Вопросы земельных правоотношений находятся в ведении ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Вопросы земельных правоотношений находятся в ведении

Земельные правоотношения

В статье рассматриваются понятие “земельные правоотношения”, элементы (субъекты или участники отношений, объекты, предмет), особенности данного вида правоотношений

Понятие: земельные правоотношения

Земельные правоотношения – общественные отношения, регламентированные земельным законодательством, участники которых являются носителями прав и обязанностей. Легальное определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Несмотря на то, что земельные правоотношения рассматри­ваются как единое целое, можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс – это всем при­вычное понятие. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст. 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т.д. Среди объектов недвижимого имущества земля выделяется как особый объект земельных правоотношений. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права. Согласно одному из определений, «земля» представляет собой элемент природной среды, имеющий территориальный базис и являющийся важным средством производства и экономики государства. Нередко термин «земля» отождествляют также с термином «почва», которая определяется как плодородный слой земли. Однако земля, прежде всего, – природный объект. Земли составляют основу экосистем, неразрывно связаны с лесами, водными объектами, живой и неживой природой.

Общественные отношения в области землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 ЗК РФ законодатель разграничивает виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается: а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует); б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ. Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например, – ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» регуляторных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Элементы земельных правоотношений

Как и в любых правоотношениях, в структуре земельных правоотношений выделяют: субъекты; объект; предмет; содержание. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Субъекты или участники земельных отношений определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия:

– собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

– землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

– землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

– арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

– обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

– правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения. Иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

С учетом того, что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством установлены требования, предъявляемые к оформлению земельного участка. Земельный участок (как объект отношений) должен быть индивидуально определен. Это означает, что он имеет определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих документах границы, должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, вид разрешенного использования. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ РФ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части (при этом каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок), разрешенное использование, которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст.133 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности); 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.
Оборот земельных долей характерен для сельскохозяйственного землепользования. Он регламентируется не только нормами ГК РФ, но и статьями федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Причина расширения возможностей дольщика – желание законодателя уберечь пашни и сенокосы от излишнего дробления, вредного для организации с/х производства.

Что касается содержания земельных правоотношений, то это корреспондирующие (взаимные) права и обязательства их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права. Содержание таких правоотношений во многом определяется как целевым назначением земель (согласно их делению на категории), так и разрешенными видами землепользования в соответствии с зонированием территории.
Особого внимания заслуживает «предмет земельных правоотношений». Есть мнение, что «объект» и «предмет» – тождественные понятия. Иная точка зрения, предмет – это материальная вещь, на которую непосредственно направлены действия участников правоотношений, а объектом (применительно к земельным правоотношениям) выступает земля как природный объект в его юридическом смысле. Эта давняя дискуссия выходит за пределы земельного права. Если предмет в рассматриваемых отношениях все же выделять особо, то в качестве такового следует признавать земельный участок. Следует иметь в виду, что, понятия «земля», «земельный участок», «права на земельный участок» всегда вы­ступают во взаимосвязи и используются как синонимы, заменяющие друг друга в различных контекстах.

Читать еще:  Что нужно чтобы заказать техпаспорт на квартиру?

Особенности земельных правоотношений в РФ

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.
Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ).

С другой стороны, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования – в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Несмотря на то, что использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых основаниях – титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями. Так, к общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести: право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др. Помимо общих прав и обязательств собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют и специальные права и обязанности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка.

§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений

1. Земельное законодательство

Ныне действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из:

??федеральных законов, нормы которых должны соответствовать ЗК;

??законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;

??указов Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК и федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В настоящее время отдельные нормы, регулирующие земельные правоотношения, содержатся в Лесном кодексе от 20 января 1997 г. N 22-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Водном кодексе от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Градостроительном кодексе от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и др. Основными законами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения, являются:

??гл. 17 части первой ГК РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;

??Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ ?Об обороте земель сельскохозяйственного назначения?;

??Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ ?О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации?;

??Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ ?О разграничении государственной собственности на землю?;

??Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ ?О землеустройстве?;

??Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон ?О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации?;

??Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ ?О государственном земельном кадастре?;

??Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ ?О геодезии и картографии?;

??Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 ?О плате за землю? (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г.);

??Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 ?О крестьянском (фермерском) хозяйстве? (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г.) и некоторые другие.

Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РФ, не применяются.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

В настоящее время действующими Указами Президента РФ являются следующие:

??Указ Президента РФ от 26 ноября 1997 г. N 1263 ?О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды?;

??Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 ?О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами? (с изменениями и дополнениями от 3 ноября 1999 г.);

??Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 ?О реализации конституционных прав граждан на землю? (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.);

??Указ Президента РФ от 11 мая 1995 г. N 478 ?О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации? (с изменениями от 18 сентября 1996 г., 29 января, 16 мая 1997 г.);

??Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 ?О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России? (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.);

Читать еще:  Сложно ли выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры?

??Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 ?О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками? (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) и некоторые другие.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения постановления Правительства РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

До настоящего времени действуют:

??Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 ?О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю?;

??Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 ?Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства?;

??Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 ?Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства?;

??Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 ?Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации?;

??Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 ?Вопросы федеральной службы земельного кадастра России?;

??Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 ?О порядке определения нормативной цены земли? и некоторые другие.

Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК, применяются правила международного договора.

Тесты по теме Земельное право с ответами

Правильные ответы отмечены +

1. Земельное законодательство состоит из:

+ Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

– из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;

– из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.

2 – тест. Предметом земельного права являются:

+ общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с предоставлением, пользованием и охраной земельных участков;

– права и обязанности субъектов земельного права;

– те направления общественной жизни, в которых действуют нормы земельного законодательства.

3. Собственник земельного участка имеет право:

+ строить сооружения и здания согласно целевому назначению участка;

– на доходы от продажи урожая арендатора своего земельного участка;

– игнорирование противопожарных нормативов при строительстве жилого дома.

4. Земельное право относится к:

5.Тест. Земельное право является:

+ самостоятельной отраслью права;

– подотраслью гражданского права;

– институтом конституционного права.

6. Земельный участок как объект права представляет собой:

+ участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь;

– часть почвы, который находится в всеобщем пользовании;

– движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте.

7. Что из указанного регламентируется Особенной частью земельного права?

+ Правовой режим земель запаса;

– Регулирование оборота земельных участков;

– Вещные права на земельные участки.

8. Разделение земель на отдельные категории согласно их целевому назначению – это принцип земельного права:

9. Кто из нижеперечисленных не может быть субъектом земельных правоотношений на территории Российской Федерации?

Тест. 10. Кто из указанных субъектов вправе иметь в собственности земельный участок на приграничной территории?

– лицо без гражданства;

– иностранное юридическое лицо.

11. Примером управомочивающей нормы в земельном праве является:

+ разрешение на посев сельскохозяйственных культур на своем участке;

– недопустимость реализовывать продукцию на землях, подвергшихся химическому загрязнению;

– предписание осуществлять охрану своих земель.

12. Что из нижеперечисленного не относится к категориям земель?

+ Земли особого правового режима;

– Земли иного специального назначения;

– Земли особо охраняемых объектов.

13. Какое из указанных утверждений верно?

+ Обязанность уплаты налога на землю ложится на собственника этой земли;

– Землепользователь может ухудшить плодородный слой почвы, если проводит работы на земельном участке;

– Обязанность сохранять межевые и геодезические знаки, установленные в соответствие с законом, сохраняется только за собственником земельного участка.

14. Что из перечисленного не является ограниченным вещным правом на землю?

– Право постоянного пользования.

15. Просека относится к землям:

16. Не является формой образования земельных участков:

17. Выдел земельного участка возможен, если:

+ земельный участок находится в долевой собственности;

– земельный участок находится в общей собственности супругов;

– земельный участок находился в муниципальной собственности.

18. Какое условие является обязательным при заключении договора купли-продажи земельного участка?

+ Прохождение государственного кадастрового учета;

– Наличие на сельскохозяйственном участке плодородной почвы;

– Отсутствие ограничений на пользование земельным участком в соответствие с разрешением.

