Регистрационный сбор за проведение государственной регистрации ""
Shedevr-24.ru

Юридический портал

Регистрационный сбор за проведение государственной регистрации

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

В соответствии с комментируемой статьей за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина. Размеры и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 НК РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 13, пункту 4 статьи 16 Закона регистрация прав начинается только при ее оплате, документ об оплате государственной пошлины предоставляется вместе с заявлением о государственной регистрации. Платежный документ предоставляется в подлиннике и копии, после осуществления государственной регистрации возвращается заявителю с отметкой “погашено”.

Согласно статьям 333.16 и 333.17 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.

Внесение платы в безналичном порядке подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка, иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы.

Организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме.

Государственная пошлина оплачивается за регистрационное действие. Так, например, при государственной регистрации договора мены производится три регистрационных действия, которые должны быть оплачены: регистрация сделки (мены), регистрация прав сторон – участников по договору мены. По договору мены могут передаваться два объекта недвижимого имущества, например, жилой дом и земельный участок, соответственно, государственная пошлина уплачивается и за регистрацию права собственности на земельный участок и на жилой дом. Правообладателю выдается два свидетельства.

Так же обстоит дело с государственной регистрацией договора купли-продажи жилого помещения (ст. 558 ГК РФ). Государственной регистрации подлежит сам договор купли-продажи и право собственности покупателя.

Государственная пошлина взимается не только за регистрацию прав и сделок, но также и за внесение изменений в записи ЕГРП. За внесение изменений в существующие записи предусмотрены существенно меньшие тарифы, чем за регистрацию прав. В ЕГРП вносятся изменения в случае изменения фамилии, обмена паспорта после приобретения недвижимости и регистрации права, изменения адреса, площади и других характеристик недвижимости. После внесения изменений в ЕГРП может быть выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, содержащее новые сведения о недвижимости и правообладателе. При этом не требуется внесения изменений в правоустанавливающие документы: договоры, свидетельства о наследстве и др.

При уплате государственной пошлины за регистрацию следует обратить внимание на некоторые особенности:

– в случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия взимается в размере, установленном для физических лиц;

– в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях;

– в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины;

– при обращении за государственной регистрацией прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества физических лиц, признанных малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается;

– при преобразовании объекта недвижимости государственная пошлина взимается за государственную регистрацию права на каждый объект недвижимости в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: для юридических лиц – 7500 руб., для физических лиц – 500 руб.

НК РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины. В частности, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ. При этом основанием для предоставления данной льготы является выдаваемый органом местного самоуправления соответствующий документ.

Одновременно государственная пошлина также не уплачивается в следующих случаях:

– за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

– за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

– за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

– за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРП;

– за государственную регистрацию возникшего до введения в действие комментируемого Закона права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

НК РФ установлен порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины. Заявитель (правообладатель или представитель правообладателя) должен обратиться в Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии (по субъекту) с заявлением о возврате государственной пошлины с представлением копий (если государственная пошлина подлежит возврату частично) платежных документов или их оригиналами (если государственная пошлина подлежит возврату полностью). В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе и платежные реквизиты для перечисления денежных средств.

Читать еще:  Госпошлина за регистрацию по месту жительства сумма

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Госпошлина подлежит возврату в полном размере: в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину за государственную регистрацию, от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, т.е. до начала процедуры государственной регистрации; т.е. ошибочно уплаченная.

Госпошлина подлежит возврату частично: в случае оплаты свыше размера, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации; в размере 50% – при условии прекращения государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления правообладателя до внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

В случае отказа регистрирующего органа госпошлина возврату не подлежит.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 2 недель со дня регистрации заявления плательщика принимает решение о возврате платы, оформляет платежный документ в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, и представляет его в соответствующий орган Федерального казначейства.

Возврат платы осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Помимо государственной пошлины в соответствии с комментируемой статьей также предусмотрено взимание зачисляемой в федеральный бюджет платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Размеры указанной платы, порядок ее взимания и зачисления в федеральный бюджет установлен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773 “Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме”.

По состоянию на 9 марта 2004 года на финансирование деятельности учреждения по регистрации прав средства из бюджета субъекта Российской Федерации не выделялись, и финансирование осуществлялось за счет платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах и средств, полученных из иных не запрещенных законом источников.

В настоящее время финансирование Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии осуществляется из федерального бюджета.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии передана в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.

Регистрационный сбор за проведение государственной регистрации

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218 (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

    • документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
    • документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
    • иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

    • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
    • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
    • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
    • свидетельства о праве на наследство;
    • вступившие в законную силу судебные акты;
    • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
    • межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
    • схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
    • наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

    Согласно ч. 4 и 7 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в соответствии с частями 1 – 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.

      В соответствии с ч. 5 – 10 ст. 18 Закона № 218-ФЗ:
    • не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами;
    • заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
    • представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе;
    • при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
    • лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;
    • орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица;
    • заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе;
    • в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью, и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

    Размер админсбора за проведение регистрации

    Итак, какой размер административного сбора нужно заплатить предпринимателям за проведение регистрации (а также регистрации изменений) в госбюджет в 2018 году:

    Административный сбор не платится за государственную регистрацию изменений в сведения о профессиональных союзах, их организациях или объединениях.

    Административный сбор не платится за государственную регистрацию изменений в сведениях о юридическом лице, физическом лице – предпринимателе и общественном формировании, не имеющим статуса юридического лица, в том числе изменений в учредительные документы, связанных с приведением их в соответствие с законами Украины в срок, определенный этими законами.

    За исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, оплачивается административный сбор в размере 30 процентов административного сбора, установленного за государственную регистрацию.

    В случае отказа в государственной регистрации административный сбор не возвращается.

    За предоставление сведений из Единого государственного реестра взимается плата в следующем размере:

    • 0,05 прожиточного минимума для трудоспособных лиц – за предоставление выписки для проставления апостиля и выписки в бумажной форме;
    • 0,07 прожиточного минимума для трудоспособных лиц – за предоставление документа в бумажной форме, содержащейся в регистрационном деле;
    • 75 процентов платы, установленной этой частью за предоставление соответствующего документа в бумажной форме – за предоставление выписки в электронной форме и документа в электронной форме, содержащейся в регистрационном деле.

    Прожиточный минимум 2018 г. – также увеличился и теперь он составляет:

    для утративших
    трудоспособность

    Меcяц на трудоспособное лицо на 1 лицо в месяц
    январь 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    февраль 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    март 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    апрель 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    май 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    июнь 2018 г. 1762 гpн. 1373 гpн. 1700 грн.
    июль 2018 г. 1841 гpн 1435 гpн. 1777 грн.
    август 2018 г. 1841 гpн 1435 гpн. 1777 грн.
    сентябрь 2018 г. 1841 гpн 1435 гpн. 1777 грн.
    октябрь 2018 г. 1841 гpн 1435 гpн. 1777 грн.
    ноябрь 2018 г. 1841 гpн 1435 гpн. 1777 грн.
    декабрь 2018 г. 1921 гpн 1497 гpн. 1853 грн.

    Также в связи с увеличением размера минимальной заработной платы и прожиточного минимума в 2018 году увеличился и размер единого налога, который будут уплачивать физические лица – предприниматели 1 и 2 группы плательщиков единого налога

    Размеры административного сбора в 2018 году за государственную регистрацию, плата за предоставление информации и услуг в сокращенные сроки в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований

    Прожиточный минимум
    (1762 грн. на трудоспособное лицо – с 1 января 2018 года)

    Процент

    сумма

    За государственную регистрацию права собственности (Не в результате совершения нотариального действия) в срок, не превышающий 5 рабочих дней

    Госпошлина: бухгалтерские проводки

    Государственная пошлина – это сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены законодательством, для совершения юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

    О том, как отражается госпошлина в бухгалтерском и налоговом учете, расскажем в нашей консультации.

    Госпошлина: счет бухгалтерского учета

    Бухгалтерский учет госпошлины ведется на активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). При начислении госпошлины учет в бухгалтерии подразумевает кредитование счета 68, а уплата пошлины отражается по дебету счета 68. Какие счета корреспондируют при этом со счетом 68, расскажем ниже.

    Госпошлина в стоимости имущества

    Порядок отражения госпошлины в бухгалтерском учете зависит от того, с чем связана уплата госпошлины и на каком этапе такая уплата производится.

    Если госпошлина уплачивается в связи с приобретением имущества, то она включается в его первоначальную стоимость. Однако если пошлина оплачена уже после того, как объект принят к учету (введен в эксплуатацию), а правилами бухгалтерского учета изменение первоначальной стоимости в таких случаях не предусмотрено, пошлина будет относиться на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от того, к какому виду деятельности относится уплата этой пошлины.

    К примеру, госпошлина, уплаченная за регистрацию прав на недвижимое имущество до ввода в эксплуатацию объекта, включается в его первоначальную стоимость (п.п.7, 8 ПБУ 6/01 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

    Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — Кредит счета 68.

    А если, к примеру, по складу торговой организации эта пошлина будет уплачена уже после того, как объект основных средств введен в эксплуатацию, госпошлина будет отражена так (п. 14 ПБУ 6/01 ):

    Дебет счета 44 «Расходы на продажу» — Кредит счета 68.

    Собственно, уплата госпошлины отражается так:

    Дебет счета 68 – Кредит счета 51 «Расчетные счета».

    Госпошлина в расходах

    Помимо пошлин, уплачиваемых после принятия на учет (ввода в эксплуатацию) имущества, напрямую на расходы организации будут относиться пошлины, не связанные с приобретением объектов имущества. Речь идет, к примеру, о госпошлине при подаче в суд искового заявления, госпошлине за совершение нотариальных действий, пошлине за внесение изменений в учредительные документы организации и т.д. В этих случаях при учете госпошлины в бухгалтерском учете проводки (с точки зрения дебетуемого счета) могут быть различные.

    Судебные пошлины обычно отражаются в составе прочих расходов организации:

    Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68.

    Порядок учета иных пошлин зависит от того, к какому виду деятельности относится уплата пошлины.

    Так, к примеру, уплачиваемая госпошлина за внесение изменений в устав будет отражена так (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

    Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др. – Кредит счета 68.

    А например, госпошлина, уплачиваемая за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат при утилизации транспортного средства организации, будет отражена следующим образом (п. 11 ПБУ 10/99 ):

    Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68.

    Как госпошлина принимается к налоговому учету?

    Порядок признания госпошлины в налоговом учете следующий. Если речь идет о госпошлине за регистрацию транспортных средств или объектов недвижимости, которая уплачена до ввода таких объектов в эксплуатацию, пошлина увеличивает их первоначальную стоимость. А если уплачена позднее – относится на расходы (Письма Минфина от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295, от 11.02.2011 № 03-03-06/1/89, от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Когда налоговый учет также ведется на счетах, можно сказать, что, к примеру, на уплачиваемую по недвижимости госпошлину проводки в бухгалтерском и налоговом учете будут схожие. Также, скажем, по госпошлине в суд бухгалтерский и налоговый учет будут близки. И разницы обычно не возникают.

    В целях исчисления налога на прибыль «расходная» госпошлина учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1, 40 п.1 ст.264 НК РФ). При этом возмещаемая на основании решения суда госпошлина учитывается ответчиком в расходах, а истцом в доходах на дату вступления в законную силу решения суда (Письма Минфина от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69458, от 24.07.2013 № 03-03-05/29184).

    Особенность учета госпошлины при УСН «доходы минус расходы» состоит в том, что признается она на момент оплаты (пп.22 п.1 ст.346.16, п.1 ст.346.17 НК РФ).

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector
    Административный сбор