Рыночная стоимость земельного участка устанавливается органами
Что такое нормативная цена земли?
Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земли, который зависит от качества и местоположения.
Это особенная финансовая величина, характеризующая стоимость земельного надела, который может быть передан по наследству, продан или использован как залог по кредиту.
Используется для оценки стоимости, регулирования рыночных цен и расчетов окупаемости, исходя из прогнозируемой прибыли.
По закону
Порядок определения нормативной цены регламентирован постановлениями правительства РФ. Вопросы, связанные с порядком определения НЦЗ и возможностью применения данной стоимости регулируются на законодательном уровне правовыми актами.
В соответствии с п. 13 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», использование НЦЗ осуществляется, если не установлена кадастровая цена надела.
Стоимость таких наделов не может быть выше их кадастровой стоимости. Если цена участка еще не определена, то она устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Определение нормативной стоимости, используемое в других правовых актах, дается в ст. 25 Закона РФ «О плате за землю». Порядок расчета НЗ и необходимость ее корректировки в конкретном регионе указан в Постановлении Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли». Все нормативные акты периодически подвергаются дополнениям и изменениям.
В 2015 году в Земельном кодексе произошли изменения, некоторые статьи были удалены. Наделы больше не предоставляются в бессрочное пользование или пожизненное наследство.
- договоров безвозмездного пользования или аренды;
- договора купли-продажи;
- решения органов власти или ОМСУ в собственность или постоянное пользование бесплатно.
Бесплатное предоставление земли в собственность возможна для лиц, имеющих трех и более детей. Им могут предоставить надел для ИЖС без предварительного согласования места и торгов.
В соответствии с Постановлением Правительства, НЦЗ ежегодно определяется органами исполнительной власти для земель различного целевого назначения по административным районам, оценочным зонам или поселениям.
Органы местного самоуправления вправе уточнять количество и границы оценочных зон, повышать или понижать установленную НЦЗ, но не более чем на 25%.
Продажа земли по нормативной цене
Согласно ст. 28 Земельного Кодекса РФ, принадлежащие государству или муниципалитету земли, граждане и юридические лица могут приобрести за определенную плату.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стоимость устанавливается органами местного самоуправления и органами исполнительной власти.
Порядок определения стоимости земли и их оплата устанавливаются в отношении наделов, которые находятся в собственности:
- Субъектов РФ. Устанавливается органами государственной власти.
- Федеральных субъектов. Устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством РФ
- Муниципалитета. Устанавливается органами местного самоуправления.
- начальную цену участка;
- сумму задатка;
- форму проведения торгов или аукционов.
Продажа участков земли проводится на публичных торгах, кроме случаев, оговоренных в п. 2 ст. 39,3 Земельного Кодекса РФ.
Продать можно только те наделы, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ надела, кроме продажи в собственность гражданам:
- для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ на аукционах;
- без публичных торгов.
Выкупить у муниципалитета или государства можно без торгов те участки, которые:
- образованы из арендованных земель для комплексного освоения территории;
- образованы из участков в садоводческих товариществах;
- предназначены для ведения сельскохозяйственной и фермерской деятельности, а также построены под ИЖС, ЛПХ;
- имеют объекты недвижимости;
- принадлежат некоммерческим организациям (кроме участков общего пользования);
- принадлежат юридическим лицам (кроме тех, что нужны для строительства жилья эконом-класса);
- находятся в бессрочном пользовании или сданы в аренду юридическим лицам по истечению 3 лет действия арендного договора;
- входят в состав Дальневосточного федерального органа;
- в других случаях, согласно в п. 2 ст. 39,3.
Стоимость участка
Правила определения цены без проведения торгов регламентированы постановлением № 279.
НЦЗ в 60% от кадастровой стоимости устанавливается на участки:
- юрлиц, если на земле располагаются объекты регионального или федерального значения;
- под садоводство, ЛПХ, ИЖС, гаражное строительство лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, построенных на этих участках.
НЦЗ в 2,5% от кадастровой стоимости применяется при продаже земли:
- хозяину объектов, расположенных на участке;
- некоммерческим гражданским организациям, которые приобретают землю под комплексное освоение территории для ИЖС.
То есть, под нормативной ценой земли подразумевается нижняя ценовая граница включительно до кадастровой стоимости, по которой проводилась продажа земельного надела без торгов.
Нормативная стоимость формируется уполномоченными органами субъектов федерации с учетом таких факторов:
- уровня рыночной цены;
- ставки налогообложения конкретного региона, исходя из целей использования надела;
- целевого назначения участка.
Кем определяется НЦЗ и как рассчитать
Некоторых землевладельцев интересует, кем и как определяется нормативная цена земли. Нормативная стоимость участка устанавливается исполнительными органами власти на основании зонирования цен, согласно правительственному постановлению № 319.
Разработка основных нормативов возложена на федеральные исполнительные органы и Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Состояние рынка анализирует ОМСУ, а также определяет количество и границы оценочных зон.
Формула расчета нормативной стоимости земли: цена участка равняется размеру ренты, деленному на процент ссуды и умноженному на 100%.
При подсчете нормативного показателя должны соблюдаться определенные условия:



Когда для расчета земельного налога нужно применять нормативную стоимость земли? На самом деле участки земли чаще продаются по кадастровой или рыночной стоимости, превышая нормативную цену. Только в некоторых случаях государственные или муниципальные земли могут продаваться по НЦЗ.
Когда нужна НЦЗ
В каких случаях используется нормативная цена земли? При помощи НЦЗ государство может участвовать в рыночных земельных отношениях и регулировать их.
Нормативная цена используется в качестве стоимости при продаже наделов для индивидуального предпринимательства или при выкупе незастроенных участков земли в населенных пунктах.
НЦЗ нужна также при:



При налогообложении используется обычно рыночная или кадастровая стоимость, и инвентаризационная— при их отсутствии.
Кто выдает справку о нормативной цене земли? При обращении физических и юридических лиц акты установления НЦЗ по рекомендуемой форме выдают районные и городские комитеты по землеустройству.
При составлении акта не учитываются установленные обременения и ограничения, которые носят санитарно-гигиенический, технологический и природоохранный характер. Кадастровую справку можно получить в региональном МФЦ, подав туда запрос.
Отличия рыночной и кадастровой цены
Чем отличается рыночная, кадастровая и нормативная стоимость земли? На участке сначала проводится кадастровая оценка с целью определения его кадастровой цены, включая ежегодную корректировку, которая равняется 7% от величины предыдущего года.
Размер земельного налога осуществляется на основе полученных данных. По этим результатам устанавливается нормативная стоимость земельного участка.
Если кадастровая цена территории неизвестна, и нет времени на проведение оценки, расчет производится на основе рыночной стоимости. Поэтому здесь не имеет значение размер налоговой ставки, но данная процедура должна быть проведена раньше 6 месяцев до даты проведения расчетов НЦЗ и только специалистами с организаций, имеющих на это лицензию.
Если определение нормативной цены проводит собственник надела, то ему придется заплатить от 10 до 50 тыс. рублей, в зависимости от объема работ, региона, формы отчета.
Рыночная стоимость определяется на конкретную дату, изменяется во времени и зависит:



Нормативная стоимость нужна для отчуждения земель, в отличие от кадастровой цены, которая требуется для определения налоговых вычетов. Проводить кадастровую оценку имеет право только уполномоченные подразделения Росреестра, ее можно узнать на карте их сайта или направив туда специальный запрос.
Кроме сведений о величине кадастровой цены будет предоставлена информация о дате проведения оценки.
При проведении кадастровой оценки учитывается:
- удаленность от города;
- местонахождение;
- популярность района;
- экология и близость к местам отдыха;
- коммуникации;
- инфраструктура;
- площадь;
- категория земли;
- субъективные факторы.
Итак, нормативная цена земли является одним из экономических показателей для выявления величины финансового значения. Определяется НЦЗ на основе кадастровой или рыночной стоимости, при этом никакие льготы или обременения учитываться не должны.
Налоговая ставка для участков земли земель определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. Данный показатель не может превышать предельные значения, прописанные в Налоговом Кодексе. Свою ставку налогообложения можно узнать в региональных нормативных актах.
Статья 66. Оценка земли
Статья 66. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 66. Оценка земли
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда была установлена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего С.Ю. Евсееву на праве собственности. Впоследствии С.Ю. Евсеев обратился в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области”, в принятии которого ему было отказано определением судьи, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в связи с тем, что заявитель ранее реализовал свое право на определение экономически обоснованной стоимости принадлежащего ему земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому оспариваемое им постановление не затрагивает его права, свободы или законные интересы.
Удовлетворяя требования администрации о взыскании с предпринимателя задолженности по арендной плате за землю и пени в части периода, в отношении которого не пропущен срок исковой давности, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 552, 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35, пунктом 1 статьи 1, пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, и исходил из отсутствия доказательств внесения в установленном порядке платы за участок под зданием, в котором расположено принадлежащее предпринимателю нежилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Данный Кодекс устанавливает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 390 и пункт 1 статьи 391); налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями в силу пункта 3 статьи 391 (в редакции, оспариваемой заявителем), определяли налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования; налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393). В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
Суды указанных инстанций допустили существенное нарушение норм статей 57, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.
Суды, признавая незаконным исчисление предпринимателем земельного налога за 2011 год, руководствовались положениями статей 388, 390, 391 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что рыночная стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области, вступившим в законную силу в 2012 году, не может являться основанием для перерасчета земельного налога за 2011 год.
Признавая доначисление земельного налога правомерным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание Правила проведения кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, исходили из того, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением суда по делу N А47-6594/2014, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента вступления судебного акта в законную силу, до указанного момента общество должно исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости, установленной ранее постановлением Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1009-П.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, статьями 5, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”, учитывая, что земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной нормативными актами органов Правительства Ярославской области, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания решений недействительными.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями пункта 3 статьи 279, статей 49, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 55, пункта 1 статьи 56.2, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ “О государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, принимая во внимание результаты проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, установив факт необходимости изъятия испрашиваемого истцом земельного участка для государственных нужд, принадлежность данного участка ответчику, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков, в том числе для целей налогообложения, проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 5 статьи 65 и статья 66).
статьей 66 “Оценка земли” данного Кодекса;
положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Определение кадастровой стоимости в ходе государственной кадастровой оценки осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об оценке), актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре), если иное не установлено Законом о кадастре, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Редакцией пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из положений статей 388 – 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, придя к выводу, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом отсутствует внесудебный порядок установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.
Статья 66. Оценка земли
СТ 66 ЗК РФ
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Комментарий к Статье 66 Земельного кодекса РФ
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” объектами оценки, в частности, являются отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества. Таким образом, объектом оценки могут быть как земельный участок, так и вещные права на него (право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования).
Под рыночной стоимостью объекта оценки согласно ст. 3 указанного Федерального закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Осуществляют оценочную деятельность оценщики – физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”; они осуществляют оценочную деятельность либо самостоятельно, занимаясь частной практикой, либо на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным указанным Федеральным законом.
Проведение оценки земельных участков, как и других объектов оценки, в соответствии с этим же ФЗ является обязательным в случае вовлечения в сделку земельных участков, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям (в частности, при определении стоимости земельных участков, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, при их использовании в качестве предмета залога, продаже или ином отчуждении, при переуступке долговых обязательств, связанных с такими земельными участками, при передаче их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости земельных участков).
Обязательность оценки земельных участков не распространяется на отношения, возникающие в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, для формирования имущества Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”.
В соответствии с ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка возмещается собственнику реквизированного земельного участка в случае невозможности его возврата, а также собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд (если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок).
В настоящее время действуют Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков (утв. распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г. N 568-р). Они могут использоваться для оценки не изъятых из оборота земельных участков, которые сформированы (или могут быть сформированы) в соответствии с законодательством.
При определении рыночной стоимости исходят из следующих принципов.
Рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени. Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей; она не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности.
Рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату. Такая стоимость зависит от изменения целевого назначения участка, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок; она зависит также от местоположения земельного участка и влияния внешних факторов.
Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, т.е. наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной. Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка.
При определении рыночной стоимости земельных участков может использоваться информация, получаемая в процессе проведения государственной кадастровой оценки.