19. На какой срок земельный участок может быть сдан в аренду законным представителем несовершеннолетнего, если последний получил землю в собственность в порядке наследования?

+ На срок до наступления его совершеннолетия;

– Такой срок законом не определен.

20. Права на земельные участки подлежат:

– оформлению в простой письменной форме.

21. Реквизиция земельного участка происходит, когда:

+ участок изымается для обеспечения жизненно важных интересов общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах с возмещение собственнику убытков и выдачей соответствующих документов;

– участок изымается органами власти для государственных или муниципальных нужд;

– перестали существовать нужды общества, для которых был установлен публичный сервитут.

22. Конфискация земельного участка судом является:

23. Наблюдение, прогнозирование и оценка земель с целью установления их действительного состояния – это:

– кадастровый учет земель;

24. Объекты природы и культурного наследия, которые обладают особой ценностью, позволяют отнести земельный участок, на котором они расположены, к:

+ особо ценным землям;

– землям природоохранного назначения;

– землям рекреационного назначения.

25. Кто осуществляет признание права на земельный участок?

26. В какой форме проводятся торги по реализации земельных участков, которые являются государственной или муниципальной собственностью?

+ В форме аукциона;

– В форме запроса котировок;

– В форме конкурса.

27. Кто устанавливает публичный сервитут в случае, когда на земельном участке планируется построить дорогу регионального значения?

+ Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

– Органы местного самоуправления городского округа;

– Федеральные органы исполнительной власти.

28. На какой срок устанавливается публичный сервитут при размещении железной дороги в туннеле?

+ На срок от 10 до 49 лет;

– На срок строительства указанной железной дороги;

– На срок до 1 года.

29. Если гражданин отказывается реализовывать свои права на принадлежащий ему земельный участок, влечет ли это также прекращение его обязанностей по использованию этого участка?

– Да, влечет в любом случае;

– Да, влечет в той части, в которой он не пользуется своим правом.

30. Ограничение прав на землю:

§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений

§ 1. Общие вопросы регулирования земельных правоотношений

1. Земельное законодательство

Ныне действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из:

– федеральных законов, нормы которых должны соответствовать ЗК;

– законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;

– указов Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК и федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В настоящее время отдельные нормы, регулирующие земельные правоотношения, содержатся в Лесном кодексе от 20 января 1997 г. N 22-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Водном кодексе от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Градостроительном кодексе от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и др. Основными законами Российской Федерации, регулирующими земельные отношения, являются:

Читать еще:  Как подарить часть своей доли в квартире?

– гл. 17 части первой ГК РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;

– Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

– Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

– Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»;

– Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

– Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

– Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» (с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г.);

– Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г.) и некоторые другие.

Со дня введения в действие ЗК РФ законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории РФ, не применяются.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

В настоящее время действующими Указами Президента РФ являются следующие:

– Указ Президента РФ от 26 ноября 1997 г. N 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды»;

– Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» (с изменениями и дополнениями от 3 ноября 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 11 мая 1995 г. N 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» (с изменениями от 18 сентября 1996 г., 29 января, 16 мая 1997 г.);

– Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.);

– Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (с изменениями и дополнениями от 25 января 1999 г.) и некоторые другие.

Изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения постановления Правительства РФ применяются в части, не противоречащей ЗК.

До настоящего времени действуют:

– Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»;

– Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

– Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства»;

– Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»;

– Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 «Вопросы федеральной службы земельного кадастра России»;

– Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» и некоторые другие.

Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ЗК, применяются правила международного договора.

2. Участники земельных отношений

Участниками земельных правоотношений являются:

– граждане (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

– юридические лица (в том числе иностранные юридические лица);

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с законодательством РФ.

Для обозначений субъектов земельных правоотношений в ЗК использованы следующие понятия и определения:

– собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

– землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

– землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

– арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

– обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

3. Состав земель в Российской Федерации

В соответствии со ст. 7 ЗК земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

Все перечисленные категории земель должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;

– земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ;

– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

– земель, находящихся в частной собственности:

– земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;

– земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в:

– актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

– договорах, предметом которых являются земельные участки;

– документах государственного земельного кадастра;

– документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Нарушение установленного земельным законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector