Землями запаса распоряжается
Земли запаса в Российской Федерации
Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий. Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности. Для этого нужно пройти определенные процедуры.
Характеристика земель запаса
Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.
Согласно Земельному кодексу РФ , существуют следующие виды земель:
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.
Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.
Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.
Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.
Что может быть отнесено к территориям запаса
К землям запаса относятся земли, которые:
- не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
- изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
- выкуплены у частных собственников;
- утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
- отошли государству по завещанию;
- были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
- непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.
Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.
Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.
Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.
Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.
Правовое положение земель запаса
Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.
Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.
Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.
Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.
Изменение категории земель
Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.
Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.
Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.
Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.
Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.
Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.
Возможные категории
Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:
- Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
- Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
- Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
- Участки лесного и водного фонда.
- Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.
Перевод земель в другую категорию
Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:
- кадастровый номер участка;
- нынешнюю и желаемую категорию участка;
- причину запроса.
К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:
- выписку из земельного кадастра с пометкой о том, что участок относится к землям запаса;
- выписку из реестра прав на имущество с указанием собственника территории;
- заключение Государственной экологической экспертизы.
Ответственность за незаконную эксплуатацию
За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.
- Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
- Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф ( ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях ).
- В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
- Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ , предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.
Мероприятия по охране земель
Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:
- защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
- действия по сохранению почв и их плодородности;
- защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
- ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
- разработку законодательных актов в сфере охраны земель.
Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.
Основные проблемы перераспределения участков
Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:
- Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
- Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
- Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.
Выводы
Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение. Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях. Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.
Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.
Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены
Каждый участок земли имеет кадастровую категорию. В зависимости от неё территория используется для нужд сельского хозяйства, промышленности или жилья. Есть так же категория резервных земель, то есть, находящихся без чётко обозначенного статуса на данный момент. Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены, поясняет законодательство по землепользованию.
Определение земель запаса
Этим статусом наделены территории, использование которых не определено в силу особых обстоятельств, чаще всего – их удалённое расположение от объектов жизнедеятельности человека.
Такие земли находятся в резерве, в запасе, и не могут принадлежать частным лицам.
Законодательные акты
Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:
- Земельный Кодекс;
- федеральные и региональные постановления и законы.
В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.
Что относится к землям запаса
В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:
- расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
- выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
- зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
- непригодные к использованию водоёмы;
- непригодные в данный момент для использования леса.
Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.
Типы земель запаса
Сохранность территорий обеспечивает государство в лице:
- федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
- властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
- властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.
Правовой статус
В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:
- передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
- использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
- предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.
Законодательство разрешает:
- использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
- на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
- через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
- сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.
Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:
- проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
- исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
- проводить обучение и научно-исследовательские работы.
В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):
- гражданин не является членом колхоза;
- он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
- он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.
Перевод в другую категорию
Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.
Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.
В каких случаях возможна смена категории землям запаса:
- принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
- требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
- необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
- за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
- планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.
Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.
Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.
Что требуется для перевода
Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:
- Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
- планы инициатора по освоению земли;
- аргументы в поддержку идеи;
- кадастровый номер требуемого участка;
- его размеры;
- текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
- Составление пакета документов:
- для физических лиц – паспорт;
- для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
- заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
- заключение кадастрового инженера о межевании;
- план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
- Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
- для федеральных земель – Правительство РФ;
- для региональных – исполнительный орган субъекта;
- для муниципальных – органы местного самоуправления.
Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.
- Дождаться решения:
- положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
- отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.
Основаниями для отказа могут быть:
- отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
- неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
- цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
- цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
Процедура принятия решения делится на два этапа.
Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.
Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.
Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.
Что делать после получения Постановления о смене категории
Дальнейшая судьба участка определяется:
- конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
- передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.
Заключение
Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.
Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.
Что такое земли запаса?
Что такое земли запаса?
Российское законодательство выделяет многие категории земельных участков. Одна из них — так называемые земли запаса. Они никак не используются и принадлежат государству. Разберемся, что такое земли запаса , зачем они нужны, какие нормативные акты их регулируют и как их можно использовать.
Что такое земли запаса
Земли запаса — это государственные или муниципальные участки разной площади , находящиеся в резерве. Они не принадлежат физическим и юридическим лицам, их никак нельзя использовать . Чтобы начать использовать земли запаса, нужно перевести их в другую категорию.
К землям запаса относятся земли, неиспользуемые никем. Это — одна из основных отличительных особенностей таких участков. К другим особенностям относятся:
Регистрация. Участки зарегистрированы и имеют кадастровый номер, а также другие необходимые документы.
Владельцы. Официально собственников нет. Участки принадлежат государству.
Согласование. По закону, собственники обязаны согласовывать границы участка с соседями. Границы землей запаса согласовывать необязательно.
Регламент. Градостроительный регламент не распространяется на земли запаса, потому что их дальнейшее назначение неизвестно.
Категория . Другие категории земель имеют ограничения. Земли запаса можно перевести в любую категорию, установленную законодательством.
Обычно к землям запаса относятся земли, находящиеся за пределами городов и населенных пунктов. Их формируют из участков, которые специально выводятся из оборота — например, из участков, собственники которых забросили их и пропали. Чаще всего к землям запаса относятся:
сельскохозяйственные земли, которые временно не используются из-за снижения плодородности;
сельскохозяйственные угодья, которые не используются ввиду отсутствия необходимости;
земли лесного фонда и участки с древесно-кустарниковой растительностью, которые пока нельзя использовать или они предназначены для каких-то целей в будущем;
земли с естественными водоемами, которые не нужно использовать.
В целом такие участки делятся на три вида по степени подчиненности:
Федеральные земли. На них расположены разные объекты недвижимости федерального значения. Также к ним относятся земли, на которых расположена приватизированная недвижимость, ранее бывшая в федеральной собственности .
Земли субъектов РФ. Это преимущественно — участки, которые находятся внутри территориальных границ муниципальных образований, например, относятся к какому-то городу или населенному пункту. Также это земля с недвижимостью, которая принадлежала субъекту РФ до приватизации.
Земли муниципальных образований. Это — прочие земли , которые не имеют разделения на региональный и федеральный уровни. Например, участки далеко за городом.
Отдельным подвидом считаются неиспользованные земли запаса. Их никогда не передавали юридическим и физическим лицам, они всегда принадлежали государству.
Правовая основа: какие нормативные акты регулируют использование земель запаса
Определение понятию дает статья 103 ЗК РФ — Земельного кодекса Российской Федерации . Согласно ему, к такой недвижимости относятся «земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель».
Ст . 45 ЗК РФ перечисляет случаи, в которых участки могут быть изъяты у собственников, в том числе и в пользу земель запаса. Например, это:
невыполнение обязанностей по рекультивации земель;
невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
ФЗ №172 регулирует перевод участков в другую категорию. Согласно закону, перед использованием земельного надела его обязательно нужно перевести в соответствующую целевую категорию. Также закон описывает процедуру переведения земли из одной категории в другую.
Когда можно использовать земли запаса
Использование земель запаса допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Основной тип пользования — перевод в другую категорию для дальнейшего применения по назначению. согласно закону, для этого может послужить необходимость:
создания территорий с особым режимом эксплуатации, охраны — например, естественных заповедников, водоохранных зон, природных парков;
консервации имеющихся и эксплуатирующихся земель ввиду износа, например, при снижении плодородности почвы на одном из участке, выделенных для выращивания плодовых культур;
изменения границ существующих субъектов России или образование новых административных образований;
возведения объектов бытового, социально-культурного назначения, а также объектов инженерной инфраструктуры — например, для строительства трубопроводов, возведения школ, детских садов, поликлиник, больниц;
разработки месторождений полезных ископаемых для последующей добычи;
обеспечения безопасности государства, его границ — например, для строительства новых военных баз, комплекса оборонительных сооружений неподалеку от границы.
Как можно использовать земли запаса
Земли резерва можно использовать в случаях, перечисленных выше. Также законодательство предусматривает ситуации, в которых изменять категорию участков необязательно.
Без изменения категории
Извлекать пользу из природных объектов. Если на территории земель располагаются природные объекты — леса, реки, озера и другие — жители могут извлекать из них пользу. Например, собирать ягоды и грибы, ловить рыбу. Но нужно быть внимательными — если ловить рыбу, вид которой запрещен для ловли, придется оплатить штраф.
Собирать сухостой. Разрешено собирать сухостой, при этом не вырубать насаждения. Например, можно забирать с собой сучки от старых высохших деревьев без листвы либо поваленные стволы сухих деревьев. Правда, есть важное уточнение — сухостой должен идти на отопление собственного дома, а не на перепродажу для извлечения прибыли.
Охотиться. На землях запаса разрешена охота. Охотиться могут люди с разрешением на используемое оружие и специальной лицензией либо путевкой на охоту. В документах обычно прописывают количество и вид диких животных, которых можно убить. За разрешение придется заплатить, а получить его можно в охотничьих угодьях, уполномоченных Министерством лесного и охотничьего хозяйства.
Прогонять скот. Через земли можно прогонять скот к месту пастбища. Главное, чтобы скот не останавливался для выпаса. Это будет считаться нарушением, потому что выпас скота на землях запаса без специального разрешения и перевода в другую категорию запрещен.
С обязательным изменением категории
❗ Создавать заповедники . Государство может создать на землях запаса заповедник, природный парк, водоохранную зону и иной объект с особым режимом охраны и эксплуатации. Для этого нужно перевести участок в категорию земель охраняемых территорий, утвердить порядок эксплуатации.
❗ Создавать производство. Прежде чем развивать производственные цеха, нужно перевести участок в другую категорию — земли промышленности. После этого на них можно будет построить производственные цеха, а также установить оборудование для добычи полезных ископаемых. Важное уточнение — такие участки можно использовать для промышленности, только если они расположены за границами населенных пунктов.
❗ Строить жилые дома. В этом случае нужно перевести участки в землю населенных пунктов. Например, можно расширить существующий населенный пункт за счет присоединения расположенных на его окраинах земель. Затем муниципалитет присваивает участку категорию ИЖС и выделяет его по равным частям людям для индивидуальной застройки, либо разрешает застройщикам возведение многоквартирных домов.
❗ Вести сельское хозяйство. В этом случае наделы должны стать землей сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно вести разную деятельность. Например, использовать плодородную почву для выращивания злаковых культур, каких-либо овощей и фруктов. Также можно строить фермы. Другие разрешенные назначения — прокладка хозяйственных дорог, размещение объектов для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, коммуникации. На таких землях могут находиться лесные насаждения и водные объекты.
❗ Добывать полезные ископаемые. В этом случае тоже нужно переводить участок в категорию промышленных земель. Собственником такой земли может выступать юридическое лицо — например, компания, которая занимается добычей и перегородкой разных полезных ископаемых: руды, нефти, газа и так далее.
❗ Расширять населенные пункты. В этом случае нужно присваивать наделам категорию земель населенных пунктов. Например, так можно расширить город, добавив к нему новый район на окраине.
Также обязательное изменение категории предусмотрено для многих других вариантов использования. Например, для строительства водозаборов, возведения комплекса оборонительных сооружений для охраны границ государства, ресурсоснабжающих предприятий, автомобильных дорог и трасс и многих других назначений. Изменение категории является обязательным условием для использования.
Как перевести земли запаса в другую категорию для дальнейшего использования
Заниматься переводом земель запаса в другую категорию для дальнейшего использования могут не все граждане РФ, а только уполномоченные на это лица — например, чиновники. Сам процесс проходит в три этапа.
Определите, кто распоряжается землями запаса
Это нужно, чтобы узнать, к кому обращаться с прошением. Здесь все просто. Если участок относится к федеральным землям, нужно обращаться в Правительство Российской Федерации. Если к землям субъектов РФ — к исполнительному органу регионального уровня, то есть к администрации субъекта. Если к землям муниципальных образований — к ответственному органу на муниципальном уровне.
Узнать конкретный вид участка можно в кадастровом паспорте или выписке из ЕГРН, если подать ее с соответствующей целью.
Подайте прошение
Напишите ходатайство, или прошение, о переводе земель в другую категорию. В документе обязательно укажите следующие сведения:
? кадастровый номер участка — его можно посмотреть в кадастровом паспорте, он нужен, чтобы идентифицировать нужный надел;
? нынешнюю категорию земель и ту, в которую вы хотите перевести надел;
? пояснение причин перевода надела в другую категорию — описание того, почему земле нужно присвоить другое целевое назначение .
К прошению нужно приложить дополнительные документы.
? Заявление . В нем указывают те же данные, что и в прошении.
Выписку из государственного кадастра земель. Ее нужно получить для того, чтобы подтвердить, что участок, на который вы претендуете, действительно относится к землям запаса.
? Выписку из ЕГРН. Она подтвердит, что у участка нет фактического собственника и он принадлежит государству.
? Заключение Государственной экологической экспертизы. Документ подтвердит, что планируемая деятельность не нарушит экологические регламенты. Без заключения процесс невозможен. Получать его нужно в уполномоченном органе, то есть в администрации населенного пункта — например, в Правительстве города Москвы.
Получите акт
Вне зависимости от принятого решения администрация подготовит акт. Рассмотрение прошения обычно проходит в течение 30 дней.
Вам могут отказать по нескольким причинам:
❌ федеральным законом установлены ограничения по переводу земель запаса из одной категории в другую;
❌ государственная экологическая экспертиза выдала отрицательное заключение;
❌ заявитель считается ненадлежащим лицом для подачи заявления, то есть фактически не имеет полномочий;
❌ в документах есть ошибки, они отсутствуют или не соответствуют установленным законом нормам.
Если вам откажут, вы получите назад свое ходатайство и акт об отказе. Можете попробовать подать заявление снова, когда устраните имеющиеся недочеты.
Если администрация разрешит перевод земель из одной категории в другую, выдаст соответствующее решение. Придите с ним в ЕГРН и внесите изменения в информацию об объекте.
Распорядитесь землей
После того, как переведете землю в другую категорию, можете распоряжаться ей. Например:
♻ начать организовывать государственный заповедник или природный парк;
♻ поделить выделенный участок на отдельные наделы и передать их частным лицам для индивидуального жилого строительства;
♻ сдать в аренду или продать участок юридическим лицам — застройщикам, производственным компаниям.
Дальнейшее распоряжение землей тоже регулируется законом. Например, нельзя просто продать землю собственникам: для этого должны быть веские основания.
Земли запаса как особый раздел законодательства
В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету. В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам. Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.
Общее описание и правовые аспекты
В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.
Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.
Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.
Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации. После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.
А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации. Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства. При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.
Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.
Назначение и виды
Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:
- сельскохозяйственные;
- населенных пунктов;
- промышленности;
- обороны;
- особо охраняемые;
- лесного и водного фонда;
- запаса.
По правовой принадлежности области существуют:
- Федеральные.
- Субъектов Федерации.
- Муниципальные.
В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.
В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.
Резервные территории можно разделить на две группы:
- Не используемые гражданами или юридическими лицами.
- Составляющие специальный фонд.
При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:
- нерационально;
- не по целевому назначению;
- с нарушениями законодательства.
Помимо этого, к ним относятся:
- выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
- лесной фонд, не покрытый лесом.
Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.
В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.
Категории и процесс перевода
Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).
№ | Наименование | ВРИ |
---|---|---|
1 | Сельскохозяйственные | Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения |
2 | Населенных пунктов | ИЖС |
3 | Промышленные | Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий |
4 | Охраняемые | Заповедники и заказники |
5 | Водного и лесного фондов | Лесное хозяйство и водные объекты |
Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении. Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления. Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:
- Номер, присвоенный Росреестром.
- Нынешняя и желаемая группа земель.
- Аргументированная причина перевода.
При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.
Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Заявление о переводе в другую категорию.
- Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
- Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
- Заключение государственной экологической экспертизы.
Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления. А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом. При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.
При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:
- Причину изменения группы.
- Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
- Наименование присвоенного назначения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.
Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.
Незаконное или нецелевое использование
В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:
- строительство на неразрешенной местности;
- неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
- незаконная добыча и пользование недрами;
- повреждение водных объектов.
При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.
К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.
Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.
За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.
Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых. При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.
Правила охраны
Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:
- в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
- в улучшении состояния;
- в восстановлении почв.
Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:
- Защищать от сорняков.
- Не допускать эрозию почв.
- Ликвидировать загрязнения.
- Сохранять уровень плодородия.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.
Разрешение спорных моментов
При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.
Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.
При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.
Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.