Как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков используются методы, основанные на информации о ценах сделок с земельными участками, являющимися аналогами оцениваемого, ценах сделок с едиными объектами недвижимости, аналогичными единому объекту недвижимости, включающему в себя оцениваемый земельный участок, или о ценах предложения (спроса) на них, расчете земельной ренты, создаваемой земельным участком, стоимости воспроизводства или замещения улучшений, соответствующих наиболее эффективному использованию оцениваемого земельного участка; об определении суммы расходов, необходимых для использования земельного участка в соответствии с вариантом его наиболее эффективного использования, и величины доходов от наиболее эффективного использования земельного участка.
Результаты оценки должны быть оформлены в виде письменного отчета об оценке, включающего: описание земельного участка, в том числе целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, права иных лиц на земельный участок, разделение имущественных прав на земельный участок; описание зданий, строений, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры, расположенных в пределах земельного участка, а также результатов работ и антропогенных воздействий, изменяющих качественные характеристики земельного участка; фотографии земельного участка и его улучшений; характеристику состояния рынка земли и недвижимости; установление варианта наиболее эффективного использования земельного участка.
Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное (например, в договоре об оценке может быть установлено, что итоговая величина стоимости земельного участка выражается в виде диапазона величин).
Государственная кадастровая оценка земель также проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Правила ее проведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Росреестра. Субъекты РФ своими нормативными актами устанавливают кадастровую стоимость отдельных видов, групп или категорий земель, в других случаях устанавливаются средние значения кадастровой стоимости земельных участков.
Имеется ряд методик осуществления государственной кадастровой оценки по отдельным категориям и видам земель, которые используются при проведении такой оценки:
Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (утв. Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307);
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации (утв. Приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/336);
Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения (утв. Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49);
Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222);
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39).
Кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не требуется определять, если уже указана рыночная стоимость этого участка.
Статья 66 ЗК РФ. Оценка земли
1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Комментарии к ст. 66 ЗК РФ
1. Оценка земли может быть рыночная, кадастровая и нормативная. Рыночная оценка (стоимость) земельного участка определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности” . Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
В соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности” за рыночную стоимость объекта оценки принимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют разумно и в своих интересах, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Платеж за объект оценки выражается в денежной форме.
Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение с оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных названным выше Законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РФ. В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных ЗК РФ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов “действительная стоимость”, “разумная стоимость”, “эквивалентная стоимость”, “реальная стоимость” и др.
Основанием для проведения оценки объекта оценки служит договор между оценщиком и заказчиком. Такой договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.
Договор должен содержать:
основания заключения договора;
вид объекта оценки;
вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
Оценщик имеет право:
применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.
соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования ЗК РФ, а также требования принятых на его основе нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ;
сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;
предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ к проведению оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;
в случаях, предусмотренных законодательством РФ, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он выступает учредителем, собственником, акционером, страховщиком или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
юридическое лицо выступает учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при ее проведении.
Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
2. Государственная кадастровая оценка земли производится в соответствии с Правилами кадастровой оценки земель .
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709).
Государственной кадастровой оценке подлежат все категории земель на территории Российской Федерации в целях налогообложения и иных целей, установленных законом. Кадастровая оценка земель проводится органами, ведущими земельный кадастр.
При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке. Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или с учетом затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также с границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
3. При сравнении кадастровой и рыночной стоимости земельного участка кадастровая его оценка определяется в процентах от рыночной стоимости.
4. В отличие от рыночной и кадастровой оценок земли, назначение которых указано выше, нормативная цена земельных участков необходима: при приватизации государственного имущества для определения цены земли, передаваемой в собственность; при установлении общей долевой собственности на землю; передаче земельного участка по наследству; дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Порядок определения нормативной цены установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 “О порядке определения нормативной цены земли” , а также специальными Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 87 .
СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.
СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 923.
Установлено, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются органами, ведущими кадастр объектов недвижимости.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
При этом нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия, с учетом следующих особенностей:
а) стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;
б) стоимость акций (долей, вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений определяется исходя из нормативной цены указанного имущества;
в) учитывается налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных ценностей;
г) не учитывается балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
д) не учитывается просроченная дебиторская задолженность.
Нормативная цена имущественного комплекса унитарного предприятия при его преобразовании в открытое акционерное общество используется только для определения нормативной цены акций создаваемого открытого акционерного общества.