственной либо муниципальной собственности
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Основания приобретения права государственной либо муниципальной собственности

Основания приобретения и прекращения права публичной (государственной и муниципальной) собственности

Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:

1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;

2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;

3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;

4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.

5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;

6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.

7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.

8) налоги и иные обязательные платежи.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы

Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.

Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом. С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.

Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:

1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);

3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;

4) обязательная публичная процедура проведения;

5) возмездный или безвозмездный характер.

Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны – покупатель (ст.5 закона).

К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.

Способы приватизации определены ст.13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

 в результате разграничения государственной собственности в РФ согласно Постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-1 по процедуре передачи, установленной распоряжением Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп.

 путем изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества)

 путем получения поступлений (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

 на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества;

 по наследству в соответствии с завещанием или законом;

 по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

 в установленном порядке (к примеру, как находка или как клад)

 другое движимое и недвижимое муниципальное имущество.

59. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом: правовая основа и уполномоченные субъекты.

60. Право муниципального образования на получение в собственность части государственного имущества.

61. Законодательные предпосылки реализации права муниципальных образований на землю.

Право М/О на зе­мельные участки. Земельные участки как эле­мент состава муниципального имущества, согласно ст.19 Земельного ко­декса РФ определяет, что в муниципальной собствен­ности находятся земельные участки

– которые признаны таковы­ми федеральными законами и принятыми в соответствии с ни­ми законами субъектов РФ;право на которые воз­никло при разграничении госу­дарственной собственности на землю;

– приобретены по ос­нованиям, установленным граж­данским законодательством.

В то же время ст. 14-17 ФЗ №122 относят к муниципально­му имуществу только «земель­ные участки, отнесённые к му­ниципальной собственности в соответствии с федеральными законами». Такие же правовые нормы содержатся и в ст.50 ФЗ №131. Земельный кодекс так­же придерживается концепции «презумпции отчуждения» зем­ли из государственной или му­ниципальной собственности. П.4 ст.28 Земельного кодекса ус­танавливает исчерпывающий перечень из трёх случаев, когда допускается отказ в предостав­лении земельных участков, на­ходящихся в государственной или муниципальной собствен­ности, для строительства:

изъятие земельных участков из оборота;

установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;

факт резервирования земель­ных участков для государствен­ных или муниципальных нужд.

62. Местный бюджет: понятие, общая характеристика источников формирования средств местного бюджета и основные направления их использования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Читать еще:  Как поменять фамилию в квитанции на квартиру?

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за пополнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета,решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальномуопубликованию. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контролирование его исполнения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления в формах, предусмотренных БК РФ.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования. Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

63. Механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов).

64. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета за счет местных налогов и сборов.

65. Право муниципальных образований и их органов на получение доли региональных налогов.

66. Право муниципальных образований и их органов на получение доли федеральных налогов.

67. Полномочия муниципальных образований в обеспечении доходов местного бюджета в неналоговой сфере.

68. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

69. Реализация муниципальным образованием права на хозяйственную деятельность в форме муниципальных унитарных предприятий.

70. Особенности организации и осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), территории, прилегающие к государственной границе, наукограды).

Правовой статус такого рода МО, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), регулируется Законом РФ О закрытом административно-территориальном образовании. Закон регулирует особенности МС, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих на территории ЗАТО, и их права.

Закрытое административно-территориальные образование– территориальное образование,имеющее органы МС, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраныгосударственной тайны, Включающий спец условия проживания граждан. Перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов утвержден постановлением Правительства РФ. ЗАТО по всем вопросам их деятельности, органов МС, определенны Конституцией РФ и Законами РФ находятся в подчинении краев и областей согласно Перечню ЗАТО.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по следующим Вопросам:

1)установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель предприятиям или объектам;

2) определение полномочий органов гос власти субъектов РФ В отношении указанного ЗАТО;

3) обеспечение особого режима безопасного функционирования) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. ЗАТО является административно-территориальной

единицей. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО могут не совпадать с границами субъектов РФ

и районов, входящих в их состав,

В ведение районов местного самоуправления ЗАТО передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ. В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие

к границам ЗАТО, этим территориям присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их

границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.__

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основания возникновения права государственной собственности

Среди прочих других специфических признаков каждый из видов права собственности («форм собственности») отличают специальные основания возникновения права собственности. Причем всегда такие основания возникновения одновременно являются специальным основанием прекращения другого вида права собственности. Право государственной собственности возникает как в силу универсальных оснований (характерных для всех видов права собственности), предусмотренных Главой 14 ГК, так и в силу специальных оснований, которые будут предметом нашего рассмотрения в рамках настоящего параграфа. Такими специальными основаниями возникновения права государственной собственности являются:

  • 1. Поступление в государственную собственность клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры (п. 2 ст. 233 ГК);
  • 2. Отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 238 ГК);
  • 3. Изъятие недвижимости для государственных нужд (ст. 239 ГК);
  • 4. Выкуп бесхозяйственно культурных ценностей государством (ст. 240 ГК);
  • 5. Реквизиция (ст. 242 ГК);
  • 6. Конфискация (ст. 243 ГК);
  • 7. Национализация (ст. 306 ГК).

Теперь подробно рассмотрим каждое из упомянутых оснований.

Поступление в государственную собственность клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры (п. 2 ст. 233 ГК). На практике клад чаще всего является основанием приобретения частной собственности. Государство же может заниматься поисками клада в лице специализированных органов и организаций (чаще всего археологических), которые имеют работников, специально занимающихся такой деятельностью. Однако, существуют случаи, когда клад находит гражданин или группа граждан, и этот клад содержит предметы, относящиеся к памятникам истории или культуры. Поскольку государство особое внимание уделяет памятникам истории и культуры, что отражено на конституционном уровне, то вполне логично то, что оно располагает большими возможностями и средствами, чтобы сохранить такие памятники для будущих поколений, нежели, чем, если такие памятники будут находиться у отдельных граждан и порознь. В этом и заключается мотивировка введения данного специального правила в норму статьи ГК о кладе. Исчерпывающего перечня таких объектов в законе нет. Определения видов материальных и культурных ценностей и объектов, которые представляют общественную ценность, содержатся в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», но он постоянно дополняется новыми объектами. Поэтому вопрос в случае спора должен решаться судом на основании научной экспертизы. Тогда собственник имущества и лицо, обнаружившее клад, имеет право на вознаграждение в размере пятидесяти процентов стоимости клада (п. 2 ст. 233 ГК). Вознаграждение выплачивается государственными финансовыми органами.

Отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 238 ГК). Это основание связано с принципом всеобщности права государственной собственности. Поскольку данный принцип не характерен для других видов права собственности, то в случае нахождения у граждан, юридических лиц, муниципальных образований вещей, изъятых или ограниченных в обороте, они, как правило, следуют к соответствующему собственнику (т. е., государству), который может иметь такие объекты на праве собственности, в порядке, определяемом ст. 238 ГК. Это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1 ст. 238 ГК). Если соответствующий собственник добровольно не проявил такой инициативы, то действуют правила п. 2 ст. 238 ГК: по заявлению государственного органа суд решает вопрос о принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. Порядок продажи зависит от вида и назначения имущества. Оно может быть реализовано через комиссионную торговлю, либо в специальном порядке. Аналогично решается вопрос в отношении имущества, на приобретение или хранение которого нужно иметь лицензию, если в ее выдаче собственнику отказано (например, получение по наследству оружия наследником, не имеющим специального права на его хранение и использование).

Читать еще:  Можно ли прописаться в строящемся доме

Изъятие недвижимости для государственных нужд (ст. 239 ГК). Статья имеет наименование «Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится». Данное основание обусловлено таким свойством недвижимых вещей как прочная связанность с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. Суть данного основания заключается в том, что государство изымает жизненно необходимый ему земельный участок («существенный элемент»), на котором может находиться, а может и не находиться, некоторая недвижимость («случайный элемент»). Эта статья действует, когда нельзя разорвать два указанных элемента, объединенных естественной природой недвижимого имущества. Основаниями такого изъятия являются: необходимость удовлетворения государственных нужд или ненадлежащее использование земли собственником (абз. 1 п. 1 ст. 239 ГК). Для этого закон предусматривает судебный порядок. Соответствующий государственный орган должен заявить требование об изъятии недвижимого имущества. В суде заинтересованный орган должен доказать невозможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество (абз. 2 п. 1 ст. 239 ГК) либо, соответственно, ненадлежащее использование земельного участка. Изымается такое имущество путем выкупа государством или продажи с публичных торгов (абз. 1 п. 1 ст. 239 ГК).

Выкуп бесхозяйственно содержащих культурных ценностей государством (ст. 240 ГК). Положения данной статьи соответствуют ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». Для применения данного основания также предусмотрен судебный порядок. Оно применяется в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Определения видов материальных и духовных ценностей и объектов содержатся в упомянутом выше ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом, согласно Конституции РФ и ч. 2 ст. 240 ГК собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон или судом за вычетом расходов на проведение публичных торгов, если таковые проводятся.

Реквизиция (ст. 242 ГК) – возмездное изъятие имущества у собственника в государственную собственность в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Данное определение реквизиции вытекает из п. 1 ст. 242 ГК. Цель реквизиции – не пресечь противоправное поведение собственника, а обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или же уничтожить зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии. Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном (административном) порядке по решению государственных органов и без предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества.

Однако, оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде (п. 2 ст. 242 ГК). При этом п. 3 ст. 242 ГК предусматривает возможность возврата реквизированного имущества бывшему собственнику при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, по его требованию в судебном порядке. Это положение является новым для нашего законодательства.

Кроме того, ст. 51 ЗК РФ указывает на два вида реквизиции для земельных участков. Во-первых, это временное изъятие земельного участка устранения вредных последствий с возвращением собственнику после обезвреживания. Такая реквизиция, по нашему мнению, не может являться основанием возникновения права государственной собственности. Во-вторых, при невозможности устранения опасных последствий земельный участок принудительно выкупается или может быть заменен равноценным. Тогда участок переводится в земли запаса или консервации, а его дальнейшее использование определяется Правительством РФ.

Конфискация (ст. 243 ГК) – безвозмездное изъятие имущества у собственника в государственную собственность по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (п. 1 ст. 243 ГК). Это единственное безвозмездное из специальных оснований приобретения права государственной собственности. По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке (п. 1 ст. 243 ГК), но в случаях, предусмотренных законом, она может быть произведена в административном порядке. Решение о такой конфискации может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 243 ГК). Конфискация предусмотрена Уголовным кодексом РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера (Глава 15.1 УК РФ). Конфискация назначается за корыстные преступления и применяется в случаях прямо предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ (например, ст. 158-164, 172, 174). Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 3.7 предусматривает конфискацию как административное наказание. Конфискация за административное правонарушение назначается судьей. Достаточно удачно дана дефиниция конфискация в ч. 1 ст. 3.7 КоАП: конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискацию как меру ответственности следует отличать нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела. Такое изъятие не прекращает право собственности.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена судом при определении последствий недействительных сделок (ст. 169, 179 ГК).

Национализация (ст. 306 ГК). Несмотря на то, что статья 306 ГК имеет наименование «Последствия прекращения права собственности в силу закона» из ее содержания можно понять, что в данном случае речь идет о национализации, т. е., о возмездном переходе имущества граждан и юридических лиц в государственную собственность в порядке, определяемом специально принятым в будущем законом (абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК).

Кроме того, ст. 306 ГК предусматривает возможность возмещения убытков, состоящих из рыночной стоимости самого имущества, а также упущенной выгоды, гражданину или юридическому лицу в судебном порядке, что является важнейшей гарантией соблюдения права собственности. Одним из отличительных признаков национализации как способа прекращения права частной собственности (и одновременно способа приобретения права государственной собственности) является ее принудительность. Поэтому приобретение государством у частного собственника имущества (в т. ч., ранее приватизированного) посредством сделки национализацией не считается. Важно подчеркнуть также, что согласно данной статье право собственности может быть прекращено только федеральным законом, а не законом субъекта Российской Федерации. Причем это может быть как индивидуальный, так и «базовый» закон о национализации.

Итак, мы рассмотрели специальные способы приобретения права государственной собственности. Теперь, как нам кажется, надо обратить внимание на изменения в ст. 225 ГК, внесенные ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Главу 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Эти изменения связаны с тематикой настоящего параграфа о приобретении права государственной собственности.

Читать еще:  Как делается дарственная на дом

Упомянутым выше законом статья 225 ГК была дополнена пунктом 4, который установил специальную норму по отношению к пункту 3 той же статьи по вопросу о приобретении права публичной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. В п. 3 ст. 225 ГК говорится о том, что орган местного самоуправления может подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет имеющегося бесхозяйного недвижимого имущества (как правило, в таких случаях речь идет о жилых помещениях). По истечении годичного срока после такой постановки на учет, уполномоченный орган местного самоуправления имеет право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Это правило действует только для муниципальных образований, расположенных в пределах территорий республик, краев, областей, автономной области и автономных округов. В связи с дополнением пунктом 4 статьи 225 ГК путем принятием Закона от 9 февраля 2009 г. N 7-ФЗ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге действует правило, по которому указанные выше действия по той же процедуре осуществляются не органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, а органами государственной власти субъекта РФ – города федерального значения. Результатом этого соответственно может стать возникновение права государственной собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга на бесхозяйные недвижимые вещи. Таким образом, города федерального значения имеют свое специальное основание для приобретения права государственной собственности, которое не имеют все иные субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа). Это нововведение законодателя, как нам кажется, основано на особом правовом статусе муниципальных образований в городах федерального значения: в городах федерального значения муниципальные образования имеют гораздо меньше полномочий (в том числе по рассматриваемому вопросу), нежели в иных субъектах РФ в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Однако, на наш взгляд, его нельзя считать удачным, поскольку данный закон и п. 4 ст. 225 ГК по своему смыслу противоречат ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, соответственно данная норма потенциально может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Поэтому данный федеральный закон нарушает равноправие субъектов РФ, предоставляя привилегию городам федерального значения в виде специального основания приобретения права государственной собственности.

Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования. Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector